Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .

Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Выводы

Список литературы

Приложение


3
3

5

11





14


14

33

45

46

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение рассказыванию-опыт работы.(1).doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На различных этапах работы использовались следующие виды творческих заданий.

Схема 1

 

 

 

 

 

Схема 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3

        Коррекционное обучение предполагает  тесную взаимосвязь в работе  всех педагогов. В работу включаются  следующие подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно  с воспитателем.

  1. Лексические упражнения:
    • Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предметов;
    • Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих ему наименований действия и наоборот;
    • Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы и их свойства, различные действия;
    • Подбор родственных слов, вариативных по значению.

 

  1. Лексико-грамматические  упражнения:
    • Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
    • Составление предложений по данным словам.
  1. Упражнения для развития «поэтического слуха», например, подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.
  1. Игры-упражнения:
    • На узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков);
    • На отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др. коллективное придумывание загадок по аналогии.

       Во  второй половине дня воспитателем  используются по рекомендации  логопеда следующие виды работ:

  • Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • Упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  • Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  • Игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • Составление описания предмета по собственному рисунку;
  • Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

     В занятия  по обучению рассказыванию по  картинкам включаются следующие  виды творческих заданий:

  • Придумывание названий к картинке или серии картин, а также к каждому фрагменту-эпизоду;
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.);
  • Упражнение в составлении предложений по данному слову с опорой на картинку;
  • Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
  • Придумывание продолжения к действию, изображенному на картинке (серии картин);
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картин;
  • Игра-упражнение «Угадай-ка!»: дети восстанавливают содержание изображенного фрагмента картинки, закрытого экраном.

В структуру занятий  по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

    • Беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
    • Коллективное составление плана будущего рассказа;
    • «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д<span class="dash041e_0431_044b_044

Информация о работе Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи