Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:38, курсовая работа
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие.
ВВЕДЕНИЕ
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в географической и пластической форме.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие.
Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательность содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей. Благодаря этому, создание аппликативных поделок обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.
Анализ массовой практики дошкольного образования показал что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творческий применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Так главный ориентир современного дошкольного образования на развитие ребенка в условиях конкретных видов деятельности часто остается на уровне деклораций. Общение и деятельность, общепризнанные как основные условия развития личности, в педагогическом процессе ДОУ чаще всего имеют дидактическую направленность. Их роль сводится к формированию знаний, умений, навыков, безусловно важных, но не единственных в развитии ребенка.
В педагогической, психологической и методической литературе вопрос об обучении технике аппликации детей дошкольного возраста представлен в работах таких ученых, как В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Л.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, Н.Н. Подьякова, Л.Я. Пономарева, С.Л. Рубенштейна, В.И. Селиванова, А.И. Щербакова, Д.Б. Эльконина и другие. Кроме того имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Г.Н. Година, Т.В. Гуськова, А.А. Люблинская, Л.А. Порембская); были выявлены некоторые условия формирования техники аппликации у детей дошкольного возраста в процессе обучения (В.Н. Аванесова, А.М. Леушина, Н.П. Саккулина, Л.П. Усова и другие), игровой (Р.Жуковская, Р.А. Иванова, С.А. Марутян и другие), трудовой (Т.А. Маркова, В.Н. Нечаева, Л.А. Порембская и другие) деятельности.
Вместе с тем, до сих пор недостаточно полно изучены вопросы возможности формирования техники аппликации у дошкольников в изобразительной деятельности, и, в частности, в такой ее разновидности как аппликация, хотя в этом имеется объективная необходимость. Данная деятельность тесно связана с другими видами детской деятельности и, по сути носит интегративный характер, так как сочетает в себе элементы игры, труда и изобразительной деятельности (Н.П. Саккулина, З.В. Лиштван, Л.А.Парамонова, Я.З. Неверович и другие). В частности, исследователями изучались развивающие и воспитывающие возможности аппликации из бумаги. Однако недостаточно изученным в аспекте формирования детской самостоятельности оказался такой вид изобразительной деятельности, как аппликация.
Объект исследования - образовательный процесс по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.
Предмет исследования – обучение детей 5 г.ж. технике аппликации на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования – организация занятий по изобразительной деятельности позволит повысить эффективность обучения технике аппликации детей 5 г.ж., если:
а) вести регулярную диагностику уровня сформированности у ребенка 5 г.ж. техники аппликации на занятиях по изобразительной деятельности;
б) учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной возрастной группы;
в) отобрать содержание, формы и методы работы по обучению технике аппликации детей 5 года жизни;
г) создать в группе развивающую среду для художественно-творческого развития детей;
д) объединить работу педагогов и родителей для решения данной проблемы.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по обучению технике аппликации детей 5 г.ж. на занятиях по изобразительной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой выдвигаются следующие задачи исследования:
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение.
- эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), индивидуальные и фронтальные формы работы с детьми.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2010 – январь 2011) – сбор, анализ, классификация имеющийся по данному вопросу литературы;
II этап (сентябрь 2011 – апрель 2012) – разработка содержания форм методов и приемов работы по теме исследования; проведение опытно-экспериментальной работы; обработка и анализ результатов.
Материалы ВКР могут быть использованы:
ВКР имеет следующую структуру: введение, 2 главу, 6 параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Вопросы
обучения технике аппликации
дошкольников в
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которых – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движениями, словами мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо всячески поощрять детское творческое, в какой бы форме оно ни выразилось.
Многие исследователи (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, Н.Г.Агеносова, М.В.Вовчик–Блаткина) считают, что рисование, лепка, аппликация имеют важное значение для психического развития ребенка, прежде всего, для развития его восприятия и мышления.
В своем пособии «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» Т.С.Комарова обращает внимание на огромное значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника:
- Умственное воспитание. Изобразительная деятельность-это специфическое познание действительности. У детей постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразие оттенков. Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы, осваивают опыт работы с некоторыми орудиями (кисть, ножницы). Дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. У дошкольников развивается речь: усвоение названий форм, цветов, пространственных обозначений; высказывания при наблюдении и обследовании предметов. При проведении занятии создаются благоприятные условия для формирования пытливости, инициативы, умственной активности, самостоятельности и любознательности.
- Сенсорное воспитание. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, величине, цвете, положении в пространстве. Дети и определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия.
- Нравственное воспитание. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. В своих работах дети передают явление общественной жизни, нужно дать им возможность отразить свои впечатления и свое отношение к ним. В процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу и т.п. Общегрупповые занятия содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. В процессе коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, каждый старается лучше выполнить свою работу. У детей воспитываются доброта, справедливость, доброжелательность.
- Трудовое воспитание. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Развивается мелкая мускулатура рук, пальцев.
- Эстетическое воспитание. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
- Развитие художественного творчества. Дети учатся художественной действительности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.
Авторы книги «Воспитание и обучение в детском саду» А.В.Запорожец, Т.А.Маркова отмечают, что овладевая различными видами изобразительной деятельности, дети получают возможность создавать изображение предметов и явлений действительности. Это позволяет им активно, творчески выражать жизненные впечатления, свое понимание предметов, явлений, событий, эмоциональное отношение к ним.
Формируя и совершенствуя изобразительную деятельность детей, педагог осуществляет различные стороны воспитания – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Основное значение эта деятельность имеет, конечно, для эстетического воспитания.
Художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает эстетические и полезные предметы и вещи. Такой труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активен, воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя доступных ему формах художественной самодеятельности.
Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.
Комарова Т.С. в своей книге «Занятия по изобразительная деятельности: книга для воспитателя детского сада» описывает занятия по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп, рекомендует методы и приемы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, которые направлены на развитие у дошкольников самостоятельности, активности в творчестве.
Авторы пособия «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов» В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова, З.В.Лиштван рассматривают вопросы обучения и методики руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста, раскрывают работу методиста по дошкольному воспитанию. Также они отмечают, что в процессе занятий по аппликации у детей развиваются чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение красивые сочетания. Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движении. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на ровном расстоянии друг от друга. Занятие аппликацией способствует развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей и величин. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. По их мнению, создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и мысли.
В пособии «Изобразительная деятельность дошкольников» Г.Г.Григорьева раскрывает методику руководства детской изобразительной деятельностью, в книге акцент сделан не на приобретении дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитии личности, творческой сущности ребенка в процессе изобразительной деятельности. Данное пособие может быть использовано студентами педагогических учреждений и воспитателями детских садов.