Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить методические рекомендации по ознакомлению дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию у детей представлений о времени.

Содержание

Введение
Глава 1. Методика формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Время и его особенности
Восприятие времени детьми разного возраста
Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах
Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб 431,430.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Знания и навыки, связанные  с характеристикой временных  промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком  умений измерять время с помощью  общепринятых приборов;

2) овладение знаниями  временных эталонов, их количественной  характеристикой и восприятием  их продолжительности; 

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

 Знакомство детей  с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Для того чтобы эта  сложная система взаимосвязанных  единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям  наглядно представить сравнительно, длительный промежуток времени, месяц и даже год.

Необходимо провести четыре организованных занятия для  детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые  знания о временных эталонах, связанных  с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю.

Через неделю после первого  провести второе занятие, на котором  уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?»

На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий могут быть различные.

Внимание детей ежедневно  фиксируют на текущей дате. В конце  каждого месяца проводят небольшую  беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной к  школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев, как они называются).

Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в  течение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый). 
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Ко всем требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени, создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. 
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1) знание временных  эталонов (обобщенное представление  о них); для того чтобы ребенок  мог понять, о какой временной  длительности ему говорят, или  самостоятельно определить временной  интервал, он должен знать меры времени по часам и научиться ими пользоваться;

2) переживание времени  — чувствование длительности  временных интервалов. Для этого  необходимо организовывать разнообразную  деятельность детей в пределах  определенных временных отрезков, что даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. В дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени;

3) развитие у детей  умения оценивать временные интервалы  без часов; контроль со стороны  взрослых поможет им совершенствовать  адекватность оценок, следовательно,  он необходим как подкрепление  при выработке навыков ориентировки во времени.

У воспитанников старшей  и подготовительной к школе групп  можно развивать чувство времени  сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей: 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих.

Работу желательно проводить  по этапам.

На первом этапе важно  учить детей определять окончание  срока выполнения деятельности по песочным часам (дать задание сделать что-либо за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей контролировать время по песочным часам.

На втором этапе следует  учить детей оценивать по представлению  длительность интервала времени  в процессе деятельности. Воспитатель  фиксирует внимание на точности оценки детьми длительности.

На третьем этапе  можно обучать умению предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы  на данную длительность осуществляется с помощью песочных часов.

На четвертом этапе учить детей переносить умение оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры). 
Работа проводится в рамках занятий по математике. На первом занятии надо выявить представления детей об 1 минуте и продемонстрировать ее длительность на секундомере, объяснив, что движение стрелки по кругу совершается всегда за 1 минуту. После этого следует показать песочные часы, объяснить, почему они так называются, и продемонстрировать длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Затем предложить детям выяснить, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом и следующих занятиях ребята сами будут проверять, что можно сделать за 1 минуту.

На последующих занятиях дошкольники выполняют три задания.

1. Выкладывание из  палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за песочными часами.

2. Раскладывание палочек  по десять штук в течение  минуты.

3. Укладка всех палочек  по одной в коробку в течение  1 минуты. В этом занятии учтено, что объем работы должен быть  рассчитан на 1-минутный интервал.

Две операции — взять  и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания  на первом занятии детям дается по 30 палочек. Таким образом, создаются  условия, при которых они могут выполнить задание в срок.

На следующем занятии  дети вновь наблюдают с помощью песочных часов за протеканием 1 минуты и выполняют несколько усложненные задания, в которых количество операций зависит от индивидуального темпа действий. В конце занятия детям показывают зависимость результатов от темпа работы при одинаковой ее длительности.

На следующем занятии  дошкольники могут разрезать  полоски бумаги на квадраты, потом  квадраты на треугольники, а затем  из квадратов вырезать круги. Педагог  вместе с детьми сравнивает, сколько  за 1 минуту можно вырезать квадратов, кругов и треугольников. В конце занятия ребята выкладывают узоры из полученных геометрических фигур и выясняют, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.

В последующих трех занятиях используется уже другой материал. Следует учить детей оценивать длительность своей деятельности по представлению.

Следующие два занятия посвящаются обучению умению правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту. Важно, чтобы дети заранее планировали объем работы, а после ее выполнения определяли затраченное время.

Для развития чувства  времени в процессе выполнения разных заданий недостаточно введения самого фактора времени, т. е. когда взрослый объявляет о начале и окончании  временного интервала. Необходимо ввести фактор учета времени самими детьми с помощью песочных часов. Это наиболее удачный прибор для измерения детьми времени.

Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах  деятельности. Песочные часы можно  поставить в раздевальной, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала  выясняется, сколько раз надо перевернуть  минутные песочные часы и сколько  кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за 1 минуту.

При знакомстве с интервалом в 5 минут дошкольники учатся измерять время и на песочных часах, и на игрушечных часах-конструкторе с прозрачным корпусом.

Ознакомление с 10-минутным интервалом можно проводить не только на занятиях по математике, но и во время  других занятий, на которых детям  предлагают выполнять то или иное задание в течение 10 минут. 
Так, можно предложить ребятам за 5 минут нарисовать и закрасить вазу, а затем за 10 минут нарисовать узор.

В процессе любого занятия  в детском саду есть возможность  упражнять детей в умении выполнять  работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут.

В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе.

Формирование  понимания отношений временной  последовательности

В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следуют одно за другим, поэтому можно вычленить  их временную последовательность и  руководствоваться ею при планировании и организации своей деятельности. Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в трудовой, спортивной и любой продуктивной деятельности. Для этого надо уметь вычленять временную последовательность в предложенном содержании и уметь ее воспроизводить или устанавливать заново. Самостоятельно овладевать этими умениями дети не могут.

Следовательно, нужны  специально разработанные и введенные  в процесс обучения приемы, направленные на вычленение, восстановление и установление временной последовательности, которые вооружат детей необходимыми способами действий.

Материал, на котором  детей учат устанавливать временную  последовательность, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья — значимыми и несущими определенную информацию; эмоциональная значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деятельности, которые повторяются так, что с одним и тем же наглядным материалом можно провести работу на всех этапах обучения.

Временную последовательность ряда звеньев ребенок сможет усвоить тогда, когда он будет практически действовать с предложенными звеньями. Ребенок сможет одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, когда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены от начала до конца.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

Информация о работе Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста