Общая характеристика творческой деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:09, реферат

Краткое описание

Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества егоподготовки во многом зависит успех всего образовательного процесса. В связи с этим перед педагогическим образованием встает вопрос постоянной модернизации процесса обучения специалистов. Причем эти новшества непосредственно должны исходить из
потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

практика 3.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

Тема №3. Общая характеристика творческой деятельности учителя

 

План:

1.Развитие будущего  специалиста под влиянием творчества. (сообщение)

 

Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества егоподготовки во многом зависит успех всего образовательного процесса. В связи с этим перед педагогическим образованием встает вопрос постоянной модернизации процесса обучения специалистов. Причем эти новшества непосредственно должны исходить из

потребностей общества.

На сегодняшний день в обществе остро встает вопрос о необходимости повышения профессиональной компетентности специалистов педагогического профиля. Сегодня вопрос профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического образования интересует многих ученых, как психологов, так и педагогов. Этому вопросу посвящено большое количество публикаций, теле- и радиопередач.

Профессиональная компетентность рассматривается как целостный процесс и как процесс, состоящий из нескольких компонентов: когнитивный, коммуникативный, регулятивный; рассматриваются всевозможные факторы, оказывающие влияние на развитие и становление профессиональной компетентности.

Но до сегодняшнего времени еще не вставал вопрос о том, какое влияние на профессиональную компетентность специалистов педагогического профиля оказывает творчество.

Под творчеством мы понимаем целостный процесс, включающий в себя три взаимосвязанных компонента:

творческие способности, творческое мышление и творческую активность.

Творческие способности – это индивидуальнопсихологические особенности личности, которые развиваются в труде и социальном общении.

Творческая активность – это поведение, направленное на осуществление своих творческих способностей.

Творческое мышление – это один из видов мышления, которое направленно на открытие законов, свойств объектов и пр..

Уже из вышеперечисленных определений мы видим некую взаимосвязь между понятиями «творческие способности», «творческая активность» и «творческое мышление». Само определение творческой активности включает в себя понятие творческих способностей.

Таким образом, творческие способности влекут за собой творческую активность, которая может выражаться в творческом мышлении. Именно этот процесс взаимодействия трех понятий и называется творчеством, и является фактором формирования профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля.

Для доказательства данного утверждения нами было проведено исследование на выявление влияния творчества на профессиональную компетентность будущих специалистов педагогического профиля. Объектом нашего экспериментально-психологического исследования выступила профессиональная компетентность, предметом – взаимосвязь творчества и профессиональной компетентности будущих специалистов педагогического профиля.

Исследование проводилось на базе Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева. Выборку составили 50 человек. Все испытуемые являются студентами III курса педагогического и социально-психологического факультетов.

На первом этапе нашего исследования с помощью методики Торранса и специально разработанной нами анкеты мы выявили студентов с высокими и низкими показателями.

Этот этап исследования позволил нам не только разделить испытуемых на две экспериментальные группы – студенты с высокими показателями творчества и студенты с низкими показателями творчества, но и доказывает наше предположение о том, что все три показателя творчества имеют непосредственную взаимосвязь друг с другом. То есть, если мы говорим о том, что студент имеет высокие показатели творческого мышления, то этот же студент будет иметь и высокие показатели творческих способностей и творческой активности.

На следующем этапе нашего исследования у этих же двух групп испытуемых мы выявили уровень сформированности профессиональной компетентности, рассмотрев отдельно каждый из трех компонентов: когнитивный – тест Бурдона на выявление степени концентрации и устойчивости внимания, коммуникативный – методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), регулятивный – тест «Способ самоуправления».

Обратная же взаимосвязь выявлена между коммуникативной сферой профессиональной компетентности и гибкостью мышления. То есть чем меньше сформированност коммуникативной сферы, тем больше гибкость мышления. И наоборот, чем больше показатели коммуникативной сферы профессиональной компетентности, тем меньше гибкость мышления. Такая же обратная взаимосвязь существует и между регулятивной сферой профессиональной компетентности и оригинальностью мышления. То есть чем выше показатели регулятивной сферы, тем ниже показатели оригинальности мышления, и наоборот, чем ниже показатели регулятивной сферы, тем выше показатели оригинальности мышления.

Данный вывод заставляет задуматься о том, что развитие творчества – это необходимый аспект в подготовке будущих специалистов педагогического профиля. Поэтому преподавателям педагогических вузов и ССУЗов необходимо включать в процесс обучения будущих специалистов программы по развитию творческих компонентов, таких как творческое мышление, творческая активность, творческие способности. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие всех трех компонентов профессиональной компетентности студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность творческого партнерства и сотрудничества. (реферат)

 

У каждого ученика существуют индивидуальные возможности и талант, которые проявляются в процессе учебной деятельности при создании определенных педагогических условий.

Талант – 1. Способности, дарование, сконцентрированные на чем-либо в высокой степени.

2. Личность, обладающая большими  способностями и дарованием.

Способность – (араб – быть, стать могущественным, сильным, властным) – понимается как особенность творческой личности и умственная деятельность.

В организации творческого педагогического процесса, способствующего раскрытию художественных творческих дарований учащихся, особое значение приобретает педагогическая поддержка творческих и созидательных устремлений учащихся. Эта детельность носит целостный характер и является составной частью учебного процесса. Получая знания, учащиеся изучают, осмысливают и создают. У каждого ученика свой, особый подход к процессу творчества. Учитель же, исходя из потребностей учащихся, должен создать оптимальные условия для их творчества. Одна из главных задач данного процесса состоит в поддержке и помощи учащимся со стороны учителя.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что во многих случаях учителям самим необходима помощь в освоении направленний и способов поддержки творческих проявлений учащихся. Особенно начинающему учителю в такой ситуации следует посоветоваться с родителями об индивидуальных особенностях ребенка с тем, чтобы действовать с ними в одном направлении. Постоянная помощь и советы учителя приведут к созданию педагогической системы поддержки. Разумеется, учитель должен хорошо знать личностные качества и интересы своих учащихся.

Многие ученые-педагоги используют термин “педагогическая поддержка”. Поддержка учащихся, по мнению О.С.Газман, Р.Сафаровой, М.Бердиевой, включает в себя личностно-педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую помощь, так как эти виды помощи реализуются в комплексе во всех образовательных учреждениях и в деятельности учителей.

Похожая статья: Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике

Педагогическая поддрежка направлена в основном на решение проблем учащихся в учебном процессе, которые возникают в процессе их познавательной и творческой деятельности. Чаще всего без помощи учителя учащиеся не могут самостоятельно преодолеть трудности. В этих случаях им просто необходима поддержка учителя, которая представляет собой составную часть педагогического процесса.

Закономерно возникает вопрос: А какова дидактическая функция педагогической поддержки в развитии творческой деятельности учащихся? Термин “педагогическая поддержка” появился в 21 веке как одно из понятий нового педагогического мышления. Педагогическая поддержка является компонентом системы личностно-ориентированного обучения. Педагогическая поддержка понимается также как совместная деятельность учителя и ученика (сотрудничество). Такая деятельность одновременно направлена и на самостоятельность ученика и на оказание ему необходимой помощи.

Педагогическая поддержка, основанная на принципе сотрудничества, позволяет учитывать интересы, цели, возможности учащихся, способствует преодолению трудностей на пути достижения желаемых результатов, развитию навыков самовоспитания, общения, самостоятельного и творческого мышления.

Педагогическая поддержка как проявление культуры обучения и воспитания, обеспечивает внутреннюю свободу и творчество учащихся, помогает выстраивать отношения со взрослыми на принципах демократии и гуманизма. Основное правило педагогической поддержки – создать условия для устранения препятствий в творческой деятельности учащихся с целью расширения их интеллектуальных, духовно-нравственных, эмоционально-чувственных возможностей, способствовать развитию личностных качеств и проявлению самостоятельности в принятии решений. Учитель должен вовремя заметить склонности и интересы учащихся и всячески их стимулировать и развивать.

Педагогическая поддержка учителя требуется постоянно и по многим направлениям: в усвоении ценностей, норм и культуры поведения, выборе своего жизненного пути и способов достижения намеченной цели, осознании реалий внешнего мира и самопознании внутреннего мира, успешном усвоении знаний и овладении учебными умениями и навыками, накоплении опыта творчества и созидания – все эти процессы учитель должен держать в центре своего поля зрения и быть рядом с учениками, оказывая им всемерную помощь.

Проблема педагогической поддержки творческой деятельности учащихся теоретически недостаточно разработана. Если некоторые методики педагогической поддержки учащихся в учебно-воспитательном процессе известны и они будут научно обоснованы, то руководители куружков, классные руководители и учителя-предметники смогут и должны оказывать постоянную поддержку в развитии творческих способностей учащихся.

Педагогическая поддержка нужна учащимся не толко в воспитательном процессе, но и в учебной деятельности, направленной на раскрытие талантов и увлечений школьников. Именно поэтому вопрос о педагогической поддержке одаренных детей приобретает особую актуальность.

По нашему мнению, сущность педагогической поддержки творчества и инициативности учащихся заключается в том, чтобы показать неповторимость их дарования и даже какие-либо неудачи и отрицательные моменты превратить в творчество. Для этого надо научить учащихся анализировать свою творческую деятельность и ее результаты, находить пути устранения отрицательных последствий.

Учащиеся не должны бояться пробовать, экспериментировать и не огорчаться при получении отрицательного результата, а задача учителя помочь детям найти эффективные приемы и способы решения проблем, но делать это тактично и доброжелательно.

Похожая статья: Роль межкультурного диалога молодежи в процессе творческой деятельности

Постепенно, шаг за шагом учителя формируют у учащихся навыки самостоятельного анализа своей деятельности, проектирования своих действий, эстетического подхода к продукции творчества.

Педагогическая поддержка творческой деятельности учащихся, являясь одним из методов личностно-ориентированной технологии обучения, создает условия для реализации творческих способностей и возможностей учащихся, определения жизненных целей, решения художественных задач. Благодаря этой поддержке у учащихся развивается свободное, самостоятельное мышление и в то же время закрепляются в сознании нравственно-культурные нормы. В процессе творческой деятельности у учащихся формируется самооценка, определяется свой статус, появляется уверенность в своих возможностях. Чтобы обеспечить эффективность указанного процесса, учителю необходимо выполнить ряд психолого-педагогических задач. В частности:

  • помочь учащимся осознать значимость результатов творческой деятельности, ее цель, перспективы, свою индивидуальность;
  • формировать у учащихся аналитическое, критическое, конструктивное отношение к материальному миру, нацелить их на творческие и созидательные процессы;
  • развивать у учащихся навыки теоретического анализа;
  • воспитать чувство ответственности за результаты творческой деятельности, эмоциональное отношение к процессу творчества;
  • привлекать учащихся к разным формам творчества, создавая для этого необходимые условия;
  • оказывать помощь в устранении отрицательных факторов, препятствующих самостоятельной работе учащихся;
  • готовить учащихся к применению творческого подхода к решению личных проблем.

Информация о работе Общая характеристика творческой деятельности учителя