Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 08:25, курсовая работа
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования.
Введение
1. Государственный образовательный стандарт
2. Уровни государственного образовательного стандарта
3. Разработка проекта стандартов общего образования второго поколения носит широкомасштабный характер
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Государственный
2. Уровни государственного образовательного стандарта
3. Разработка проекта стандартов
общего образования второго
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
1. Государственный
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.
Под стандартом образования
понимается система основных параметров,
принимаемых в качестве государственной
нормы образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей
В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.
Наряду с законом "Об
образовании" стандарт образования
является основным нормативным документом,
несущим толкование определенной части
Закона. Он развивает и конкретизирует
такие характеристики образования,
как содержание, его уровень и
форму предъявления, указывает методы
и формы измерения и
Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.
2. Уровни государственного образовательного стандарта
В законе Российской Федерации
"Об образовании" в редакции, введенной
в 1996 г., предусмотрено, что государственными
органами власти нормируется лишь минимально
необходимый уровень
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.
Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Итак, стандарт образования,
с одной стороны, отражает обязательства
государства перед своим
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
* описание содержания
образования на каждой из его
ступеней, которое государство
* требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
* максимально допустимый
объем учебной нагрузки
Государственные образовательные
стандарты позволяют
Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.
Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.
До настоящего времени
общеобразовательные стандарты
у нас и за рубежом были представлены
в виде программ и требований к
уровню подготовки школьников по отдельным
учебным предметам. Общая структура
содержания образования определялась
типовым учебным планом, сложившимся
сугубо эмпирическим образом. Стандарт
образования позволяет
3. Разработка проекта стандартов
общего образования второго
Весь пакет нормативных
и рекомендательных документов - стандарты
и примыкающие к ним
Коллектив разработчиков стандартов общего образования второго поколения состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. государственный образовательный стандарт школьный
Деятельность групп разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения координирует Управляющий совет проекта под председательством Российской академии образования, академиком Н.Д. Никандровым. Научным руководителем авторского коллектива разработчиков нового стандарта является член-корреспондент Российской академии образования А.М. Кондаков.
Правила разработки и утверждения
федеральных государственных
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Правила разработки и
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства
Российской Федерации от 28 февраля
1994 г. #174 "Об утверждении порядка
разработки, утверждения и введения
в действие федеральных
- постановление Правительства
Российской Федерации от 8 апреля
2000 г. # 309 "О федеральных компонентах
государственных
- постановление Правительства
Российской Федерации от 21 января
2005 г. #36 "Об утверждении Правил
разработки, утверждения и введения
в действие государственных
- пункт 67 изменений, которые
вносятся в акты Правительства
Российской Федерации,
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 ПРАВИЛА
разработки и утверждения федеральных
государственных
1. Настоящие Правила определяют
порядок разработки и
2. Стандарты могут
3. Министерство образования
и науки Российской Федерации
обеспечивает разработку
4. Проекты стандартов
5. Проекты стандартов высшего
профессионального образования,