Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:09, реферат
Важным определяющим фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества егоподготовки во многом зависит успех всего образовательного процесса. В связи с этим перед педагогическим образованием встает вопрос постоянной модернизации процесса обучения специалистов. Причем эти новшества непосредственно должны исходить из
потребностей общества.
Благодаря педагогической поддержке значительно развиваются и углубляются личностные и творческие качества учащихся.
Учащиеся с развитыми творческими способностями во многом отличаются от своих сверстников. Они могут анализировать свои сильные и слабые стороны, сосредоточиться на объекте творчества, выбирать оптмальные варианты и способы выполнения определенной работы.
В содержание педагогической поддержки творческой деятельности учащихся можно ввести следующие элементы:
Учитель в любой ситуации не должен выступать в роли передатчика информации и знаний. Отношения с учащимися устанавливаются на уровне открытости, доверия и равноправного партнерства, где приветствуется любая инициатива. Прежде всего помощь учителя заключается в организации теоретико-аналитической деятельности по отношению к продукции собственного творчества учащихся и процесса оценивания. Функция учителя в процессе сотрудничества с учащимися определяются также характером творческих заданий, которые могут быть “управляющими” и “ориентирующими”.
В разносторонней деятельности ученика нередко возникают проблемы, которые он может решить только с помощью педагогической поддержки. Это могуть быть вопросы, касающиеся его здоровья, учебы, общения, творческой деятельности, общественной жизни. И в каждой подобной ситуации педагогическая поддержка имеет свои особенности. В творческом процессе поддержка носит не общий, а скорее консультативный характер, на уровне дружеского совета. Следовательно, можно заключить, что основная форма педагогической поддержки, это отношения типа “устоз-шогирд”(мастер-ученик).
Важное условие педагогической поддержки творческой деятельности учащихся – организация специальных занятий, направленных на развитие их творческих особенностей. В этой связи особое внимание в нашем исследовании мы обращали на содержание творческого сотрудничества на разных этапах занятий и соответственно – его особенности. Форма и вид занятия определяли сущность и основные функции педагогической поддержки, например, на творческих уроках, занятиях кружка, в процессе коллективной творческой работы, на психологических тренингах, лабораторных занятиях и др. Следует отметить, что педагогическая поддержка творческой деятельности опирается на педагогические подходы, основанные на принципах гуманизма, которые проявляются в доверии и уважении к учащимся, отношении к ним как к достойным личностям. Гуманный подход в обучении и воспитании означает также установление культуры межличностных отношений, стремление педагога в каждом ученике распознать его индивидуальность, личностный потенциал.
В этом аспекте поддержка созидательной деятельности учащихся должна осуществляться по следующим направлениям:
Успех педагогической поддержки во многом зависит от того, какое влияние оказывает учитель на учащихся, что непосредственно связано с его педагогическим опытом и тактом, а также от того, какими личностными качествами обладает педагог. В числе этих качеств – умение создать обстановку доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. А для этого учитель должен обладать новым педагогическим мышлением, высоким уровнем профессиональной культуры, иметь опыт оказания поддержки и помощи в процессе творческой деятельности учащихся.
Литература:
Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся//Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. -М., 1981. с.116-126.
Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. – Волгоград: Перемена, 2000. - 87 с.
3. Современные технологии как новая форма творческого выражения
будущего специалиста. (конспект)
Подготовка компетентного педагога с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области методологии, педагогики, системным видением педагогических проблем в образовании направлена на совершенствование и формирование у будущих учителей собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей личности и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы в вузе и представляет собой систему индувидуально- своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. В вузовской подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя должна стать основной. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей определяется как профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика педагога.
Формирование педагогической компетентности личности в вузе осуществляется по трем направлениям:
Система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и готовит его к будущей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополне-нии.
Компоненты каждого из трех представленных выше блоков (базовой, методологической, творческой) подготовки представлены на рис. 1.
Одним из важных компонентов профессиональной направленности студентов является его педагогическая культура, которая рассматривается и изучается в системе психолого-педагогических наук с различных сторон:
Технологическая культура учителя представляет собой индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальное понимание смысла технологической деятельности как необходимой составляющей профессионализма. Технологическая подготовленность учителя является важным звеном в понимании категории "педагогическая компетентность", представляющей собой суть педагогической культуры, которая выполняет функции воспроизведения и сохранения педагогической реальности. Технологическая культура будущего учителя, рассматриваемая сегодня как основополагающее звено успешности в будущей профессиональной деятельности, представляет собой процесс творческой самореализации внутренних сил студентов.
Информация о работе Общая характеристика творческой деятельности учителя