Обучение в ЦПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Содержание

Обучение как способ организации педагогического процесса
Функции обучения
Методологические основы обучения
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
Виды обучения и их характеристика
Современные теории обучения (дидактические концепции)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по практикуму по огр.сам.раб.студ..docx

— 57.60 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации. Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Кузбасская Государственная  Педагогическая Академия

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Практикум по организации  самостоятельной деятельности студентов»:

«Обучение в ЦПП»

 

 

 

               

                                                                                                      Выполнили: студентки 1 курса,       

                                                                                          Факультета ДиКПиП, группы Л-12-01

                                                                                          Полева Татьяна Сергеевна

                                                                                          Ефросинина Екатерина Игоревна

                                                                                          Мельникова Александра Дмитриевна

                                                                                          Проверила: Гребенщикова Т.В.

 

 

 

 

 

                                                         Новокузнецк 2012

Оглавление:

  1. Обучение как способ организации педагогического процесса
  2. Функции обучения
  3. Методологические основы обучения
  4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
  5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
  6. Виды обучения и их характеристика
  7. Современные теории обучения (дидактические концепции)
  8. Заключение
  9. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение  как способ организации педагогического процесса

Обучение - самый важный и  надежный способ получения систематического образования.  Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность,  направленность на всестороннее развитие личности,  единство содержательной и  процессуальной сторон),  обучение в то же время имеет и  специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным,  специально организуемым процессом  отражения  в  сознании ребенка  реальной действительности, обучение есть не что иное,  как специфический  процесс  познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками  знаний,  умений и  навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность  -  это  единство   чувственного восприятия,  теоретического мышления и практической деятельности. Она  осуществляется на каждом жизненном  шагу,  во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном  процессе (экспериментирование,  конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,  присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда  происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления,  орудием коммуникации и организации практической  познавательной  деятельности школьников.  Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью,  имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов,  процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс,  связано с движением. Оно,  как и  целостный  педагогический  процесс,  имеет  задачную структуру,  а следовательно,  и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой,  продвигая ученика по пути познания:  от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение- это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники  (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно,  так как учитель не может  ограничиться  только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения  в  конечном  итоге  определяется  отношением школьников к учению,  их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний,  умений и навыков,  их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально  организуемого познания,  субъект педагогического процесса.

 

Функции обучения

Необходимость комплексной  реализации всех компонентов содержания  образования  и  направленность педагогического  процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают  функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.  При  этом образовательная функция связана  с  расширением объема,  развивающая - со структурным усложнением, а воспитательная - с формированием отношений (В. В. Краевский).

 Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся  системой  научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в  себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В  соответствии с образовательной  функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.  Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.  Это требует такой организации  процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую  область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных  связей,  чтобы  в общей системе  знаний не образовывались незаполненные  пустоты.  Знания должны особым  образом  упорядочиваться,  приобретая  все  большую стройность и логическую соподчиненность,  чтобы новое  знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом  реализации образовательной функции  является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими,  в способности мобилизовать прежние  знания для получения новых, а  также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия  учебной деятельности и предусматривают  ее постепенное усложнение. Для выработки  навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной  функции  неразрывно связано с  формированием навыков работы с  книгой,  справочной  литературой, библиографическим аппаратом,  организации  самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная  функция.  Воспитывающий характер  обучения отчетливо проявляющаяся закономерность,  действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания,  форм и методов обучения,  но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.  Объективно обучение не  может не воспитывать определенных взглядов,  убеждений,  отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает  всегда, но не автоматически и не всегда в нужном  направлении,  поэтому реализация воспитывающей  функции требует при организации  учебного процесса, отборе содержания, выборе  форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.  Важнейшим  аспектом осуществления  воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной  деятельности,  изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция.  Так же как воспитывающая функция, развивающий характер  обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности.  Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила  закрепление в термине "развивающее обучение".

В контексте традиционных  подходов  к  организации  обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее  других выражает общее развитие ученика.  Однако это сужающее развивающую  функцию  понимание  направленности  обучения упускает из виду,  что и  речь,  и связанное с нею  мышление эффективнее развиваются  при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой,  двигательной  и мотивационно-потребностной сфер личности.  Таким образом, развивающий характер обучения предполагает  ориентацию  на  развитие личности как целостной психической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологические  основы обучения

Принципиальные положения,  определяющие  общую  организацию, отбор содержания,  выбор форм и методов обучения, вытекают из общей методологии педагогического  процесса. Вместе с тем, поскольку  обучение непосредственно связано  с  организацией  познавательной деятельности  учащихся,  необходимо  специальное рассмотрение его методологических основ.

Некоторые зарубежные концепции обучения

Широкое распространение  в педагогической практике США  и  во многих странах Европы получили  бихевиористические теории.

Бихевиористы отождествляют психическую жизнь человека и животных,  сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле "стимул реакция".  С этой точки зрения процесс обучения -  это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. А процесс учения - совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими,  а  физиологическими процессами.  Сознательная  деятельность учащихся подменяется  чисто рефлекторной.  Отличие человека от высокоорганизованных животных, бихевиористы  видят в том, что у человека кроме двигательных есть еще и словесные реакции,  а также в том,  что на него могут действовать  вторичные - словесные - стимулы, в том, что у человека кроме биологических могут быть и вторичные  потребности,  как-то: честолюбие, корысть и т.п.

Прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика для того,  чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель обучения,  как и воспитания,  научить ребенка жить.  А это означает приспосабливаться к окружающей среде,  удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное  окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой.  Основоположник прагматизма Дж. Дыои писал,  что среда воспитывает, а жизнь учит.

В соответствии с этими  методологическими основаниями  прагматисты отрицают необходимость  формирования систематических знаний, умений и навыков,  а следовательно,  отрицают научное обоснование учебных планов и программ,  умаляют роль учителя, отводя ему роль помощника, консультанта. Основной механизм и соответственно метод получения знаний,  умений  и навыков - "обучение через делание", т.е.  выполнение практических  заданий,  упражнений.  Современные прагматисты считают,  что обучение - это сугубо индивидуальный, "интимный" процесс (Ругги и др.).

Бихевиоризм и прагматизм - наиболее распространенные концепции  обучения, которые предпринимают  попытку объяснения механизмов научения.  Большинство  же теорий,  которые  начисто отвергают как физиологические,  так и психологические основы учебного процесса, сводят обучение к процессам, происходящим в душе ученика. Получение знаний,  умений и навыков никак не объясняется, а если объясняется,  то через такие понятия, как интуиция, озарение, усмотрение,  ум и т.п.  К этим направлениям примыкают уже известные  нам экзистенциализм и неотомизм.  Они принижают роль обучения, подчиняют интеллектуэльное развитие воспитанию чувств.  Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.

Материалистическая  теория познания и процесс обучения

Уяснению методологических  основ  процесса обучения способствует соотнесение учения как деятельности ученика, представляющего собой  специфический вид познания объективного мира, и познания ученого.

Информация о работе Обучение в ЦПП