Обучение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:29, шпаргалка

Краткое описание

Программа Т. И. Одиноковой «Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе» (1-3 классы) (Саранск, 1989). Программа Т. И. Одиноковой «Мордовский фольклор в школе» (1 – 4 классы) (Саранск, 1997).
Актуальность освоения музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных школах. Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы) (автор Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).
Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).
Мордовский музыкальный фольклор. Жанры мордовского музыкального фольклора. Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» (составители Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

Вложенные файлы: 1 файл

Bilety_k_GAK_mordovskie_otvety.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

Программа «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы)  (автор   Л. П. Карпушина) (Саранск, 2007).

 

Цель этномузыкального образования в общеобразовательных школах республики трактуется так: воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России, познакомить детей с родной музыкой и музыкальным искусством Мордовии, формировать интерес и уважение к нему, формировать  этномузыкальную культуру, этническую и этнокультурную толерантность, способствовать консолидации всех народов республики.

Среди задач, конкретизирующих цель этномузыкального образования, можно отметить следующие:

  • формировать гражданственность, воспитать эстетико-«родственное» отношение к России и своей малой Родине – Мордовии,  к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней,  желание участвовать в развитии  музыкальных традиций региона и этносов;
  • воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих республику, стремиться на этой основе к консолидации народов, формировать этническую и этнокультурную толерантность;
  • обеспечить условия для этнической и этномузыкальной идентификации представителей различных этносов на основе народного музыкального искусства;
  • познакомить с историей, бытом, традициями народов, населяющих республику, жанрами русской, мордовской, татарской народной музыки и музыки других этносов, а также познакомить с творчеством профессиональных и самодеятельных композиторов Мордовии;
  • познакомить с известными исполнителями Мордовии (солистами, ансамблями, оркестрами);
  • воспитать творческую личность, обладающую развитой этномузыкальной компетентностью, развить этномузыкальное мышление, этномузыкальный слух, чувство этностиля;
  • сформировать навыки интонирования русских, мордовских, татарских народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, игры на национальных музыкальных инструментах;
  • развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт этнического своеобразия народного и профессионального музыкального искусства;
  • формировать умения создавать проекты, умения работы с сетью Интернет, информационно-коммуникационными технологиями, осуществлять музыкально-краеведческую деятельность с целью изучения народной музыкальной культуры народов, населяющих регион, и ее пропаганды.

Музыкальный материал программы включает: музыкальное искусство  народов, составляющих в республике большинство (русская, мордовская народная музыкальная культура), при эпизодическом включении в урок произведений татарской, украинской музыки, музыки других этносов России, а также тех этносов, чьи представители обучаются в классе; профессиональное музыкальное искусство, отмеченное проявлением этнического своеобразия, основанного на традициях русского, мордовского народного мелоса; произведения  композиторов, отражающих современные тенденции развития музыкального искусства  Мордовии и расширяющих музыкальный кругозор учащихся, а также произведения, имеющие патриотическую, духовно-нравственную, краеведческую направленность.

Тематизм программы «Музыкальное искусство Мордовии в общеобразовательной школе (1 – 8 классы)» отражает гражданскую, социальную («Моя Родина – Россия и Мордовия»), этнокультурную («Любимые песни народов, населяющих Мордовию», «Путешествие в Фольклорию»), нравственную («Наши святыни»), краеведческую («Композиторы Мордовии» «Путешествие по Мордовии», «Известные исполнители Мордовии, «Путешествие в театр»), экологическую («Природа – наш дом»), историческую («История в музыке, музыка в истории») направленность содержания этнокультурного компонента музыкального образования. В четвертом классе, во второй четверти (тема «Музыка моего народа») детально рассматривается мордовский музыкальный фольклор («Летопись души мордовского народа», «Жизнь мордовского народа в песнях», «Путешествие в мордовское село», «Играй, играй, да не заигрывайся»,  «Предания и  мифы мордовского народа», «Инструментальная музыка мордовского народа», «Взаимосвязь мордовского народного и профессионального музыкального искусства», «Единство народов Республики Мордовия»). В восьмом классе все первая четверть посвящена рассмотрению музыкальной культуре Мордовии («Диалог культур: русская, мордовская, татарская народная музыка», «Взаимосвязь мордовского и русского народного музыкального искусства», «Взаимосвязь мордовской народной музыки и музыки финно-угорских народов», «Взаимосвязь мордовского народного и профессионального музыкального искусства, «Композитор Н. И. Бояркин», «Наше время и народные песни», «Калейдоскоп имен: творчество композиторов Мордовии (Г. Г. Сураев-Королев, Е. В. Кузина), «Калейдоскоп имен: творчество композиторов Мордовии (М. Н. Фомин, Д. В. Буянов, Е. В. Уварова)», «Цвети, мой край, Мордовия моя!»).

Например,

1 класс

 

I четверть

 

Моя Родина – Россия и Мордовия

 

Наша Родина – Россия. Мордовия – моя «малая» Родина. Родина – это дом, в котором живешь, город или село, где родился и вырос. Гимн России. Гимн Мордовии. Автор гимна – мордовский композитор Н. В. Кошелева.

Репертуар:

Кошелева Н. В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии (ФХ – слушание).

Сураев-Королев Г. Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии (ЦПСМ. С. 16 – пение).

Россия, мать Российская земля (рус. нар. песня) (ПУ. С. 3 – слушание).

Вдовин Г. Г. Родная сторона (ММФШ. С. 28 – слушание).

Левженская плясовая. Обр. В. Белоклокова (ММНШ. С. 226; ФХ – слушание).

 

Любимые песни народов, населяющих Мордовию

Музыкальный фольклор – сокровищница души и таланта народа, отражение его мировоззрения и характера. Хороводные песни русского, мордовского народа (кужонь морот), татар.

Луганяса келуня (м) (На лугу березка) (МНП. С. 44, ФХ – пение).

Коровушка (рус. нар. песня) (ХРНП, С. 8 – пение).

Энипэ (Анипа) (тат. нар. песня) (ТНП (1). С. 58 – пение).

Пек вадря! (э) (Очень хорошо!) Исп. дет. группа «Пек вадря!» (ФХ-слушание).

Луганяса келуня (СПММБ. С. 13. – слушание).

Бояркин Н.И. Кужонь моро. Хороводная (ПРФМК. Ч. 1. С. 10 – слушание).

II четверть

 

Композиторы Мордовии – детям

 

Н. В. Кошелева (род. в 1952). Цикл фортепианных пьес «Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс».

С. Терханов (род. в 1954). Детские песни (более 100), музыка к кукольным спектаклям.

Е. Кузина (род. в 1963). Цикл фортепианных миниатюр для детей «Наш день» (1982), музыка к сказке «Жил-был зайка» (1997).

 

 

III четверть

 

Путешествие по Мордовии

 

Народные праздники. Масленица. Этнографические условия исполнения масленичных песен русского, мордовского народов, особенности их интонирования и музыкального сопровождения. Закликание весны. Заклички птиц.

Мордовские танцевальные движения («покачивание поднятых над головой полусогнутых рук», притоп).

Репертуар:

Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) (м) (ММНШ. С. 68 – пение).

Ой, кулики, жаворонушки (рус. нар. песня) (ХРНП. С. 6 – пение).

Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) (э) (ПНМИ. Т. 3. с. 85 – пение).

Сураев-Королев Г. Г., ст. Громыхина А. Почему? (ЦПСМ. С. 18 – пение).

Бояркин Н. И. Сельский праздник (ПРФШК. Ч. 2. с. 11 – слушание).

Кирюков Л. П. Хороводная пляска (ДПКМ. С. 3 – слушание).

 

Известные исполнители Мордовии

 

Мордовские сказительницы Е. Кривошеева, Ф. Беззубова, Е. Денисова, П. Родькина, С. Люлякина.

С. Люлякина (1922–1993) – известная мордовская сказительница и исполнительница мордовских песен и сказок, поэтесса.

Репертуар:

Нумолнэ (э) (Зайчик). Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).

Загадки. Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).

Петушок. Исполняет С. Люлякина (ФХ – слушание).

Вай, катоня, катоня (м) (Ой, кошечка, кошечка) (пение).

Бояркин Н. И., ст. Маршака С. Шалтай-болтай (ШГЧ. С. 66 – пение).

Кошелева Н. В. Нюрямонь мора. Колыбельная. Мацтема моро (ЛС. С. 12 – слушание).

 

IV четверть

 

Природа – наш дом

 

Природа – наш дом, ее нужно беречь, любить, знать. Нужно быть ее другом, ее защитником. Леса Мордовии. Воспевание природы в песнях русского, мордовского, татарского народов. Исполнение на детских свистульках (кевень тутушка (э)).

Репертуар:

Луганяса келуня (м) (На лугу березка) (МНП. С. 44; ФХ – пение и слушание).

Туйтя, туйтя, пиземне (э) (Иди, иди, дождик) (ПНМИ. Т. 3. С. 115 – пение).

Солнышко (рус. нар. песня) (ХРНП. С. 7 – пение).

Ай, былбылым (тат. нар. песня) (Соловей) (ТНП (1). С. 50 – пение).

Бояркин Н. И. Луганяса келуня (ПРФМК. Ч. 1. с. 21 – слушание).

Бояркин Н. И. Пизем сеерема (Закличка дождя) (ПРФМК. Ч. 1. с. 11 – слушание).

 

Путешествие в театр

 

Знакомство с Республиканским театром кукол (создан в 1938 году, выпустил около 300 спектаклей, имеет 7 специальных дипломов). Музыка в театре кукол. Музыка к спектаклю А. Сперанского «Необыкновенное состязание» и спектаклю «Как тебя зовут?» Г. И. Сураев-Королев (1922–2000) – детям.

Репертуар:

Сураев-Королев Г. И., ст. Манчева П., пер. с болгар. В. Вишняка. Песенка Мурзика из музыки к спектаклю кукол «Как тебя зовут?» (ШГЧ. С. 71 – пение).

Кошелева Н. В. Сеельсь пеняцяй (Еж жалуется). Сеелесь пеняци. Из музыки к спектаклю кукол «Необыкновенное состязание» (ЛС. С. 12 – слушание).

Терханов С., ст. Терханова С. Вот закончен первый класс (ММФШ. С. 88 – пение).

 

3. Программа «Музыкальное  искусство Мордовии» (9 класс) (авторы  Л. П.  Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007). Программа элективного курса (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов) «Волшебный мир мордовского музыкального театра) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск,  2007). Программа «Художественная культура Мордовии» (10-11 класс) (авторы Л. П.  Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2009).

 

Программа «Музыкальное искусство Мордовии» (9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) (Саранск, 2007)

 

Данная программа позволяет девятиклассникам больше узнать о музыкальной культуре Мордовии, проникнуться интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом. Программу можно использовать на уроках музыки, факультативных занятиях, а также в качестве материала для внеклассной воспитательной работы.

Цель программы – формировать гражданственность, любовь к малой  и большой Родине, интерес и уважение к музыкальной культуре региона, искусству русского, мордовского народов и народов, населяющих республику; формировать толерантность, способствовать консолидации народов, населяющих регион.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм, чувство личной ответственности за свою малую Родину, воспитать у подрастающего поколения желание работать на благо республики, интерес к истории своего края.
  2. Расширить общий и музыкальный кругозор - «культурный горизонт», воспитать желание самостоятельно познавать музыкальное искусство Мордовии, участвовать в его пропаганде, формировать гордость за музыкальное искусство родного народа, региона, ответственность за его сохранение и возрождение.
  3. Расширить знания об обычаях и традициях различных этносов, жанрах музыкального фольклора, познакомить с музыкальным языком народов, населяющих республику, их музыкальными ценностями, воспитать интерес к ним, развить чувство этностиля.
  4. Показать преемственность времен и поколений, связь народного музыкального искусства с современностью; связь мордовской культуры и культуры финно-угорских народов, взаимосвязь русского и мордовского народного музыкального искусства.
  5. Способствовать укреплению межэтнических взаимоотношений, формировать чувство толерантности.
  6. Способствовать приобретению эмоционально-ценностного опыта, освоению комплекса этномузыкальных знаний, умений и навыков, опыта музыкально-творческой деятельности в ходе освоения народного музыкального искусства, позволяющих говорить о этномузыкальной компетентности.
  7. Познакомить с жизнью и творчеством композиторов и исполнителей, деятелей культуры  Мордовии.
  8. Формировать умение выявлять общее и особенное в регионе, универсальное и уникальное.
  9. Формировать музыкально-историческое сознание, позволяющее сохранить музыкальные ценности в современной культурной ситуации.
  10. Способствовать приобретению знаний на полихудожественной основе в  ходе освоения различных видов искусства Мордовии.

В ходе освоения программы учащиеся пишут рефераты, эссе, защищают проекты, составляют викторины о музыкальных произведениях, композиторах, исполнителях, режиссерах, хормейстерах, балетмейстерах Мордовии. В ходе работы по освоению программы необходимо применять различные формы диагностики – анкетирование, тестирование, угадайки, чтобы выявить исходный и конечный результат освоения музыкальной культуры Мордовии.

Содержание программы распределено по следующим темам, имеющим социальную, нравственную, познавательную, эстетическую направленность: «Этническое своеобразие музыкального фольклора народов, населяющих Мордовию», «Народные песни: традиции и новаторство», «Взаимопроникновение русского и мордовского музыкального фольклора», «Фольклорные образы в творчестве композиторов Мордовии», «Разнообразие вокальных жанров в музыке Мордовии», «Многообразие инструментальных жанров в музыке Мордовии», «Своеобразие и традиции симфонической музыки Мордовии», «Из истории становления и развития музыкального театра Мордовии», «Своеобразие и традиции оперного искусства Мордовии», «Балет Мордовии: традиции и новаторство», «Программная музыка о Мордовии: творческие находки».

Программа «Волшебный мир мордовского музыкального театра» (элективный курс, 9 класс) (авторы Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева) [173] направлена на формирование гражданской идентичности, любви к малой  и большой Родине, интереса и уважения к музыкальной культуре региона, толерантности, интереса и положительной мотивации девятиклассников к музыкально-педагогической деятельности, к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля в ходе ознакомления их с музыкальной культурой региона, с мордовским музыкальным театром, что является составной частью региональной и профессиональной подготовки учителя музыки.

Данная программа разработана для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов к обучению по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля с учетом этнокультурного компонента содержания музыкального образования. Предпрофильное обучение с использованием этнокультурного компонента может осуществляться в девятом классе в общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла по специальному художественному направлению, а также в массовой школе в 9 классе по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля.

Содержание элективного курса «Волшебный мир мордовского музыкального театра» позволяет приобрести знания об истории становления и развития мордовского музыкального театра, о вкладе выдающихся композиторов Мордовии  (Л. П. Кирюкова, Г. Г. Вдовина, Н. В. Кошелевой и др.) в создание национальной оперы и балета, об известных оперных певцах, режиссерах, хормейстерах, балетмейстерах мордовского музыкального театра,  о наиболее значимых операх и балетах, созданных композиторами Мордовии, о современном состоянии, репертуаре Государственного театра оперы и балета им. И. М. Яушева; дает возможность ученику увидеть в профессии музыканта ценность созидательной деятельности в аспекте музыкальной культуры региона; создает условия для осознанного выбора учащимися профильного обучения художественно-педагогического направления гуманитарного профиля, формирует психологическую готовность к осуществлению выбора профессии. Все это будет способствовать формированию профессионального интереса и потребности в самообразовании, желания избрать профессию музыкально-образовательной направленности.

Информация о работе Обучение школьников