1.3. Развитие
психических функций
Развитие
внимания:
- привлечение внимания ребенка
с помощью объектов, связанных с удовлетворением
его органических потребностей;
- стимуляция непроизвольного
внимания с использованием раздражителей
разной модальности;
- развитие устойчивости непроизвольного
внимания;
- формирование предпосылок для
развития произвольного внимания; расширение
объема внимания;
- развитие способности к переключению
внимания.
Развитие
памяти:
- развитие узнавания на основе
простейших условных рефлексов;
- расширение круга узнаваемых
предметов;
- развитие воспоминания на основе
формирования у ребенка элементарных
представлений о предметах;
- развитие непроизвольной памяти;
- увеличение объема запоминаемого
материала;
- совершенствование процессов
запоминания и воспроизведения.
Формирование
мышления:
- развивать у детей наглядно-действенное
мышление;
- создавать предпосылки к развитию
у детей наглядно-образного мышления;
- установление связей «восприятие
- образ», «предмет - действие», «действие
- его результат»;
- установление закономерных
связей посредством мыслительных операций,
которые в раннем возрасте неотделимы
от практических действий с предметами;
- установление причинно-следственных
связей.
Итоговые показатели
по разделу
Дети должны научиться:
- рассматривать последовательно
2-3 объекта и ясно их воспринимать;
- переключать свое внимание
с одной игрушки на другую;
- находить парные предметы и
картинки (2-3 пары);
- понимать и выполнять указания
взрослого;
- освоить способы действий с
предметами;
- воспроизводить действия взрослого
путем подражания;
- узнавать знакомые предметы
среди незнакомых.
Примерный перечень
игр
«Матрешка», «Найди мишку»,
«Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем
клубок», «Найди игрушки», «История о ручках
и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что
изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки»,
«Найди пару», «Разноцветные поляны»,
«Чего не хватает?», «Что спряталось?»,
«Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик»,
«Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду»,
«Кто играет?», «Музыкальная минутка»,
«Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай
дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим
кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники»,
«Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.
Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
- формировать у детей представления
о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях
в семье.
- формировать представления
о частях собственного тела, их назначении,
расположении, о собственных возможностях
и умениях.
- формировать общение «взрослый-ребенок»,
их сотрудничество;
- формировать у детей потребность
эмоционально-личностного контакта со
взрослым.
- формировать общение между
детьми, по ходу которого они постепенно
переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому
общению;
- формировать средства общения,
доступные детям раннего возраста с синдромом
Дауна;
- формировать у детей адекватное
поведение в конкретной ситуации: садиться
на стульчик, сидеть на занятии и т.д.
- обучать детей первичным способам
усвоения общественного опыта (совместные
действия ребенка со взрослым в предметной
и предметно-игровой ситуации, подражание
действиям взрослого).
- формировать у детей интерес
к игрушками, предметам и адекватным способам
действия с ними.
- обучать детей выполнению элементарной
речевой инструкции, регламентирующей
какое-либо действие ребенка в определенной
ситуации.
- привлекать внимание к различным
эмоциональным состояниям человека, учить
подражать выражению лица взрослого и
его действиям.
- развивать способность выражать
свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели
по разделу
Дети должны научиться:
- демонстрировать готовность
к совместным действиям со взрослым, принимать
помощь взрослого;
- положительно реагировать на
сверстников, уметь находиться рядом,
не причиняя друг другу вреда и не создавая
дискомфорта;
- выполнять предметно-игровые
действия с игрушками и предметами из
ближайшего окружения;
- адекватно вести себя в привычных
ситуациях;
- выполнять по речевой инструкции
2-3 элементарных действия с игрушками.
Примерный перечень
игр
Театрализованные игры по сказкам:
«Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка
ряба»; «Азбука настроений», «Нравится
– не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики
на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк
настроений» и др.
Раздел 3. РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
- формирование общения «взрослый-ребенок»,
которое продолжает работу, проводимую
в семье.
- начало формирования общения
между детьми, по ходу которого они постепенно
переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому
общению.
- расширение объема понимания
обращенной речи.
- формирование средств общения,
доступных детям раннего возраста с синдромом
Дауна.
- использование в общении вербальных
и невербальных средств: зрительный контакт,
сосредоточение зрительного и слухового
внимания, общение с помощью предметных
действий, привлечение к себе внимания,
использование простейших жестов и звуков.
- развитие правильных движений
органов речи, что является хорошей базой
для активизации звукопроизношения.
- активизация звукопроизношения
с учетом особенностей развития речи у
детей с синдромом Дауна.
3.1. Развитие
импрессивной речи
Развитие
пассивного словаря.
Накопление словаря происходит
в следующей последовательности:
- существительные (предъявление,
знакомство, называние предмета, организация
игры с предметом).
- глаголы (знакомство ребенка
с действием, организация игры и многократное
обыгрывание действия, включение слова
в быт).
- прилагательные (аналогичная
методика).
- предложение (сложность предложения
зависти от количества слов, влияющих
на понимание (ключевые слова, несущие
информацию)).
Понимание
связной речи
Работа над пониманием связной
речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
- демонстрируются и называются
простые бытовые действия, включаются
в бытовую игру детей;
- жесты, обозначающие действия,
включаются в репертуар песенок, потешек,
что обеспечивает их многократное усвоение
и повторение;
- демонстрация и называние этого
же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа
ведется в той же последовательности
что и при освоении изолированных
действий. Цепочки действий постепенно
усложняются.
3. Работа над простой
адаптивной сказкой:
- демонстрация, сопровождаемая
простым текстом и ключевыми жестами;
- работа с книгой по той же сказке.
3.2. Развитие
экспрессивной речи
Развитие
активного словаря.
Накопление словаря происходит
в следующей последовательности:
- называние по подражанию (использование
предметной или сюжетной картинки с использованием
слова, жеста, звукоподражания).
- ответы на вопросы с использованием
подражания.
- самостоятельные ответы детей
на вопросы (принимается любая форма ответа
, обращается внимание на качество звукоподражания).
- спонтанное использование речевых
средств (поощряется речь детей в виде
звукоподражаний и слов, что способствует
постепенной жестовой речи устной).
- появление фразы (возможно активное
использование жестов при построении
фразы).
Работа
по вызыванию звуков
Побуждение ребенка с синдромом
Дауна к самостоятельному произнесению
звуков происходит поэтапно:
- повторение за ребенком имеющихся
у него звуков.
- поочередное произнесение с
ребенком имеющихся у него звков.
- побуждение ребенка произносить
новые звуки с опорой на предмет или картинку
в сопровождении жеста. В случае необходимости ипользуется
опора на тактильные ощущения.
- имитация звукоподражания вслед
за взрослым с опорой на картинку и буквы.
- спонтанное произнесение звуков
с опорой на картинку.
- использование усвоенных звуков
в речи.
- включение звуков в слоги и
в слова.
Итоговые показатели
по разделу
Дети должны научиться:
- выполнять предметные действия
со взрослыми и сверстниками;
- выполнять простейшие поручения
и просьбы;
- пользоваться невербальными
формами коммуникации;
- воспроизводить знакомые звукоподражания,
лепетные слова, усеченные фразы на основе
подражания (в зависимости от возможностей
ребенка).
Примерный перечень
игр
«Валенки», «Травка-муравка»,
«Буренушка», «Сидит зайка», «Скок-скок-поскок»,
«Как у нашего кота», «Пошел кот под мосток»,
«У Аленки в гостях», «Котик серенький»,
«Сорока-белобока», «Заинька», «Едем, едем
на лошадке» и др.
Так же можно использовать сказки:
«Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро
козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок»,
«Колобок» и т.д.
Раздел 4. МОТОРНОЕ
РАЗВИТИЕ
- стимулировать двигательную
активность детей;
- развивать интерес к движениям
и потребность в двигательной активности;
- обогащать двигательный опыт;
- формировать положительное
отношение к двигательным играм;
- развивать основные движения
(ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
- формировать представления
о собственном теле, его основных частях
и их движениях;
- развивать ориентировку в пространстве;
- учить выполнять движения по
подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
- учить воспроизводить по подражанию
различные движения пальцами и кистями
рук, прослеживая их взором;
- развивать умение сопровождать
движения проговариванием коротких стихов
и потешек;
- формировать умение выполнять
серию движений под музыку (совместно
со взрослым, по подражанию и по образцу.
Итоговые показатели
по разделу
Дети должны научиться:
- выполнять движения по подражанию,
по образцу, по слову-сигналу;
- выполнять серию движений под
музыку;
- выполнять согласованные и
координированные движения глаз и руки;
- производить движения пальцами
одновременно с произнесением текста
потешки или рифмованных историй;
- выполнять упражнения по самомассажу
по показу взрослого;
- захватывать горох, фасоль,
макароны большим и указательным пальцем
в играх с «сухим бассейном»;
- играть с пирамидкой, снимать
и нанизывать кольца на стержень.
Примерный перечень
игр
подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Поезд»,
«Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик»,
«Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише»,
«Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках»,
«Лошадки» и др.