Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:13, реферат
Цель изучения раздела:
Формирование понимания слушателем сущности менеджмента:
как сферы деятельности;
как профессии.
При изучении теоретического материала
необходимо обратить внимание на следующие
вопросы:
1. Сущность процесса управления как информационного
процесса;
2. Необходимость системного подхода к
анализу управления как информационного
процесса;
3. Понимание процесса решения как главной
характеристики управленческой деятельности;
4. Целесообразность и преимущества рационального
подхода к процессу управленческого решения.
Введение
"Управление как
1. Человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению.
2. Развитие массово - коммуникационных процессов.
3. Потребность разработки общей теории информации .
4. Развитие кибернетики как науки об управлении.
5. Проникновение информационных технологий во сферы социального бытия.
6. Исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы.
7. Актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является инф. потенциал, инф. ресурсы.
8. Проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.
Появление информационного общества как новой формы социальной организации является закономерным результатом становления и развития нового типа технологии - информационного. Суть проблемы состоит в том, что уже сегодня необходимо готовить человека к жизнедеятельности в условиях становящегося информационного общества. Для решения этой задачи необходимо найти ответ на вопросы, о том, как должна функционировать информация в оптимально организованном обществе, какие социальные институты могут решить задачу оптимального информационного обеспечения.
Понятие информации
В самом общем смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Информация есть понятие, абстракция, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и .его отражения в человеческом сознании. В зависимости от области, в которой ведется исследование, и от класса задач, для которых вводится понятие информации, исследователи подбирают для него различные определения:
1. Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира (Винер).
2. Информация - отрицание энтропии (Бриллюэн).
3. Информация - коммуникация, связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон).
4. Информация - передача разнообразия (Эшби).
5. Информация - оригинальность; мера сложности (Моль).
6. Информация - вероятность выбора (Яглом).
Каждое из этих определений оказывается закономерным и плодотворным в контексте задачи, поставленной в каждой данной работе.
Существует два основных подхода к рассмотрению природы и сущности информации:
1. Атрибутивный подход трактует информацию как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут, ставя ее в один ряд с материей и энергией. Следовательно, он представляет информацию как характеристик любых систем.
2. Функциональный подход рассматривает инф. как важнейший элемент самоуправляемых систем, т.е. исходит из того, что инф. есть лишь там, где имеет место управление. Отсутствие в системе управления означает отсутствие в ней информации.
В тоже время информация определяется как:
Информацией является то, что полезно для исследования системы. Быть полезным может только то, что имеет смысл для данной системы . Реальные, в том числе экономические, системы находятся в процессе непрерывного преобразования, причем любое элементарное преобразование в системе является событием. Каждое событие сопровождается сообщением; сообщение есть информационный эквивалент события, тогда информация - это сообщение, которое имеет смысл для данной системы. Смысл будут иметь только те сообщения, которые ограничивают разнообразие поведения исследуемой системы в направлении ее приспособления к среде. Таким образом, осмысленной, семантически значимой будет информация, проходящая не только через каналы связи, но и через фильтр данной системы. Поэтому количество информации определяется не числом посланных сообщений, а лишь числом принятых сообщений.
Важнейшим свойством информации является то, что она всегда имеет знаковое воплощение. Выбранные знаковые системы оказывают сильнейшее влияние на эффективность процесса переработки информации.
Понятия " знание" и "информация" часто отождествляются. Знание - это информация, но не всякая информация - знание. В превращении инф. в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов.
Информация есть не вещь, а категория, отображающая определенное свойство вещей; понятие информации неразрывно связано с понятием системы, является условием системного исследования, а количество информации может быть вычислено только в строго определенной системе.
Исключительная роль информации в современно научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние , образует инф. ресурс общества. Под инф. ресурсом, или инф. потенциалом общества, понимается социально значимая информация, содержащаяся во всех действующих в обществе инф. системах. Информация выступает как знания, отчужденные от его носителей и обобществленные для всеобщего пользования. Другими словами, информация - это превращенная форма знаний, обеспечивающая их распространение и социальное функционирование. Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. Здесь мы имеем дело с так называемыми информационно-когнитивными процессами, связанными с представлением личностных знаний в виде информации и воссозданием этих знаний на основе информации. Информационный продукт должен выполнять роль переносчика знаний, т.е. содержать такую информацию, чтобы пользователь мог получить с ее помощью нужные ему знания. Следует подчеркнуть, что между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.
