Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:29, шпаргалка
Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Вопросы
1. Программа Т. И. Одиноковой
«Мордовское музыкальное
Программа Т.И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (Саранск, 1989 г.).
Проблемы музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства впервые детально были рассмотрены в работах Т.И.Одиноковой. Тамара Ивановна Одинокова (1938-2013) – кандидат искусствоведения, профессор кафедры народной музыки ИНК, заслуженный работник культуры РМ, лауреат Премии Главы РМ. Стояла у истоков организации музыкального отделения факультета начальных классов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, с 1983 по 1994 год была зав. кафедрой хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания. Следует отметить ее первую программу, направленную на реализацию регионального (национально-регионального) компонента содержания музыкального образования в общеобразовательных школах «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе (1 - 3 классы)» (Ч.1, ч.2) (Саранск, 1989) Названная программа выдвигает на первый план необходимость использования мордовской музыки с опорой на типовую программу для общеобразовательных школ (созданную под руководством Д.Б.Кабалевского). В программе Т.И.Одиноковой рассмотрен вопрос о критериях подбора национального репертуара, который отвечал бы требованиям школьной программы по музыке и определенным представлениям национальной музыкальной культуры мордовского народа. В программе дана емкая и качественная характеристика мордовской народной и профессиональной музыки. Автор отмечает, что мордовский музыкальный фольклор обладает огромным художественно-эстетическим, воспитательным и познавательными возможностями, который запечатлел в своих шедеврах труд и быт народа, мечты и стремления, освободительную борьбу и веру в лучшее будущее. Т.И. Одинокова подчеркивает, что важное место в программе отведено детскому музыкальному фольклору, который способствует познанию окружающего мира. К данной программе Т.И. Одинокова издала хрестоматию «Мордовская музыка в начальной школе» (Саранск, 1994), куда вошли нотные образцы мордовской музыки (народной и композиторской) для начальной школы и методические рекомендации к ним, которая сыграла большую роль в пропаганде мордовского музыкального искусства в школе. Также был издан репертуарный сборник и методические рекомендации к ним «Мордовский детский музыкальный фольклор в начальной школе (автор-составитель Т.И. Одинокова) (Саранск, 1994). В данной работе представлены различные образцы многочисленных жанров мордовского детского музыкального фольклора, а также предлагаются методические рекомендации по освоению народного искусства.
Программа Т.И. Одиноковой «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» (Саранск, 2004 г.).
Концептуальные основы своего подхода к реализации национально-регионального компонента содержания музыкального образования в общеобразовательных школах Т.И. Одинокова изложила в программе «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе (1-4 классы)» (Саранск, 1997).
В программе широко представлены мокшанские и эрзянские народные песни, инструментальные наигрыши, творчество композиторов Мордовии .
Среди целеполагающих установок программы выделены следующие.
В области обучения:
1) формирование целостного
представления о народном
2) освоение типологии
и специфики народной музыки
на основе постижения
3)формирование навыков
музыкального восприятия в
4) познавательных интересов и склонностей;
5) художественно-эстетических вкусов и потребностей.
В области воспитания:
1) формирование эстетического
отношения к духовным
2) возрождение национального самосознания;
3) осуществление задач
нравственного, эстетического, патриотического
и интернационального
В программу включены: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах (в том числе на народных музыкальных инструментах мокши и эрзи), музыкально-ритмические движения, сочинение и импровизация, введено изучение системы звуковысотности и метроритма, пение по нотам. В числе особенностей программы автор отмечает музыкальное воспитание младших школьников в широком контексте национальной культуры: через обращение к истории, к этнографии, словесному фольклору, к национальной литературе и изобразительному искусству.
По данной программе, как отмечает Т.И.Одинокова, и в эрзянской, и в мокшанской школе изучается музыка не только своего народа, но и других народов, проживающих в Мордовии (русских, татар, украинцев и других). Кроме того, в ней впервые дается музыкальный материал, представляющий фольклор финно-угорских народов (дети знакомятся с финскими, эстонскими, карельскими, венгерскими, удмуртскими и марийскими песнями, напевами коми, саами, хантов и манси).
Предлагаемая программа представляет собой сводный вариант, состоящий как бы из двух программ – для мокшанской и для эрзянской школы. Их различия проявляются в области вокального репертуара, связанного с различиями в мокшанском и эрзянском языках.
К данной программе была издана хрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор в школе: 1-4 классы» (автор-составитель Т.И. Одинокова) (Саранск, 2004), где собран нотный материал мордовской народной (вокальной, инструментальной) музыки в ее взаимосвязи с творчеством композиторов Мордовии, музыкальным искусством родственных и соседних этносов России и зарубежья.
Тематизм четвертей по классам представлен следующим образом.
1 класс
I четверть. Тема: «Край наш, Мордовия».
В данной четверти происходит знакомство с мордовским детским фольклором в процессе освоения словесных и музыкальных жанров (считалки, дразнилки, игровые песенки, пословицы, загадки). Дети знакомятся с народными песнями «Нумолнэ», «Чеерне-урыне», «Луганяса келунясь», с произведениями мордовских композиторов (С.Терханов, Г.Сураев-Королев, Н.Бояркин, Е.Кузина).
II четверть. Тема: «Мы любим сказки».
Дети знакомятся со словесными и музыкальными сказками нравоучительного содержания, обладающими огромными познавательно-воспитательными возможностями.
Произведения, изучаемые детьми: Г.Вдовин «Колыбельная», «Плясовые наигрыши», Д.Скрипкин «Ночь», Н.Бояркин «Пляска медведя на свадьбе», Н.Кошелева «Веселое настроение», Л.Кирюков «Мордовский танец».
III четверть. Тема: «Наши игры, наши песни».
Основное внимание в этой четверти уделяется освоению мордовского детского фольклора. Прекрасный и удивительный мир детства с его увлекательными играми и забавами, первыми радостями и огорчениями, явится перед детьми в разнообразии фольклорных жанров. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, колядки, таусени, заклички, веснянки. Музыкальные произведения: «Коляда», «Туйтя, туйтя, пиземне», «Давай, ялгай, мирятано», Н.Бояркин «Кальцаемат» и другие.
IV четверть. Тема: «Мы и природа».
Четверть посвящена знакомству с природой родного края через музыкальные произведения. Музыкальный материал: «А сезяка, сезяка», Г.Вдовин «Весна в Мордовии» и другие.
2 класс
I четверть. Тема: «Дела давно минувших дней»
Основное внимание уделяется мокшанским и эрзянским песням – сказам героического содержания, песням и легендам о родоплеменном вожде Тюште
II четверть. Тема: «Рождественские праздники».
Учащиеся знакомятся с содержанием и образами мордовских колядок, с их народными названиями, особенностями бытования и исполнения. Музыкальный материал: «Коляда», Л.Кирюков «Хороводная», Д.Скрипкин «Колокола», «Календарные песни», песни финно-угорских народов.
III четверть. Тема: «А мы Масленицу дожидаем!»
Знакомство с праздником Масленицы, с песнями, плясками, играми праздничной недели. Музыкальный материал: «Мастянь чи, паро чи», «Нармоннят, нармоннят», «Позяра», Н.Кошелева «Нармоннятне лиеда», «Масторавась лужакадсь» и другие.
IV четверть. Тема: «Весну закликаем».
Учащиеся знакомятся с мокшанскими и эрзянскими закликаниями весны, лета, солнца, дождя, их взаимосвязью с годовым календарным циклом земледельческих работ, народными приметами этого времени года, пословицами, загадками. Музыкальный материал: «Чика, чика, листь» (э.), «Вай, тундыне», «Вай, дали, дали» (м.), «Косо, косо, да Утяша» и другие.
3 класс
I четверть. Тема: «Тейтерень пие кудо».
Знакомство с содержанием, персонажами, сценарием этого представления, участие детей в фольклорном действе.
II четверть. Тема: «Роштувань куд».
Знакомство учащихся со своеобразными театрализованными представлениями «Роштувань куд» («Рождественский дом») и «Кштемань куд» («Дом плясок»), проводимыми в специально снятых помещениях. участие в колядовании взрослых. Традиции детского колядования. Музыкальный материал: «Чачо сюро, чачозо», «Коляда, коляда», Н.Кошелева «Ловонь баба», Г.Вдовин «Танец медведя» из музыкальной драмы «Ветер с понизовья» и другие.
III четверть. Тема: «Мокшэрзянь свадьба».
Знакомство учащихся с мордовским свадебным обрядом, в котором отражаются жизненный уклад мокши и эрзи, их социальный и нравственный опыт, верования и обряды, общественно-эстетические идеалы. Музыкальный материал: «Срхкада, кудат, срхкада» (м.), «Парявтнемат» (э.), «Вярде панихть» и другие.
IV четверть. Тема: «Весенние обряды и песни».
Музыкальный материал: «Чика, чика, листь» (э.), «Вай, тундыне», «Тук, тук пиземня» (м.), «Авкай, молян мон вирев» (э.), «Верьга, верьга» (э.), «Вирь чиресэ» и другие.
4 класс.
I четверть. Тема: «Народ – великий художник».
Музыкальный материал: «Сур велесь» (э.), «Вай, луга, луга» (м.), «Роман Аксясь» (м.), «Вирь чиресэ» (э.) и другие.
II четверть. Тема: «Музыка народов Мордовии».
Содержанием уроков музыки в этой четверти является сравнительный обзор художественного творчества народов, проживающих на территории республики (мокши, эрзи, шокши, русских, татар, украинцев). Музыкальный материал: мокшанские или эрзянские народные песни (повторение): «Вай, луга, луга», «Вай,верьга, верьга», «Вниз по матушке, по Волге», «Во поле береза стояла», «Светит месяц», «Калинка», «А сезяка, сезяка», «Еру – еру», «Шнамонь мора» и другие.
III четверть. Тема: «Музыка мордовского народа и народов финно-угорского мира».
. Знакомство учащихся с музыкой мордвы (мокша, эрзя, шокша) и финно-угров (карелы, эстонцы, саамы, финны, венгры, марийцы, удмурты, коми, ханты и манси). Музыкальный материал: мокшанские и эрзянские песни разных жанров по выбору учителя. М.Людиг «Песня про качели», эстонская народная песня «Отчий дом», украинская народная песня в обработке Леонтовича «Щедрик» и другие.
IV четверть. Тема: «Мы и фольклор».
К числу целеполагающих установок этой четверти относится освещение понятий: традиции и новации в искусстве, современность в народной музыке, композитор и фольклор, народное художественное творчество в наше время.
2. Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
В настоящее время перед всеми педагогами Республики Мордовия, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить этнокультурное образование подрастающего поколения в поликультурной среде, приобщить учащихся к родному искусству, познакомить с культурой народов, населяющих регион. В современной социокультурной ситуации школа со смешанным контингентом учащихся должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, проживающих в Мордовии.
Актуальность и необходимость освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях школах объясняется следующими причинами:
Необходимостью развития у представителей этноса этномузыкальной культуры с целью сохранения национальных музыкальных традиций. Таким образом, основные идеи этномузыкального образования в общеобразовательных школах республики можно сформулировать так: