Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:56, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена вопросам обучения детей младшего школьного возраста сочинению сказок. Тема интересная, объёмная, хотя специальной литературы по данному вопросу найти удалось не так много. Но мы постараемся открыть все аспекты обучения детей такому захватывающему делу как сочинение сказок, а также рассмотрим, насколько целесообразно обучать детей этому виду творчества.
Введение 2 стр.
1. Роль и виды воображения 5 стр.
1.1 Воображение, его понятие и функции 5 стр.
1.2 Проявление творческого воображения у ребенка 10 стр.
2. Использование устного народного творчества в начальной школе 14 стр.
2.1 Устное народное творчество как средство воспитания 14 стр.
2.2 Развитие творческой деятельности ребёнка 22 стр
Заключение 29 стр
Список использованной литературы 31 стр.
В этом возрасте
формируется способность сосред
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями. Вот несколько примеров описанных разными психологами достоверных фактов.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.
Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
Кратко ознакомившись с основными характеристиками психологии ребёнка младшего школьного возраста, мы рассмотрим воображение, его виды, роль в развитии ребёнка, а также охарактеризуем творческую деятельность ребёнка данного возраста. Раскрытие данных вопросов поможет нам перейти ко второй главе данной работы.
Прежде чем перейти к творческой деятельности ребёнка, вкратце рассмотрим психологическое свойство человека, напрямую связанное с любым видом творчества.
Воображением называется психический процесс создания образов предметов и явлений, которые мы не только не воспринимаем в данный момент, но главное не воспринимали и раньше3.
Если мышление – это главным образом процесс переработки слов, то воображение – процесс переработки образов, которые были получены ранее в ощущениях и восприятиях и хранятся в долговременной памяти. В результате такой переработки создаются образы воображения – для разных целей и в разных условиях. Например, когда мы намечаем какую-то значимую для нас деятельность, воображение рисует в нашем сознании зримый образ ее результата, хотя мы еще не приступили к делу. Другой пример. Мы попали в какую-то неопределенную трудную ситуацию и не знаем, что делать. Воображение рисует нам ряд возможных образов, уточняющих эту ситуацию, делающих ее определенной, и мы выбираем одно из возможных решений, которое может ее разрешить.
Воображение помогает нам увидеть то, что мы услышали или прочли. Часто, когда мы с кем-то разговариваем, собеседник говорит нам: «Представьте …» - и мы представляем себе то, что нам рассказали, если, конечно, обладаем развитым воображением.
Широко распространенное представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что воображение начинает развиваться у них раньше. Но при всем том воображение у ребенка слабее, чем у взрослого. Видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в нем сначала не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.
В процессе обучения воображение выполняет двоякую функцию. Оно является, во-первых, существенной предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно. И, во-вторых, воображение становится существенной предпосылкой эстетического воспитания.
Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения может стать расширение и обогащение опыта учащегося.
Образы воображения4 формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Эти образы должны предвосхищать в известном смысле результаты деятельности или служить средством разрешения определенных умственных задач. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.
Сознание может конструировать новые идеальные объекты, которые еще не имеют своего конкретного прообраза в объективном мире. Без способности к созданию таких образов творческое мышление было бы невозможно.
Познавательные образы можно подразделить на: 1) чувственно-наглядные; 2) рациональные (понятийные) образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, не доступные непосредственно органам чувств
Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения. Поэтому понятия «чувственное познание», «чувственный образ» - это научно-теоретические абстракции, в которых выделена только одна сторона сложного процесса переработки информации.
Воображение бывает пассивным, когда образы возникают в нашем сознании без особого волевого усилия, и активным, когда для создания образов требуется большая внутренняя работа и достаточное волевое усилие.
Пассивное воображение, в свою очередь, может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренные образы – это грезы, которые порой возникают, когда мы в одиночестве, в полутьме отдыхаем после сложной работы, какого-то происшествия и как будто ни о чем не думаем. Сны, посещающие нас по ночам, также можно рассматривать как результат непреднамеренного воображения.
Преднамеренное пассивное
Активное воображение бывает воссоздающим, с помощью которого конструируются образы по описаниям, карте, схеме, и творческое, когда рождаются новые образы, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Связь образов с действиями и операциями прослеживается по нескольким линиям, во-первых, действия являются средством формирования образов. Во-первых, действия являются средством формирования образов. Ни одни образ – ни чувственный, ни абстрактный – не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Образ всегда есть результат, продукт определенных действий. Восприятие как чувственный образ – результат действия восприятия. Понятие – продукт мыслительных действий и т.д. Во-вторых, операции составляют психологический механизм образов. Актуализация образа, восстановление его субъектом – это всегда выполнение им ( пусть мгновенное) тех операций, которые лежат в основе образа. Наконец, использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие.
