Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 07:07, контрольная работа
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Обучение дошкольников творческому рассказыванию
1. Своеобразие
и значение творческого
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.
В свою очередь постепенное
овладение связной речью существенно
влияет на интеллектуальное развитие
малыша: он все совершеннее пользуется
речью как средством общения и мыслительно-познавательной
деятельности.
Исследователями установлено, что в дошкольном
возрасте дети легче осваивают правильное
построение отдельных предложений и значительно
труднее овладевают различными формами
связи и согласования фраз и частей рассказа.
Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не
закончив одной части высказывания, переходит
к другой, с совершенно новым содержанием,
т. е. смысловые связи между фразами в его
речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Следует отметить, что дети успешно передают
пространственную и временную последовательность
событий, которая определяет объединение
отдельных фраз в целостное высказывание.
Однако умение отражать в своих рассказах
различные виды связей, выделять зависимость
некоторых фактов, явлений и объяснять
их у дошкольников надо формировать. При
этом важно учить ребенка строить свою
речь таким образом, чтобы она была понятна
слушателю, т. е. воспитывать ориентировку
на слушателя.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т. п.
2. Этапы обучения творческому рассказыванию. Взаимосвязь обучения и творчества
Н.А. Ветлугина выделяла три этапа:
На первом этапе происходит накопление опыта. «Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество». Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. «Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность, (придумаем рассказ)». Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. «Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность»1. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
3. Условия, необходимые
для обучения творческому
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразовании).
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Активизация и обогащение словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
3. Творческий рассказ - продуктивный
вид деятельности, конечным результатом
его должен быть связный, логически
последовательный рассказ. Поэтому
одно из условий – «умение
детей связно рассказывать, владеть
структурой связного
4. Еще одно условие
– «правильное понимание
4. Виды занятий
по обучению дошкольников
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи:
В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, так как с детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.
Особое внимание на подготовительном
этапе уделяется формированию навыков
разговорной речи: дети учатся слушать
воспитателя, высказываться в присутствии
товарищей. Отвечая на вопросы педагога,
ребенок может описать предмет, игрушку,
картинку. Занятия проводятся в игровой
форме.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.
B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).
Другую группу составляют творческие
рассказы, которые создаются при активной
работе воображения. Однако и здесь широко
используются реалистические темы: ребенок
может придумывать события или действия
вымышленного героя, но при этом придерживаться
жизненной достоверности.
Постепенно приобретая опыт составления
рассказов на темы реалистического характера,
дети в старшем дошкольном возрасте могут
обращаться уже и к сказочным сюжетам.
С живым интересом ребенок пробует придумать
сказку с присущими ей жанрово-композиционными
особенностями: сказочным зачином, повторами
и т. п. Так постепенно совершенствуется
его словесное творчество.
Занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е. на материале образов памяти), на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Выбор средств обучения при
этом не может не зависеть от того, в каком
виде рассказывания предстоит упражнять
детей, какие психические процессы будут
активизироваться учебными речевыми заданиями.
При проведении того или иного занятия
педагогу следует находить наиболее эффективные
варианты сочетания различных приемов
с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность
детей.
5. Методика обучения творческому рассказыванию
Методика применения различных
приемов и самый выбор их претерпевает
изменения на различных этапах обучения
в зависимости от стоящих задач, от степени
подготовленности детей, от уровня их
активности, самостоятельности.
Каковы основные требования к содержанию
и методике проведения занятий различного
вида?
Остановимся вначале на обучении рассказыванию
с использованием предметов и игрушек.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на
занятиях такого типа проходит более успешно,
если подбор игрушек и предметов строго
продуман воспитателем.
Для показа часто используются наборы
— комплекты. Дети группируют игрушки
и предметы по общим признакам, описывают
их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает
ребенка внимательно рассмотреть ее детали,
отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель
учит детей наблюдать и фиксировать в
словах, в речи то, что они видят, слышат,
осязают. Дети упражняются в выборе точных
слов-обозначений, учатся контролировать
свою речь, степень ее соответствия описываемому
объекту и его признакам. В рассказах-описаниях
находит выражение эмоционально-эстетическое
отношение дошкольников к вещам, к игровому
материалу, речь их становится более выразительной.
Важное значение в системе обучения
рассказыванию имеют занятия по картине.
В обучении детей рассказыванию по картине
принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
1. Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).
Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.
Виды рассказов:
Наиболее оправданная форма
обучения дошкольников рассказыванию
- дидактическая игра, которая имеет определенную
структуру: дидактическую задачу, игровые
правила и игровые действия.
Предлагаемое пособие включает в себя
игры как с изображенным на картине объектом,
так и в целом по содержанию всей картины.
Часть игр направлена на обучение ребенка
описательному рассказыванию, часть -
опосредованно касается содержания картины
и направлена на развитие воображения.
Сформированные у детей умения систематизировать,
классифицировать, прогнозировать и преобразовывать
в дальнейшем могут использоваться ими
при построении собственных рассказов.
Общие требования к организации работы с картиной
1. Работы по обучению
детей творческому
Информация о работе Обучение дошкольников творческому рассказыванию