Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить методические рекомендации по ознакомлению дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию у детей представлений о времени.

Содержание

Введение
Глава 1. Методика формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Время и его особенности
Восприятие времени детьми разного возраста
Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах
Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах
Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб 431,430.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

1. Материал объясняется  в той последовательности, которая необходима.

2. Вычленяется временная  последовательность содержания материала.

3. Первоначально сам  воспитатель, а по мере обучения дети самостоятельно воспроизводят временную последовательность на модели с помощью символов или самих предметов.

4. Дети сами устанавливают  временную последовательность на  модели: а) воспитатель ставит  первое звено, а дети продолжают; б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о ней.

5. Воспитатель раскладывает  на модели звенья, нарушая последовательность  некоторых из них, а дети  восстанавливают эту последовательность.

6. Дети выполняют задания  без модели в предложенной последовательности. 
Опыт проведения занятия по обучению детей устанавливать последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее, работают планомернее и самостоятельнее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система дидактических игр по формированию у детей представлений о времени

Дидактическая игра «Суточные часы»

Цель: закрепление частей суток

Оборудование: суточные часы у воспитателя и у каждого ребенка, карточки с названием частей суток.

Ход игры:

Воспитатель ставит стрелку суточных часов на какую – либо часть суток. Дети должны на своих часах поставить стрелку на эту же часть суток, и назвать её.

Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»

Цель: закрепить знания последовательности дней недели.

Оборудование: большой картонный круг (для воспитателя). Разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, розданы детям, но меньших размеров.

Ход игры:

Воспитатель ставить  стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье. Дети должны на своих кругах поставить стрелки на тот день. Который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.

Дидактическая игра « Который час?»

Цель: развивать умение детей определять время по часам.

Оборудование: циферблаты часов.

Ход игры:

Воспитатель на циферблате ставит стрелки и , обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов  устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы. Ребенку, правильно  определившему время, даётся жетон. Выигрывает тот у кого больше жетонов.

 

 

 

Упражнение  «Поставь по порядку»

Цель: распределить картинки с изображением времен года по порядку.

Оборудование: картинки, на которых изображен пейзаж, характерный для того или иного времени года.

Ход игры:

Карточки поворачиваются лицевой стороной вниз. Играют три  четыре ребенка. Первый – берет карточку и кладет ее первой в ряд. Это будет  изображение врем года. Второй ребенок  берет карточку и кладет ее рядом с первой если она соответствует следующему по порядку времени года. Если карточка не подходит, то ребенок кладет ее перед собой. Карточку берет следующий ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разложены в правильном порядке, а под ними положены соответствующие каждому времени года картинки.

Упражнение  «Какое это время года?»

Цель: называние времен года

Оборудование: у каждого ребенка таблички с названиями времен года; у воспитателя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку, а дети называют время  года, которому соответствует эта  картина. Один из ребят объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным названием.

Упражнение  «Живая неделя»

Семь детей  у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование представлений  о времени имеет для детей  старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и  время обозначают основные формы  существования материи. Время выражает последовательную смену явлений  и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.

Понятие «время» является одним из важнейших для каждого  человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.

Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:время ориентировка дошкольник

  1. Ерефеева Т.И. Математика для малышей. Кн. для восп. Детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
  3. Столяр А.А. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. инс. – М.: Просвещение, 1984. – 303с.
  4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозайка-Синтез», 2006. – 400с.
  5. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени//Дошкольное воспитание. 1979. - №1. – с.24-29
  6. Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели// Дошкольное воспитание. 1986. - №7. – с.43 – 46

 

 

 



291

19*


Информация о работе Обучение ориентировке во времени детей дошкольного возраста