Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать, что гуманистическая педагогика является основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе.
Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть исторические и современные аспекты и разработки в области гуманистической педагогики;
2)дать характеристику гуманистическому воспитанию и его роли в системе образования;
3)указать на проблемы обучения и воспитания в школе с позиции гуманистической педагогики;
4)рассмотреть конкретные приемы и установки гуманистического воспитания актуальные и в современной школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования………………….6

§1. Исторические аспекты гуманистической педагогики……………………….6

§2. Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики………..9

Глава 2. Гуманистическая педагогика как основа образовательного процесса в современной школе………………………………………………………………..23


§1. Проблемы обучения в школе с позиций гуманистической педагогики……23


§2. . Проблемы воспитания в школе с позиций гуманистической педагогики…27


Заключение………………………………………………………………………….33


Список использованных источников………………………………………………34


Приложение…………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Кириченко.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

   Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.                                                                                                                         

   Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

   Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.                                                                      Рассмотрим компоненты педагогической системы (схема В.П.  Симонова) с гуманистических позиций.

 

 

5-взаимоотношений,              4-функций ПД

взаимодействия

учителя и ученика              3-целей ПД

 

6-содержание ПД                                                                    2-личности, особо

              подготовленной

7-способов,              гуманистическая              к ПД

средств, органи-              природа

зационных              (направленность)              1-ценной для

форм ПД              общества, ответст-

              венной деятельности

8-профессиональ-              взрослых людей по

но-педагогической              подготовке подрас-

этики, определяю-              тающего поколения

щей содержание и              в соответствии с

формы поведения              социальным заказом

учителя              общества

 

 

Схема "Гуманистическая природа педагогической деятельности".

 

1-я позиция:  Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А.  Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).    

  2-я позиция:  Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.                       3-я позиция : Цель педагогической деятельности – это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.                                                                                                                                                                  4-я позиция: Функции педагогической деятельности направлены на всестороннее формирование личности ученика:

                    формирование мировоззрения (в результате усвоения ЗУН),

                    развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

                    сознательное усвоение учеником нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

                    формирование эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);

                    укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

5-я позиция:  Новая парадигма образования утверждает «субъект-субъект-объектные»отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик – это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе.   Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации. Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

6-я позиция:  Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования. Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.                                                              

   Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).

                                     Знание (Ю.Н. Кулюткин,

                      «Мышление учителя»):

 

 

1.Продукт (цель)               2.Средство (основание) для

мыслительной  деятельности              решения практических задач

 

       

Знание – это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.                                                                                                                                                         

       Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В.  Кузьмина).                                                                                                                         

      Умение – это способность выполнять действие (И.И.  Ильясов) на основе приобретенных знаний.                                                                                                                                                          

        Вспомним структуру знаний, в состав которой ученые включают:

                    понятия, суждения, представления;

                    факты;

                    теории, концепции, парадигмы;

                    законы, закономерности, принципы;

                    методы (способы) применения знаний на практике.

       В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?                                                                                                                           

Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).                                                                                                      

   Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.                                                                                                                                

   Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.                                                                                                                                                                          

   Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.                               

7-я позиция:  Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса. В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.

  

Так, в 1994  г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).                                                                                                                           Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.

Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.                                Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.                                                                                                             Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся. Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами         (В.Ф.  Шаталов, С.Н.  Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П.  Волков, И.Н.  Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.                                                                                                

Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.  Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.                                                                                         

  Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя. И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?                                                                                                       

Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:

                    общечеловеческой морали;

                    законов общества;

                    педагогической этики;

                    на принципах, изложенных в международных документах Декларация прав              ребенка и              Конвенция              о              правах              ребенка.                                                                                                                                               8-я позиция:  Таким образом, гуманистический характер деятельности

                    педагога определяется и его профессиональной этикой.

      Так, в 1991 году состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, которая приняла Всемирную декларацию и План действий на 90-е годы. Эти документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях. В конце апреля 1994  г. в Санкт-Петербурге состоялась 7 Международная научно-практическая конференция на тему «Воспитание свободной, независимой и ответственной личности», в которой приняли активное участие педагоги, психологи, врачи, социальные работники и ученые многих стран. Много интересных идей, способов и путей гуманизации отношений с детьми высказали ее участники. В частности, на конференции прозвучала мысль о том, что решить проблему высокой нравственности, высокого гуманизма в обществе можно при условии, если воспитатель, учитель будут прежде всего не только признавать высокие нравственные принципы, но и руководствоваться ими.

   В чем еще может проявиться в школе насилие над учащимися, помимо несоблюдения принципов педагогической этики?

   В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.

   Ведь пока наши вузы не готовят учителей для:

                    элитарного образования;

                    массовой школы;

                    девиантных детей (детей «группы риска», детей с трудностями развития).

Информация о работе Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики