Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:18, реферат

Краткое описание

Эпоха Античности представляет собой особый исторический период, когда происходило формирование основ европейской культуры, в том числе и связанной со сферой образования. Чисто географически Древняя Греция и Рим занимали небольшую территорию, тем не менее они были очень разнородны, в том числе и по складывающимся культурным традициям. Поэтому необходимо рассмотреть те основные тенденции целенаправленной организации процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, которые были наиболее характерны для данных географических территорий и формировались в рамках становления определенных политических структур — полисов, республик и других государственных объединений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Краткая характеристика эпохи ……………………………………….4
2. Особенности воспитания в Спарте и Афинах ……………………. ...7
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников ……………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история педагогики.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

       Основной  формой организации процесса  обучения в аггелах и илах  было коллективное выполнение  всех указаний наставника и  взрослых вообще. Вся система  спартанского обучения строилась  на основе непререкаемого авторитета  пайдонома и его помощников. Именно  наставник являлся в Спарте  одновременно и представителем  культа, власти, и учителем. При этом  основным воспитательным средством  считалось подражание старшим  и повторение за ними всех  упражнений и действий. Даже обучение  «лаконичной» речи строилось  на изучении так называемых  «исторических анекдотов», в которых  предлагались краткие истории  из жизни выдающихся общественных  деятелей и полководцев. Их  высказывания и реплики заучивались  юношами наизусть и использовались  в подходящих жизненных ситуациях.

       В качестве  мотивации на обучение в системе  спартанского образования выступал  принцип соревновательности, или  «агонистики» («агонами» назывались  общественные состязания или  испытания), в соответствии с которым  юноши и девушки должны были  демонстрировать свои лучшие  качества, знания и умения, чтобы  добиться результатов, более высоких,  чем у их сверстников и друзей  [6].

       В целом  можно сделать вывод, что в  Спарте обучение велось в условиях  полного подчинения учителю, взрослому,  политическим и военным деятелям, государству и отсутствия у  учеников собственного взгляда  на окружающий мир и общество. Практически во многом повторялись  особенности восточного образования,  связанного с культом подчинения  и повиновения, поэтому дидактические  правила и принципы были достаточно  консервативны, ритуалистичны и  ориентированы лишь на элемент  точного повторения за наставником тех знаний, умений и навыков, которыми владели сами педагоги, освоения лишь того образца, который давался учителем.

       Именно  данные особенности организации  системы спартанского образования  позволяют говорить о том, что  этот греческий полис дал мировой  педагогике особый образец военизированной  концепции подготовки подрастающего  поколения. Тем не менее спартанская  система военно-физического образования  стала уникальным образцом для  последующих дидактических разработок.

       По-иному  было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах  не была такой замкнутой, как  в Спарте. На рабов была установлена  частная собственность.

       В Афинах  в V — IV веках до н. э. бурно  развивалась культура. Развились  естествознание, математика, история,  искусство, литература, замечательная  греческая архитектура и скульптура  [4, с. 12].

       Система  афинского образования была более  гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин  как крупного культурного, торгового,  политического и административного  центра диктовало совсем иные  требования к воспитанию и  обучению подрастающего поколения.  Афинское население по своей  социальной характеристике также  было достаточно разнородно. Выделяют  следующие группы:

       - эвпатриды  — родовая знать или особая  привилегированная группировка;

       - геоморы  — мелкие и средние землевладельцы;

       - демиурги  — ремесленники;

       - метеки  — свободные люди, переселенцы  из других греческих полисов,  не имеющие политических прав  и свобод;

       - рабы  — политически и социально  были абсолютно подчинены афинским  гражданам.

        В  Афинах воспитание и обучение  правящего сословия было подчинено  идее всестороннего и гармоничного  развития личности, которая заключалась  в идеале каллокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями [6].

       Афиняне  считали идеальным человеком  того, кто прекрасен в физическом  и нравственном отношении, и  стремились к сочетанию умственного,  нравственного, эстетического и  физического воспитания. Но этот  идеал полностью относился только  к социальной верхушке — рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью  лишь рабов. Однако в результате  расслоения среди рабовладельцев  вычленялась значительная группа  малоимущих свободнорожденных и  вольноотпущенников, которые вынуждены  были заниматься ремеслом или  другими видами деятельности, в  том числе и учительской деятельностью.  На них переносилось презрительное  отношение со стороны богатых  рабовладельцев.

       В Афинах  дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста  начинали посещать школу. Девочки  получали дальнейшее воспитание  в семье, приучаясь к домашнему  хозяйству. Жизнь женщины в  Афинах была вообще замкнутой  и сосредоточена в женской  половине дома (гинекее) [4, с. 12].

       В Афинах  не существовало системы государственного  образования, поэтому все школы  были частными и платными. Они  были небольшими, и их роль  в воспитании подрастающего поколения,  как правило, начиталась очень  значимой. На одного учителя —  дидаскала — приходилось от 20 до 50 учеников.

       Социальная  оценка педагогического труда  была очень невысокой. По своему  статусу учителя приравнивались  к мастеровым и ремесленникам,  их труд оплачивался и ценился  не очень высоко. Афинские учителя  не принадлежали к жреческой  касте. Это были странствующие  певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось [6].

       В учебном  заведении занимались одновременно  дети различных возрастов, каждому  из которых учитель давал индивидуальные  задания и контролировал их  выполнение. Оборудование помещений  первых школ было очень простым  — кресло со спинкой для  учителя и деревянные табуретки  для учеников, столы отсутствовали,  жесткие дощечки для письма  лежали прямо на коленях.

       Однако  наиболее состоятельные учителя  могли украсить свою школу  изображениями муз, которые являлись  «досточтимыми богинями» образования,  или театральными масками.

       Первоначальное  образование мальчики получали  в так называемых мусических  школах, (дидактические теории), где  первоначально дети (с 7 до 13—14 лет)  обучались в школах грамматиста  и кифариста (или одновременно, или последовательно — сначала  в школе грамматиста, а затем  кифариста).

       Занятия  в школах вели учителя-дидаскалы  («дидаско» — я учу, позже:  «дидактика» — теория обучения). В школу мальчиков сопровождал  один из рабов, называвшийся  педагогом (от слов «пайс» —  ребенок, «агогейн»—вести).

       В школе  грамматиста обучали читать, писать  и считать. Применялся буквослагательный  метод: дети заучивали наизусть  буквы по их названиям (альфа,  бета, гамма и т. д.), потом складывали  их в слоги, затем слоги в  слова [4, с. 12].

       В обязанности  грамматиста, или дидаскала, входило  обучение детей элементарным  навыкам письма, чтения, счета. Письму  юные ученики обучались на  восковых табличках — церах,  на которых писали острым концом  железной или костяной палочки  (стило). После того как мальчик  осваивал умение точно копировать  образцы письма учителя, дощечка  и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет.

       После  обучения письму начиналось обучение  чтению, происходившее на лучших  образцах литературного творчества  того периода. Наиболее часто  для чтения и заучивания наизусть  использовались басни Эзопа, поэмы  Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из  знаменитых трагедий и комедий,  гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). Работали  также с культурными текстами  — мифами, поэмами, гимнами и  т.д. Все это говорит о том,  что в качестве учебных пособий  использовался неспециализированный  материал, не приспособленный специально  для учебных целей.

       В качестве  основных дидактических приемов  для обучения чтению обычно  использовались мнемонические —  повторение за учителем прочитанного  отрывка каждым учеником или  хором. Обучение арифметике было  менее утомительно, так как  афинские учителя в основном  использовали наглядные методы, применяя для освоения счета  окружающие предметы, дидактические  пособия, счетную доску (абака) [6].

       Считать  учились при помощи пальцев,  камешков и счетной доски, так  называемой абаки, напоминающей  счеты [4, с. 12].

       После  освоения программы грамматической  школы или одновременно с ней  мальчики начинали посещать школу  кифариста, где основное внимание  уделялось музыкальному образованию.  Музыка занимала важное место  в системе греческого воспитания.

       Учеников  обучали игре на самых распространенных  музыкальных инструментах — лире, кифаре, флейте, цитре, пению под  аккомпанемент лиры и в хоре. Обучение музыке, по мнению греческих  мыслителей, способствовало сохранению  и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало  также к слаженности действий  со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.

       После  окончания мусической школы или  одновременно с ней в возрасте  около 12 лет мальчики приступали  к занятиям в гимнастических  школах — палестрах, где проходило  общее физическое воспитание  и элементарная военная подготовка  учеников. Спортивные упражнения  и военная подготовка в палестрах  проводились под тщательным контролем  государства посредством специально  назначаемых руководителей —  педотрибов. На них возлагались  обязанности надзора за исполнением  государственных правил и законов  при обучении гимнастике.

       Первоначально  палестра представляла собой  отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться  различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями.  Курс обучения подразделялся  на три возраста и продолжался  до 16 лет. Основным содержанием  образовательной работы в палестрах  были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья.  Кроме легкой атлетики ученики  обучались также танцам, плаванию  и верховой езде или управлению  колесницами [6].

       После  окончания обучения в палестрах  юноши из знатных афинских  семей имели возможность продолжить  свое образование в университете, посещая какого-либо известного  софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со  своими научными идеями и философскими  концепциями. Именно софисты стали  первыми платными учителями в  Афинах [6].

       Софисты  еще не создавали школ в  нашем современном понимании,  а использовали метод, близкий  к архаическому, — групповое обучение. Они собирали вокруг себя группу  юношей, которых обучали тем знаниям,  умениям и навыкам, которыми  владели сами. Для того чтобы  привлечь к себе большее количество  учеников, они шли на многочисленные  уловки — странствовали из  города в город, рекламируя  свою деятельность, прибегали к  публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т.д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.

       Сама  система обучения, в первую очередь  риторике и философии, была  не слишком формальна: учителя  давали учащимся лишь самые  общие предписания и быстро  переходили к практическим упражнениям.  Учителя, как правило, предлагали  ученикам образцы для подражания  собственного сочинения — показательные  речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной,  утилитарной). Нередко эти речи-образцы  не только произносились, но  и записывались учениками для  последующего изучения и самостоятельного  анализа; учителя использовали  также поучительные объяснения  прочитанного и упражнения в  изложении, повторении рассказов  [6].

        Наиболее  обеспеченная часть молодежи  поступала далее в гимнасии (позже  — гимназии), где изучала философию,  политику, литературу, для того чтобы  подготовиться к участию в  управлении государством, и продолжала  заниматься гимнастикой [4, с. 13].

Информация о работе Общее и различное в идеалах и практике воспитания в Спарте и Афинах