Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель данной работы: показать, что гуманистическая педагогика является основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе.
Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть исторические и современные аспекты и разработки в области гуманистической педагогики;
2)дать характеристику гуманистическому воспитанию и его роли в системе образования;
3)указать на проблемы обучения и воспитания в школе с позиции гуманистической педагогики;
4)рассмотреть конкретные приемы и установки гуманистического воспитания актуальные и в современной школе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования………………….6
§1. Исторические аспекты гуманистической педагогики……………………….6
§2. Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики………..9
Глава 2. Гуманистическая педагогика как основа образовательного процесса в современной школе………………………………………………………………..23
§1. Проблемы обучения в школе с позиций гуманистической педагогики……23
§2. . Проблемы воспитания в школе с позиций гуманистической педагогики…27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………………34
Приложение…………………………………………………………………………35
Федеральное агентство по образованию и науке
ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»
«Обучение и воспитание в школе
с позиций гуманистической педагогики»
Кириченко Д.П.
Проверила: к.п.н., доцент
Кучерова О.Е.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования………………….6
§1. Исторические аспекты гуманистической педагогики……………………….6
§2. Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики………..9
Глава 2. Гуманистическая педагогика как основа образовательного процесса в современной школе……………………………………………………………….
§1. Проблемы обучения в школе с позиций гуманистической педагогики……23
§2. . Проблемы воспитания в школе с позиций гуманистической педагогики…27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………34
Приложение……………………………………………………
Введение.
Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.
Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже разработана.
Поэтому сегодня, как никогда, актуально построение учебного и воспитательного процессов на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования, так как гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития. Большое внимание проблемам гуманистической педагогики уделяли такие великие ученые как Ш.А.Амонашвили[1], В.А.Сухомлинский[10], В.А.Сластенин[9].
Цель данной работы: показать, что гуманистическая педагогика является основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе.
Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть исторические и современные аспекты и разработки в области гуманистической педагогики;
2)дать характеристику гуманистическому воспитанию и его роли в системе образования;
3)указать на проблемы обучения и воспитания в школе с позиции гуманистической педагогики;
4)рассмотреть конкретные приемы и установки гуманистического воспитания актуальные и в современной школе.
Гипотеза данной работы: образовательный процесс в современной школе будет успешным при условии использования идей гуманистическрй педагогики;
неотъемлемой частью образования и обучения в школе является нравственное воспитание и развитие учащихся, поэтому воспитание должно быть не только всесторонним, но и гормоничным.
Объектом выступает образовательный процесс современной школы.
Предметом-идеи гуманистической педагогики в современной школе.
Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.
Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический , или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.
Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.
Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
Индивидуально-личностная система педагогических ценностей:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
• ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
• ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
• ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
• ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая его "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают смысложизненное самоопределение педагога. Его ценностные ориентации находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности личности.[9]
Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования
§1.Исторические аспекты гуманистической педагогики
Гуманистическую педагогику чаще всего называю инновационной. Но инновационная она только для нас: лучшие западные системы уже давно эволюционируют в сторону гуманистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. Сущность гуманистической педагогики определяется смыслом ее ключевого слова - «гуманизм». Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Таким образом, говоря о гуманистической педагогике, мы примем за основное следующее определение: гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность ученика. К основным отличительным признакам гуманистической педагогики , оcновываясь на труды таких ученых, как Ш.А. Амонашвил [1], Е.В. Бондаревской [2] , мы относим: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Поскольку гуманистическая педагогика все активнее входит в учебный процесс современной школы, то возможно говорить и о гуманизации учебно-воспитательного процесса, под которым мы понимаем отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемым, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.[10]. Гуманизировать этот процесс - это создать условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Здесь есть смысл обратиться к трудам К.Роджерса (родился в США в 1902 г.), его считают учителем гуманизм. Став педагогом, был ласков с учениками, жил их жизнью. За время своей практики, он осознал, что всегда побеждает добро. Реализуя свои идеи, создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр. В своей книге «Freedom to Learn for the 80's» К. Роджерс писал, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (анг. facilitate), учителей - фацилитаторами. Преъявляя высокие требования к учителю, К.Роджерс главным из них считал одно - определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. К. Роджерс отметил как неудовлетворительные следующие положения традиционной педагогики: 1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения. 2. Основные элементы - уроки и экзамены. 3. Учитель является руководителем, обучаемый - подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз. 4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре. 5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя. 6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в чувстве страха (публичная критика, высмеивание и т.д.). 7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса. 8. В школе место не для личности, а для интеллекта. 1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. 2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание. 3. Учитель руководствуется собственным опытом. 4. Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора. 5. В классе создается климат, облегчающий обучение. 6. Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед. 7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину. 8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога. 9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие. В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих учащегося на всем протяжении его обучения. Он будет: принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать; находить выход для своего творчества; открывать, что учиться интересно; ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу; любить и уважать учителей так, как они любят его; открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины и так далее. Гуманистическая педагогика - это «личностно-гуманная основа педагогического процесса» (Ш.Амонашвили,1984г.). Исходные педагогические позиции, которые предопределяют установление гуманных отношений между педагогом и учащимися: 2.Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося. 3.Сотрудничать с учащимися в процессе обучения. Таким образом, обращаясь к словам величайшего гуманиста советской эпохи- В.А.Сухомлинксому, мы можем сказать, что гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский) Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия учащемуся, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей его развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.[7] Эти идеи как нельзя лучше соответствуют «устроению» современной школы.
|
§2Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики.
С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования:
Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.
Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.
Информация о работе Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики