Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:46, контрольная работа
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Введение
Обучение.
Традиционное обучение.
Дистанционное обучение.
Развивающее обучение.
Список литературы.
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Тихвинский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
" Педагогика"
на тему:
«Обучение. Виды обучения.»
г. Тихвин
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Обучение.
Традиционное обучение.
Дистанционное обучение.
Развивающее обучение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую роль в
осуществлении образования
Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении.
ОБУЧЕНИЕ
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Содержание и характер обучения определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. В первобытном обществе обучение не отделялось от повседневной деятельности людей, оно было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном обучении и открытии специальных учреждений — школ, которые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни.
Цели, содержание обучения, его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом обучении.
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
На сегодняшний день этот вид обучения является, самым распространённым, особенно в средних школах. Его технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков, которая обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на традиционном уровне.
Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии,- объяснение в сочетании с наглядностью;
ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание;
главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.
Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.
В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.
Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление.
Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний).
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дистанционное обучение- это вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения, при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объёме, индивидуальной и самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.
Это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации (электронная почта, телевидение и интернет-ресурсы).
Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, для повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Дистанционное обучение позволят получить университетский диплом людям, которые учатся заочно.
Для студентов-инвалидов
открываются большие
Студент, получив задания (в электронном виде) при помощи интернета. Может спокойно обучаться дома, в интернет-кафе и даже на рабочем месте.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги.
Учитываются индивидуальные способности и потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.
Лекция дистанционного обучения - это живое общение с преподавателем.
Использование новейших информационных технологий (мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Их можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал, достаточно просто его записать на диск, карту памяти.
Консультации дистанционного обучения помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов. Дистанционное обучение в будущем может существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счёт использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования.
Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контрольные работы дистанционного обучения - это проверка результатов теоретического и практического материала освоенного учеником.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Развивающее обучение- это вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы 20-го века при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.
Немецкий психолог О. Зельц провел эксперимент, продемонстриро- вавший влияние обучения на умственное развитие детей. В то время господствовали три основных подхода к решению этого вопроса.
В трактовке сторонников первого подхода — А. Гезелла, З. Фрейда и Ж. Пиаже — развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий.
Согласно этой теории, развитие «должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения». Таким образом, «исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя по существу»
В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. Согласно этой теории, любое обучение является развивающим.
В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение (в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения) мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения; с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития.
Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь.
Эти три теории с некоторыми модификациями существуют и в современной науке.
Но Выготский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал собственную гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития.
«...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу...
При обосновании своей гипотезы Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции.
По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. «Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения... Существенным признаком обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) высокий темп изучения материала;
4) осознание школьниками процесса учения;