Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 11:34, реферат

Краткое описание

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ДАУН.docx

— 446.60 Кб (Скачать файл)
  • связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
  • права и потребности своего внутреннего «Я»;
  • работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;
  • других.

3. Разрешать себе:

  • меняться;
  • принимать новые адаптивные идеи;
  • моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
  • непосредственно воспринимать реальность;
  • выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
  • принимать ребенка и других членов семьи.

4. Укреплять свою автономность:

  • развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
  • оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
  • овладевать навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:

  • диагностика детско-родительских отношений;
  • совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком;
  • индивидуальные консультации родителей по запросу;
  • тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
  • родительские собрания;
  • тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.

В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с малышом и другими членами семьи.

Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволяют вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.

Индивидуальные консультации родителей бывают востребованы, когда взаимодействия со специалистом в присутствии ребенка оказывается недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. В таких случаях родственникам необходимо помочь разобраться в сложном переплетении семейных проблем. Дать возможность осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. Консультируя родителей, специалист старается работать с их внутренними ресурсами, помогает принять болезнь ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом ему приходится искать свой неповторимый подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. Здесь создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, получения обратной связи - реакции на высказывание своих идей, для повышения родительской компетентности и обращения к собственным ресурсам. В группе легче преодолеть одиночество и отчаяние, почувствовать поддержку, обрести надежду, проявить альтруизм. В то же время специалисту необходимо тщательно подбирать родителей в группы по их готовности к участию в работе и по характеру волнующих их проблем.

На тематических лекциях и круглых столах удобно проводить психологическое просвещение, поддерживать обсуждение волнующих тем, работать над выражением чувств.

В рамках целевых тренингов родителям предоставляется возможность овладеть некоторыми полезными навыками и подходами к решению собственных и межличностных проблем.

Оптимальной представляется групповая работа с 6-10 участниками при общем количестве встреч от 4 до 8 по два часа один раз в неделю. Успешности группы способствует четкий внутренний регламент и его соблюдение.

Также немаловажным является создание и правильное оформление информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать всем родителям о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков зависит от тяжести нарушения, возраста ребенка, структуры дефекта. Специалисты ГООУ «ЦПМСС» оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинского, в ходе всего срока реабилитации ребенка (дообследование детей с целью уточнения медицинского диагноза, логопедического заключения).

В программе выделены следующие разделы:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Моторное развитие

 

Раздел 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

К познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Формирование данных процессов осуществляется в следующих направлениях:

  • Сенсорное воспитание.
  • Ознакомление с окружающим.
  • Развитие психических функций.

 

1.1. Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении, На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

 

1.2. Ознакомление с окружающим

Ознакомление с окружающим направлено на формирование у детей целостного восприятия представлений о предметном мире. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. В ходе занятий накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы, о животных, о растительном мире, о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда», «Посуда».

 

1.3. Развитие психических функций

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение развития всех психических функций.

Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.

Развитие внимания

Внимание является оной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.

Уровень развития внимания определяется различными характеристиками. К ним относятся объем внимания, концентрация, переключение, устойчивость, распределение. Внимание зависит от возраста ребенка.

Для детей с синдромом Дауна характерна неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Значительное влияние на его развитие оказывают нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие, а также неустойчивость позы, в которой находится ребенок.

Развитие памяти

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Она носит непроизвольный характер и теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания.

Память детей с синдромом Дауна характеризуется уменьшенным объёмом, а также недостаточностью слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух. Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Для запоминания требуется большое количество повторений.

Развитие мышления

Мышление у ребенка раннего возраста формируется тесной взаимосвязи с общим развитием, с опорой на восприятие, развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Все особенности, характерные для ребенка с синдромом Дауна, находят свое отражение в особенностях развития мышления:

  • Отставание и своеобразие развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации отрицательно сказываются на формировании поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды.
  • Позднее формирование ползанья и ходьбы снижает возможности исследования окружающего мира, нарушает развитие способности планировать действия.
  • Нарушения восприятия, памяти и внимания отрицательно сказываются на процессе формирования представлений. Понятийный уровень мышления, предполагающий соединение представления со словом, из-за задержки речевого развития появляется позже.
  • Затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую.
  • Резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений. В основном ребенок знает то, чему его специально учили.

 

Познавательная активность детей раннего возраста с синдромом Дауна развивается:

  • в играх и упражнениях, формирующих у детей орудийные действия, способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;
  • в дидактических играх и упражнениях, формирующих у детей ориентировочно-исследовательские действия (результативные, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения и др.);
  • в играх и упражнениях, направленных на ознакомление детей с пространственными и качественными свойствами и признаками объектов;
  • в играх и упражнениях, способствующих запоминанию с использованием знаково-символических средств;
  • в строительно-конструктивных, подвижных играх;
  • в изобразительной деятельности (обследование объектов, чтобы получить необходимые для изображения представления);
  • в конструировании по образцу (наглядно-действенное мышление);
  • в процессе развития речи на основе ознакомления с окружающим миром: у детей формируются представления о себе, окружающих людях, растительном и животном мире, о деятельности людей, что способствует формированию речи и навыков коммуникативного поведения;
  • в индивидуальной коррекционной работе.

Информация о работе Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна