Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель данной работы: показать, что гуманистическая педагогика является основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе.
Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть исторические и современные аспекты и разработки в области гуманистической педагогики;
2)дать характеристику гуманистическому воспитанию и его роли в системе образования;
3)указать на проблемы обучения и воспитания в школе с позиции гуманистической педагогики;
4)рассмотреть конкретные приемы и установки гуманистического воспитания актуальные и в современной школе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования………………….6
§1. Исторические аспекты гуманистической педагогики……………………….6
§2. Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики………..9
Глава 2. Гуманистическая педагогика как основа образовательного процесса в современной школе………………………………………………………………..23
§1. Проблемы обучения в школе с позиций гуманистической педагогики……23
§2. . Проблемы воспитания в школе с позиций гуманистической педагогики…27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………………34
Приложение…………………………………………………………………………35
Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.
Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.
Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.
5-взаимоотношений,
взаимодействия
учителя и ученика 3-целей ПД
6-содержание ПД
подготовленной
7-способов, гуманистическая к ПД
средств, органи- природа
зационных (направленность) 1-ценной для
форм ПД общества, ответст-
венной деятельности
8-профессиональ- взрослых людей по
но-педагогической подготовке подрас-
этики, определяю- тающего поколения
щей содержание и в соответствии с
формы поведения социальным заказом
учителя общества
Схема "Гуманистическая природа педагогической деятельности".
1-я позиция: Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).
2-я позиция: Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика. 3-я позиция : Цель педагогической деятельности – это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.
формирование мировоззрения (в результате усвоения ЗУН),
развитие интеллекта (мышления), эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;
сознательное усвоение учеником нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
формирование эстетического отношения к действительности (отличать прекрасное от безобразного, утверждать прекрасное в жизни);
укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
5-я позиция: Новая парадигма образования утверждает «субъект-субъект-объектные»
6-я позиция: Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования. Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.
Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).
«Мышление учителя»):
1.Продукт (цель) 2.Средство (основание) для
мыслительной деятельности решения практических задач
Знание – это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).
Умение – это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.
Вспомним структуру знаний, в состав которой ученые включают:
понятия, суждения, представления;
факты;
теории, концепции, парадигмы;
законы, закономерности, принципы;
методы (способы) применения знаний на практике.
В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?
Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).
Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.
Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.
Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.
7-я позиция: Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса. В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.
Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).
Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.
Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения. Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.
Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя. И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?
Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:
общечеловеческой морали;
законов общества;
педагогической этики;
на принципах, изложенных в международных документах Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.
педагога определяется и его профессиональной этикой.
Так, в 1991 году состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, которая приняла Всемирную декларацию и План действий на 90-е годы. Эти документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях. В конце апреля 1994 г. в Санкт-Петербурге состоялась 7 Международная научно-практическая конференция на тему «Воспитание свободной, независимой и ответственной личности», в которой приняли активное участие педагоги, психологи, врачи, социальные работники и ученые многих стран. Много интересных идей, способов и путей гуманизации отношений с детьми высказали ее участники. В частности, на конференции прозвучала мысль о том, что решить проблему высокой нравственности, высокого гуманизма в обществе можно при условии, если воспитатель, учитель будут прежде всего не только признавать высокие нравственные принципы, но и руководствоваться ими.
В чем еще может проявиться в школе насилие над учащимися, помимо несоблюдения принципов педагогической этики?
В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.
Ведь пока наши вузы не готовят учителей для:
элитарного образования;
массовой школы;
девиантных детей (детей «группы риска», детей с трудностями развития).
Информация о работе Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики