Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

К умственно отсталым относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.
Характерная особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Образование лиц с нарушением умственного развития.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Чувашский государственный  педагогический университет 

имени И.Я. Яковлева».

 

 

 

 

 

Доклад 

 

«Образование лиц с нарушением умственного развития

(умственной отсталостью)»

 

 

 

 

 

Выполнили:

студентки 4 курса

ФЕ и ДС группы ЕБХ-1

Борзова Анастасия,

Федорова Марина

 

 

 

 

Чебоксары 2013 г.

Образование лиц  с нарушением умственного развития

(умственной отсталостью)

1.Определение понятия, его характеристика.

К умственно отсталым относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер.

Характерная особенность дефекта при умственной отсталости – нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. 

2.Причины возникновения.

Причины возникновения  УО разнообразны:

  • наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания ЦНС),
  • нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера),
  • патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития:
  • внутриутробные инфекции: 
  • хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия;
  • вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп;
  • острые инфекционные заболевания матери (на более поздних сроках беременности) могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита;
  • хронические болезни матери оказывают неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени;
  • применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, могут вызвать интоксикацию плода (антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства);
  • курение, алкоголизм, наркомания родителей,
  • неправильное питание матери,
  • различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности,
  • работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности,
  • неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина, пагубно сказываются на развитии плода
  • иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных может быть причиной умственной отсталости. 
  • патогенные (вредоносные) факторы в период родов:
  • родовые травмы мозга. 
  • патогенные (вредоносные) факторы в период после родов:
  • нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит);
  • черепно-мозговые травмы;
  • интоксикации (отравления). 

Степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора.

Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании  в более поздние сроки нарушения  будут менее выражены и могут  привести к задержке психического, речевого развития. 

3. Виды отклонения  и их характеристика.

В группу УО лиц входят:

  1. лица, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. Это диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но наблюдается недоразвитие психики, которое проявляется в отставании от нормы и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых. 
  2. лица, у которых УО возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психически функций. Это деменция. Интеллектуальный дефект при ней необратим. Поражения неоднородны, т.е. с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других отделах. Тут наблюдаются резкие нарушения работоспособности, внимания, памяти, чем восприятия, мышления, речи.
  3. лица, у которых УО сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией... При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания. 

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют 3 степени умственной отсталости (по общепринятой классификации основанной на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности):

  • дебильность 50—70 IQ
  • имбецильность 35—49 IQ
  • идиотия 25—39 IQ. 

УО включает 4 степени снижения интеллекта в зависимости от количественной оценки интеллекта (согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г.): 

  • незначительную 50—70 IQ
  • умеренную 35—49 IQ
  • тяжелую 25—39 IQ
  • глубокую20 и ниже IQ.

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70—80%).  
      Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Пассивный словарь значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.  
        Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.  
       Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.  
       Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.       

Несмотря на трудности  формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с  незначительной умственной отсталостью  все же имеют возможности для  развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая  сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. 

С семи-восьми лет дети с  незначительной умственной отсталостью  поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется  по специальным программам. В небольших  городах открыты специальные  классы для детей с нарушениями  интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в  специальных школах для детей  с нарушением интеллекта. 

Большинство юношей и девушек  с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска  из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся  людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют  детей. 

Эти люди дееспособны, поэтому  общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести  воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д. 

Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем— шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». 

Речь появляется к концу  дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко  фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей. 

Познавательные возможности  резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно. 

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, социальнобытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. 

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские  сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7—8 лет они могут быть приняты  в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы  специальные классы. Также они  могут обучаться в школах для  детей с выраженным нарушением интеллекта. 

По окончании школы  юноши и девушки находятся  в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Лица с умеренно степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться. 

Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностик этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватна реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первые слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. 

Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетически и пренатальных исследований. 

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственно ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. 

Однако дети с тяжелой  умственной отсталостью так же, как  и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым) расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основном находятся в учреждения Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход. 

4. Методы педагогической  работы.

В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е.А. Стребелева, Ю.А. Разенкова, Г.А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Л.Б.Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Е.Н.Соломина, И.М.Яковлева и др.). Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А.А. Еремина и др.). 

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей  и даже самых тяжелых можно  чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс. 

В последние годы в специальной  педагогике широкое распространение  получили идеи интеграции. Для детей с незначительной и умеренной степенью УО целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со семи, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках. 

Наиболее распространенными  формами организации обучения умственно  отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекционные) школы VIII вида. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях.

Работа с детьми раннего  возраста, в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития. 

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.        

В специальных садах оказывается  комплексная помощь умственно отсталым детям: коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, в большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.  
       В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.  
        Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.        

С семи-восьми лет умственно  отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабилитации.  
        Основными задачами являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. 

Информация о работе Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)