Обучение чтению младших школьников в Специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:38, реферат

Краткое описание

Обучение детей чтению является одним из основных вопросов методики обучения в начальной школе. Оно направлено как на разрешение общеобразовательных и воспитательных задач, так и на овладение самим навыком чтения.
Образовательное и воспитательное значение чтения огромно. Однако обследование состояния навыка чтения у учащихся с общим недоразвитием речи, обучающихся в младших классах массовой или специальной речевой школы, показало, что у одних он находится на самом низком этапе усвоения, у других — на более высокой ступени развития, но в том и другом случае можно обнаружить специфические затруднения. Они проявляются как в способе усвоения чтения и характере ошибок, так и в темпе овладения чтением и понимания прочитанного.

Вложенные файлы: 1 файл

Чтение в СКОУ V вида, Сергеева.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Чтение используется и как дополнительное средство коррекции фонетико-фонематической стороны речи учащихся. Так, отработка слова в чтении служит особенно результативным средством овладения его слоговой структурой. Насыщенность текста буквами, обозначающими смешиваемые в произношении звуки, на определенном этапе обучения позволяет использовать чтение для закрепления навыка дифференциации этих звуков и т. п.

Важно постоянно помнить о характерном для учащихся логопедических школ отставании понимания прочитанного слова от понимания слова, воспринятого на слух. В связи с этим целесообразно, чтобы формулировки вопросов и заданий учителя включали в себя как можно меньше слов из текста, были связаны с текстом не по форме, а по содержанию. Тем самым ученик мобилизуется на максимальное осмысление именно читаемого, а не воспринятого на слух; исключается формальное выполнение заданий и выполнение их по догадке.

Большую роль играет воспитание у детей активного отношения к читаемому материалу как к источнику речевого развития. Учащиеся логопедической школы должны научиться не только правильно воспринимать содержание текста, но и обращаться к тексту для того, чтобы почерпнуть из него определенные лексико-грамматические формы, речевые образцы и т. д. Поэтому необходимо приучать детей осмысленно вчитываться в каждое слово и даже в послебукварный период требовать подробного пересказа по ходу чтения, одновременно преодолевая тенденцию учащихся к дословному запоминанию прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 374 с.
  2. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 1994. — № 5.
  3. Васильева Г.Н. Особенности встречного порождения высказывания в процессе чтения текста учащимися с нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 2005.
  4. Каше Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовительных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 1973. — № 6; 1974. — № 1.

Информация о работе Обучение чтению младших школьников в Специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида