Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .

Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Выводы

Список литературы

Приложение


3
3

5

11





14


14

33

45

46

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение рассказыванию-опыт работы.(1).doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

В подготовительной группе занятия по обучению творческому  рассказыванию начинаются с обучения творческому пересказу. На этих занятиях я вводила следующие задания: пересказывание с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица, заменой концовки, добавлением предшествующих и последующих событий. Перед выполнением творческого задания проводила дополнительную беседу по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием использовала свой образец рассказа, а также вопросный план (3-4 вопроса). При затруднениях вопросы повторялись по ходу составления рассказа.

На занятиях по сериям картинок детям предлагалось придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию, составить рассказ с заменой персонажей.

Особое место в моей работе заняли творческие рассказы, отправным  моментом в которых может служить  сюжетная картина. Как уже отмечалось, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой  картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский  интерес, но и создать основу для  творческого рассказывания. Картина  в данном случае служит наглядной  базой для возникновения у  ребенка нового замысла.

На занятиях по творческому  рассказыванию по картине я использовала следующие виды творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением действующего  лица (действующих лиц).
  5. Составление рассказа с изменением результата действия.
  6. Составление рассказа со сменой времени действия.

 Навыки рассказывания,  приобретенные на фронтальных  занятиях, закреплялись также индивидуально.

 

Структура занятия по формированию навыка составления творческих рассказов по сюжетной картине включает те же этапы, что и занятие по составлению рассказов по сюжетной картине, однако предусматривает включение творческого задания:

        1. Организационный момент.

Может включать элементы психогимнастики, мимической гимнастики, прослушивание музыкальных отрывков и т.д. Цель – настроить детей  на занятие, создать положительный эмоциональный фон.

        1. Объявление темы занятия.

От того, как объявлена тема, зависит весь ход занятия. Важно пробудить интерес детей, привлечь внимание к материалу занятия, активизировать познавательные процессы. С этой целью используются различные игровые приемы, вводятся персонажи и т.д.

        1. Активизация словаря и грамматических категорий, связанных с темой составляемого рассказа.

Сюда включаются различные  игры для развития лексико-грамматического  строя языка. Подготавливается языковая база для будущего рассказа.

        1. Рассматривание картины и беседа по картине. Составление исходного рассказа.
        2. Физминутка.

Для предупреждения утомления  детей на занятии необходимы игры, упражнения, предусматривающие физическую активность. Это могут быть различные  игры на координацию речи с движением, выполнение заданий со сменой положения  детей в пространстве и т.д.

        1. Обсуждение творческой задачи. Активизация воображения.
        2. Составление плана творческого рассказа.

План составляется логопедом  или коллективно. В виде плана  можно использовать опорные предметные картинки, слова и предложения (если дети читающие). План может быть представлен в виде вопросов, пиктограмм или устным (в этом случае дети несколько раз повторяют план за логопедом).

        1. Рассказы детей.
        2. Оценивание рассказов.
        3. Итог занятия.

В занятие при необходимости  можно включать игры для развития мелкой моторики рук.

Остановимся подробнее  на основных этапах обучения творческому  рассказыванию по сюжетной картине:

Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов  на вопросы необходимо следить за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости исправлять неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа.

Активизация психических  процессов, необходимых для творческого  рассказывания.

Большое значение для  воспитания навыков творческого  рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие: интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления и др. Активизировать данные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо содержания, важна и форма, то, как они предлагаются.

Составление исходного  рассказа по картине.

Цель данного этапа  – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка  навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык  на творческий рассказ. При составлении  рассказа ребенком необходимо следить за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей. Во время формулирования предложений рассказа при необходимости помогать ему, исправлять неточности, добавлять слова и выражения. В случаях, когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком.

Планирование  творческого рассказа.

Эта работа заключается  в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям), построении плана изложения, установлении объекта для прямой речи, придумывание заголовка к рассказу. При планировании рассказа вначале ребенку объясняется задача изменения сюжета картины (в зависимости от вида творческого рассказывания). При уточнении замысла ребенок использует внутреннюю речь, которая характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и облегчает составление творческого рассказа. Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным, можно предложить ребенку составить его графический план.

Составление творческого  рассказа с учетом всех необходимых  языковых средств.

Качество речи при  составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (однажды…, как-то раз… и т.п.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразится основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа я уточняла слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр.

Анализ и  оценка творческого рассказа.

На этом этапе я  анализировала и оценивала рассказ  в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах. При оценивании важны такт, корректность и доброжелательность. Следует избегать как излишней мягкости, так и излишней критичности. В первом случае блокируется речевое и умственное развитие малыша, во втором – появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка. Разумная требовательность взрослого мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств. При оценивании рассказов на групповых занятиях можно привлечь детей, направляя и контролируя их высказывания для достижения педагогических целей и сохранения доброжелательного фона.

На индивидуальных занятиях рассказы ребенка можно записывать в таблицу, предлагаемую Ткаченко Т.А. (4):

Анализ содержания картины

Активизация психических  процессов, необходимых для творческого  рассказывания

Составление исходного  рассказа по картине

Планирование творческого  рассказа

Составление творческого  рассказа с учетом всех необходимых  языковых средств

Анализ и оценка творческого  рассказа

Вопросы по содержанию картины:

1.

2.

3.

И т.д.

Вопросы для активизации психических процессов:

1.

2.

3.

И т.д.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Начало, середина, конец;

_______________________________________

глагольная цепочка;

_______________________________________

название;

_____________

варианты творческого преобразования рассказа

__________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие, отсутствие.

Точность слов, образность выражений, грамотность предложений, связь  предложений и частей рассказа, выразительность, плавность речи.

Оценка (хорошо, очень хорошо, следует  поучиться)


 

Далее в целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества я включила в план следующие виды занятий: составление рассказа-описания, составление рассказа по аналогии; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам, на тему из личного опыта, на заданную тему без наглядной опоры. На этих занятиях решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Дальнейшая работа по формированию навыков творческого  рассказывания проводится в процессе обучения в школе.

Игры по развитию воображения, как вербального, так и невербального, зрительного восприятия, мышления целесообразно предложить воспитателям для проведения во второй половине дня, на прогулке, на логопедических пятиминутках и коррекционном часе, а также для совместных игр детей с родителями дома. Для развития воображения в старшей группе (на начальном этапе) я предложила следующие игры:

«Создай свою игрушку»

Игра состоит из разрезных  деталей, из которых дети составляют новые образы. Игра доступна детям  с 4 лет.

«Забавные линии»

Данное задание представляет собой лист бумаги с различными линиями, на основе которых дети создают рисунки с изображением предметов или целых предметных ситуаций.

«Незаконченные рисунки»

Для данного задания  подготавливаются листы с пунктирными  рисунками, с рисунками с недостающими деталями. Задача детей восстановить образ.

«Смешные нелепицы»

Дети находят на картинках  с нелепыми рисунками ошибки художника. Также предлагается придумать свою нелепицу и зарисовать.

«Чудо-остров Тру-ля-ля»

Детям зачитывается рассказ  об острове Тру-ля-ля, на котором  живут невиданные звери, и предлагается придумать и нарисовать зверя, который мог бы жить на этом острове. Далее предлагается придумать рассказ про своего зверя: как его зовут, где он живет, что ест и т.д.

«Откуда кусочек»

 Игра состоит из больших карточек полей с недостающими частями и маленьких карточек - недостающих кусочков. Предлагается найти к каждой карточке недостающую часть.

«Геометрический рисунок»

Информация о работе Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи