Образование как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

В наиболее общем смысле образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Различные науки изучают образование под своим углом зрения. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (педагогика).doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


 

Факультет «Социальная психология»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Педагогика»

на тему «Образование как фактор развития личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ст. гр. СоВ-3.1

Шаров А. Н.

 

Преподаватель:

Даниленко О. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. 2013г.

1. Введение.

 

 В наиболее общем смысле образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Различные науки изучают образование под своим углом зрения. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

 Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

 Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

 Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого «Образовательного взрыва». Такое стало возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего. Перманентное обновление техники и технологии производства повлекло за собой быструю инфляцию профессиональной подготовки, основанной на практическом опыте. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.

В современных  условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности.

2. Содержание  образования как средство развития  личности.

 

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, - важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют

собой самого человека. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход

к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

 

В педагогической психологии отмечается многоаспектность понятия «Образование», одним из его составляющих является «Содержание образования». Под содержанием образования понимается триединый целостный процесс, характеризующийся:

Во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение);

Во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание);

В-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие). Без  этих трех составляющих невозможно органичное, целостное развитие личности человека. Рассмотрим их более подробно.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Существует несколько видов развития:

1.Физическое развитие – изменение  роста, веса, силы, пропорций тела  человека;

2. Физиологическое развитие – изменение функций организма в области сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварения, деторождения и пр.;

3. Психическое развитие – усложнение  процессов отражения человеком  действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации;

4. Социальное развитие – потенциальное  вхождение человека в общество - в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения;

5. Духовное развитие – осмысление  человеком своего предназначения  в жизни, появление ответственности  перед настоящими и будущими  поколениями, понимание сложной  природы мироздания и стремление  к постоянному, нравственному самосовершенствованию.

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру  и качеству.

Воспитание. Сущность воспитания заключается в формировании, с одной стороны, мотивов поведения, а с другой – доступных для ребенка определенного возраста способов и форм поведения. В процессе жизни у ребенка постепенно формируются и становятся устойчивыми такие мотивы, которые приобретают ведущее значение. Создается определенная иерархическая структура мотивационной сферы человека, которая обуславливает направленность личности. Выделяются три основных вида направленности личности:

  1. Личная направленность (престижная, эгоистическая) создается преобладанием мотивов собственного благополучия, самоутверждения, личного покоя;
  2. Коллективистическая направленность (общественная или альтруистическая) имеет место тогда, когда поступки человека побуждаются преимущественно интересами и потребностями общества, коллектива, группы, других людей;
  3. Деловая направленность, бескорыстный интерес к делу, познанию действительности возникает в случае, когда преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью; проявляется в увеличении процессом деятельности, бескорыстном стремлении к истине, овладении новыми умениями.

Воспитание предполагает воздействие на эмоциональную сферу. Это воздействие должно затронуть  всю личность, весь субъективный мир  человека. Другое условие формирования личности – активность и самостоятельность самих учащихся. Если они сами проанализировали факты, самостоятельно сделали выводы, а еще лучше, если в споре проявили собственное отношение и дали собственную оценку, то можно говорить о том, что были созданы благоприятные условия для формирования убеждений. Психология исходит из принципа развития в деятельности. При этом надо иметь в виду, что, для того чтобы сформировать нужные мотивы, деятельность должна быть соответствующим образом организована. В ней формируются не только мотивы, но и привычные способы поведения. Как и при обучении, в процессе воспитания огромную роль играет подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.

Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура – духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности? В отечественной дидактике наиболее признана концепция И.Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания:

  1. знания;
  2. установленные и выведенные в опыте способы деятельности;
  3. опыт творчества;
  4. эмоционально – ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно  определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Потребности общества выступают  в качестве объективного фактора, влияющего  на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и  техники также влияют на содержание обучения. Итак, под содержанием  образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации предается ему.

Можно выделить следующие  составные части общественного  опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к  жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания, обучения и развития: физическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.

Составные части содержания каждого направления таковы: знания, умения, отношения, творческая деятельность.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Формирование знаний, умений, навыков зависит от способностей человека. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

Содержание  образования на всех его ступенях должно быть направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то есть обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое развитие.

 

3. Заключение.

Итак, в заключении хотелось бы отметить что, образование – это  прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Система образования намного сложнее  любых других, более жестко детерминированных  – технических, кибернетических, экономических  и т.п. Система образования – это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она – открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Информация о работе Образование как фактор развития личности