Важное место в теоретическом осмыслении феномена информации и механизма инф. процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с инф. средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в инф. среду. Любой социальной ячейке общества свойственна определенная информационная среда, отражающая уровень ее развития и диктующая определенные нормы информационного поведения людей в общении друг с другом.
Итак, для пользователя различная информация предстает в качестве знаний, предопределяющих в определенной мере его действия. Пользователь нуждается в них, чтобы выбрать рациональные действия, а также чтобы осуществить действия, ориентированные на реализацию определенных целей. Следовательно, информация - это знания, включенные в коммуникативный процесс.
Важность информации для организации выводится из того факта, что информация связана с любыми процессами, протекающими в организации , и с любой ее деятельностью вообще. Организации присущи потребности в объективной информации, однако она часто не согласуется с субъективной потребностью в информации лица, принимающего решение. Из потребности иметь информацию развивается спрос на информацию, который находит свое выражение " в обозначенной готовности к принятию информации из предполагаемых источников". Спросу на информацию соответствует предложение информации, которое подлежит легализации не только внутри организации, но и в среде, где она существует. В случае, если спрос на информацию покрывается полностью посредством предложения информации, осуществляется достаточное инф. обеспечение. Понятие "инф. обеспечение" означает также степень достаточности и качества информации для лица, принимающего решение.
Человек в инф. среде организации занимает центральное место, т.к. он является ее деятельностным, системообразующим, самосовершенствующимся звеном. Поэтому процесс формирования инф. инфраструктуры должен учитывать индивидуальные инф. потребности сотрудников. При реализации человекоориентированного подхода процесс формирования инф. инфраструктуры организации должен строится на системе инф. портретов сотрудников с последующим включением в систему менеджмента персонала.
Информационный подход представляет собой " один из методологических подходов к исследованию объектов различной природы, который предполагает рассмотрение и описание этих объектов в виде системы, включающей в себя источник, канал и приемник управляющих воздействий, допускающих их содержательную интерпретацию".
Владение информацией, ее объем и содержание , инф. ресурсы инф. технологии и деятельность в сфере информации сегодня во многом определяют место и роль той или иной страны в системе мирового хозяйства и политики. Информация становится столь же важным ресурсом, как вещество и энергия.
Информатизация - это ответ человечества на возрастающую сложность его общения с природой, на необходимость подчинения потоков информации смыслу развития цивилизации. Сам естественный ход истории подводит наиболее развитые страны к этому выводу. И он объясняет, почему страны, лишенные естественных сырьевых и энергетических богатств, становятся лидерами мирового научно-технического и экономического прогресса или приближаются к ним.
Закономерным является то обстоятельство, что в работах, посвященных феномену информации, все большее внимание уделяется социальной инф., массовым коммуникациям, кругу вопросов философского и социологического характера.
Управление и информации
Экономические процессы в силу своей объективной природы всегда представляют собой процессы управляемые. Поэтому отражающие их экономические системы в подавляющем большинстве исследований и разработок рассматриваются в качестве кибернетических систем, т.е. с позиции исследования управления как переработки информации.
Процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации. Исследование процессов передачи и обработки информации в свою очередь сводится к 3 уровням:
1. Формальный уровень - с помощью каких знаков, насколько экономично, удобно и надежно закодирована информация?
2. Смысловой уровень - насколько эффективен переданный набор знаков, какой смысл имеют для информирующего и для информируемого?
3. Уровень выявления полезности информации - полезно или бесполезно данное сообщение, насколько помогает оно решить стоящие перед нами задачи?
Управление - характеристика не любой системы. Оно имеет место лишь в высоко организованных динамичных целостных системах, для которых характерно:
Способность воспринимать инф. (причем не информацию вообще, а строго определенные информацию) обусловлена прежде всего организованностью системы - получателя информации, поэтому каждая система воспринимает инф. в меру своей организованности, в зависимости от уровня организации, на котором она находится. То, что для одних систем является информацией, для других может быть лишь силовым, энергетическим воздействием.
Сохранение и накопление информации невозможно без процесса управления. В основе любой формы управления лежат информационные процессы, передача и преобразование информации. Сохраняя и накапливая информацию, управление сохраняет или повышает организованность системы.
Сохранение и накопление информации является необходимым условием развития и прогресса в любой области, где присутствует управление. Следовательно управление оказывается поэтому характеристикой лишь сложно организованных систем, к которым можно отнести все социальные системы.