Таким образом, хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию, Образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство действий.
Образы воображения создаются с помощью разных способов и приемов. Назовем основные.
Агглютинация – склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей реальных образов в новый воображаемый образ. Так, например, образуются сказочные образы: русалка (женщина с рыбьим хвостом), избушка на курьих ножках, минотавр (человек с бычьей головой) и т.д. Этим способом были созданы сначала в воображении, а затем реально осуществлены такие объекты, как танк-амфибия, аккордеон (соединение фортепьяно с баяном) и т.п.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение размеров, изменение количества частей тела, смешение разных реальных объектов: мальчик-с-пальчик, великан, дракон с семью головами, многорукие индийские боги и т.д.
Акцентирование. Это подчеркивание, заострение каких-либо отдельных признаков. Этим способом создаются шаржи, карикатуры, аллегории, символы и т.д.
Схематизация. С ее помощью получаются разные орнаменты, рисунки обоев, модели-идеализации и т.д.
Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения своего тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.
При переходе к геометрическому пространству учащиеся наряду с опорой на схему тела вынуждены часто абстрагироваться от нее. Так, при определении пространственного размещения геометрических объектов за исходную точку отсчета часто принимается не наблюдатель, а любой произвольно выбранный элемент, по отношению к которому пространственно размещаются все другие элементы. Формирование пространственных образов в этих условиях затруднено тем, что человеку необходимо отвлечься от сложившейся и прочно закрепленной у него естественной системы отсчета и перейти на другую, заданную или произвольно выбранную. С необходимостью отвлечься от схемы тела и переходить на иные системы отсчета человек постоянно сталкивается в профессиональной деятельности. Так, оператор, воспринимая не реально действующие объекты, а их условно-графические модели, размещенные на пульте управления, должен мысленно представлять состояние управляемых им объектов. А ведь размещенность в пространстве реальных объектов и их условных заменителей, как правило, не совпадает. Точно так же ориентация в космическом пространстве требует от человека перехода на иные системы отсчета, что влечет за собой формирование пространственных образов, отличных от тех, которые создаются при ориентации на земной поверхности.
Дети младшего школьного возраста под влиянием различных видов деятельности обнаруживают большие возможности в использовании разных систем отсчета. Довольно рано они могут отвлекаться от схемы тела и переходить к динамическим и иным базам отсчета, в качестве которых принимается любой объект, произвольно менять позиции наблюдателя. Этот возраст является наиболее сензитивным для усвоения метода проектирования, для формирования проективных представлений, что недостаточно учитывается в практике обучения.
1.3 Проявление творческого воображения у ребенка младшего школьного возраста
Из всех форм творчества литературное,
словесное творчество является самым
характерным для школьного
Наблюдения показали, что рисуют все дети, и стадии, через которые проходит их рисование, более или менее являются общими для детей одного возраста. В эту пору рисование – любимое занятие детей. К началу школьного возраста любовь и интерес детей к рисованию начинают ослабевать. Сохраняется эта привязанность только у одиночек, наиболее одаренных в этом отношении, да еще у таких детских групп, у которых условия воспитания дома или в школе стимулируют занятия рисованием и побуждают его развиваться. Очевидно, существует какая-то внутренняя связь между личностью ребенка в этом возрасте и между его любовью к рисованию. Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. С переходом в другую фазу развития ребенок поднимается на высшую возрастную ступень; он изменяется, а вместе с тем меняется и характер его творчества.
Рисование остается позади уже пережитым этапом, и его место начинает занимать новое, словесное, или литературное, творчество, которое и господствует. Важно отметить, что часто апогеем этого вида творчества является период полового созревания.
Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени накопления опыта, только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи.
Когда разговариваешь с бойким мальчиком или девочкой о вещах, близких их пониманию и интересам, то слышишь обычно от них живые описания и находчивые ответы. Болтовня с ними становится прямым удовольствием. Если же тех же детей попросишь совершенно свободно описать тот предмет, о котором только что шла речь, мы получим лишь несколько скудных предложений. Какими бессодержательными, однообразными и вымученными оказываются письма школьника к отсутствующему отцу и как живы и богаты словесные рассказы его, когда отец возвращается. Кажется, что в тот момент, когда ребенок берет ручку в руки, мысль его затормаживается, как будто бы работа писания ее спугивает. «Я совсем не знаю, что мне писать. Мне ничего не приходит на ум», - жалуется обычно ребенок. Поэтому-то и является ошибочным, особенно по отношению к ученикам младших классов, судить о степени их умственной зрелости, об их интеллигентности на основании качества их школьных сочинений.
Информация о работе Обучение детей младшего школьного возраста сочинению сказок