Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 00:13, реферат
Цель изучения раздела:
Формирование понимания слушателем сущности менеджмента:
как сферы деятельности;
как профессии.
Один из существенных моментов взаимодействия с контекстом - способность человека мгновенно переходить из контекста в контекст. К сожалению, этим искусством владеют очень не многие. Мы, по сути своей, являемся связанными существами и имеем способность переносить и смешивать разные контексты. Отсюда и возможность накопить в одном месте, а отреагировать в другом.
Исходя из представления, что Я есть сумма описаний (контекстов), мы обнаруживаем тесную связь Я-концепции с телом, при этом описания самого тела встраиваются в образ Я. Соответственно, значимые изменения в структуре Я приводят к соматическим реакциям.
Исследование контекстов Я-концепции дают автору основания полагать, что выдвинутая гипотеза о том, что контекст осознаются в зоне границы, находит предварительное подтверждение. Однако эта тема далеко не исчерпана, в частности, предстоит найти подходы к исследованию пространственно-временной структуры Я-концепции как системы контекстов.
Авторское исследование проблемы.(тезисы)
Варнаков Игорь Валентинович,
Никто ранее не думал о границах убеждений. В НЛП известен феномен убеждений, их структура и ограничивающие функции. Традиционно рассматривают убеждения как обобщения по поводу некоего субъективного опыта, позволяющего распространять знания, приобретенные этим опытом на другие контексты. Известны убеждения как некоторое искусство менять точку зрения на то или иное событие, информацию у партнера (партнеров) по общению. Говоря об ограничивающих или мотивирующих убеждениях, оставляли в стороне феномен границ этих убеждений.
Действительно ли существуют границы убеждений?
Я думаю, границы убеждений явно представлены у людей, находящихся в состоянии беспомощности, растерянности, безисходности, неуправляемой агрессии, уныния или непродуктивной активности, паники. Старые убеждения уже не работают, новых пока нет. Если рассмотреть свойства перечисленных состояний, то можно обнаружить, что эти состояния негативно окрашенного переживания, здесь присутствует неконтролируемая, неуправляемая самим индивидом его деятельность, нарушена связь между состоянием и деятельностью.
В самом ли деле эти свойства связаны с границей убеждений?
Да, если рассмотреть, что через эти состояния мы легко выходим на убеждения человека по поводу его отношений с миром, другими людьми, собой... В принципе, так диагностируют, вскрывают убеждения в специальных исследованиях, например, в НЛП. Однако игнорируют эту точку входа, доступа к информации, описывая ее теми или иными феноменами психологических защит "красная селедка", "дымовая завеса" и т.п. (Р. Дилтс). Данные феномены наиболее широко и подробно описаны в литературе психоаналитического направления, много уделяющей времени интерпретации той или иной психологической защиты у пациента от терапевтических изменений. Однако я считаю, что перечисленные свойства связаны с границей убеждений и имеют природу дезорганизации деятельности, потери смыслов, цели. Именно в этом можно усмотреть причину и характер наблюдаемой связи: в дезорганизации субъективного восприятия того или иного явления, опыта, проявления жизни.
Итак, границы убеждений существуют, потому что существует дезорганизация субъективного восприятия того или иного проявления жизни. Следовательно, дезорганизация субъективного восприятия мира или отдельных его свойств является причиной границ убеждений.
Причина границ убеждений - это нарушений восприятия соподчинения части и целого воспринимаемого явления, неправильное представление в сознании индивида о части и целом явления. Именно в категориях соподчиненности мы оказываемся на границе убеждений. "1. Яблоко - часть дерева. 2. Дерево - часть мира. 3. Яблоко - не от мира сего." Вот тот щелчок, внутренний обрыв связи - чудесное время пребывания на границе убеждений. Вспомните библейское яблоко из райского сада.
Наблюдаемое явление, тот или иной феномен вдруг опровергает наши представления о соподчиненности, внутренних связях этого явления, полученных ранее посредством предыдущего опыта. Классический Чеховский пример: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"имеет природу внутреннего смятения встречающего новую информацию человека, своего рода заклинание, чтобы удержать имевшиеся ранее внутренние связи по поводу устройства мира, успокоить себя, свое сознание. Данную фразу можно рассматривать как убеждение. Однако внутреннее смятение при получении противоречащей прежним взглядам информации необходимо рассматривать как границы убеждений. Это не мешает сохранению отношения к данным невербальным проявлениям как к маркерам, указывающим, что мы подошли к ограничивающему этого индивида убеждению. Однако это непосредственно указывает на то, что он, этот человек, оказался на границе своего убеждения. И именно состояние на границе воспринимается как личный кризис.
Исследуя сами убеждения, мы зачастую игнорируем данный кризис, ведем его к "корням", к осознанию ограничивающего убеждения. Но жизнь показывает, что такой путь , по сути откат от границ назад для инвентаризации и изменения того, что есть, что сложилось историческим путем внутри этих границ, создало эти границы - идентификация самого убеждения - красив в познавательном смысле и смысле последующего "передела границ", но зачастую не применим в самой ситуации кризиса. Не до отката. Прорваться бы, выскочить к благополучию. Как бы хорошо в прошлом не было, мы в глубине можем осознавать , что не так все было хорошо, коль привело к кризису в масштабах большей, чем мы функционировали системе. Как бы ни хороши были сандалии, которые мы носили в детстве, но вновь в них не влезешь - нога выросла. Бог с ними, теми сандалиями, сейчас что носить? Именно подобный вопрос мучает человека оказавшегося на границе своих убеждений, но физиология, РАССИНХРОНИЗАЦИЯ ее не оставляет время на размышления. Сознание не понимает, тело делает. И не всегда то, что хотелось бы.
Характер связи, природа границ убеждений - нарушение осознания соотношений проявлений жизни. Следовательно, когда мы мыслим в категориях соподчиненности и наблюдаем жизнь то любое проявление нарушения соотношений в этой жизни нас ставит на границы скрытых убеждений. И вопрос не в том, обнаружим ли мы эти убеждения сейчас, а вопрос в том, как мы отреагируем, откликнемся на новое явление, новое проявление жизни. (например, экстремальные ситуации, в том числе лавинный очередной экономический кризис) и в каком состоянии мы окажемся в данным момент, справимся ли мы с ситуацией или с собой. И в такой ситуации, находясь на границе убеждений, этот вопрос решать будет некогда. Или проникновение вперед, или откат назад, в детские сандалии.
Однако, когда мы мыслим в категориях не соподчиненности, а СИНХРОННОСТИ, мы просто констатируем соотношения, сопоставляя с тем, что имели на данный момент, сохраняя самообладание и контроль и свои внутренние связи между состоянием и деятельностью, свою целостность и конгруэнтность. Таким образом появляются безграничные убеждения. Где есть синхронность - там нет границ!
Где
есть синхронность, там есть доверие. Рассинхронизация
есть свойство или причина границ убеждений.
Экстремальная ситуация есть конкретный
случай, обладающий свойством рассинхронизации.
Экстремальная ситуация есть пример или
проявление границ убеждений.
Конфликт, социальный или психологический
тупик, нищета, бедность, болезнь - есть
примеры границ убеждений.
Если
есть границы убеждений, то с необходимостью
вытекает, что есть безграничность и нет
убеждений в силу того, что границы убеждений
есть.
Если есть синхронность, то есть рассинхронизация.
Если есть болезнь, то с необходимостью
вытекает, что есть границы убеждений
в силу того, что болезнь есть.
Если есть ограничивающие убеждения, то
есть и границы убеждений в силу того,
что ограничивающие убеждения есть.
Где есть относительность - там есть границы.
Где есть синхронность, там нет границ.
Теория относительности имеет границы
теории. Теория синхронности теорией не
является.
Где
есть синхронность - там нет границ. Следовательно,
для выхода из конфликта, болезни, тупиков,
бедности необходимо синхронизироваться
с ними ( в отдельности в каждом конкретном
случае). Танец шамана, ритмы бубна, песнопения,
общение с духами являются действительно
мощным средствами синхронизации, и, следовательно,
преодоления границ убеждений, рассогласованности
части и целого, нахождения новых форм
соподчиненности части и целого, известного
и неизвестного, проявленного и непроявленного.
Это мощные средства преодоления беспомощности,
растерянности, неуправляемой агрессии,
безисходности, уныния, паники и непродуктивной
активности.
Однако, понимая суть шаманской синхронизации,
можно найти другие формы достижения синхронности,
например, кинестетические медитации
или техники перепросмотра и подготовки
к событию.
Синхронизация с неконтролируемым явлением
или его частью при достижении границ
убеждений - мощный способ выхода из когнитивных,
мировоззренческих тупиков и болезней.
"У меня есть ограничивающее убеждение - я убежден, что не могу пройти сквозь стену".
-Возможно, это убеждение действительно ограничивает тебя. Однако, судя по твоему виду и поведению, ты не находишься на границе этого убеждения: ты не переживаешь негативных эмоций по этому поводу, ты контролируешь свое поведение, твои слова и самочувствие не противоречат тому, что ты делаешь.
Здесь, я думаю, нет смысла для синхронизации, так как она уже есть и ты синхронизован с какой-то другой конкретной частью своего опыта. Иначе говоря, ты ЗА границей убеждения в возможности пройти сквозь стену.
Когда же произойдет другой момент, и ты окажешься на границе этого убеждения, то путем синхронизации, возможно, ты решишь эту проблему.
Вольф Мессинг вышел из надежно охраняемых стен КГБ, Копперфильд прошел сквозь Китайскую стену. В айки-до есть упражнения прохода сквозь "стену" из заслона крепких мужиков. Иногда люди говорят: "Надо лишь улучить момент", для меня это значит, что до этого они синхронизировались. Хронос в переводе с греческого - время. Совпали по времени. С чем? Возможно, с обстоятельствами, возможно, со своими намерениями, возможно, с неведомым, частью которого они являются.
Я думаю, в описании деятельности и чудес, проявленных выдающимися личностями стоит обратить внимание на предшествующие этим событиям нарушения равновесия их физиологии, самочувствия, такое предболезненное и даже болезненное состояние, сопровождающееся зачастую теми или иными автоматизмами их действий. Для меня это лишь индикатор, что они в предшествующий знаменательному событию момент находились на границе своих убеждений. На границе убеждений оказываются многие, но история сохранят лишь тех, кто не откатился назад, а перешел эти границы.
Причины
границ убеждений.
Суть границ убеждений : негативное переживание,
неконтролируемая деятельность, нарушение
конгруэнтной связи между состоянием
и деятельностью, невозможность четко
вербализировать убеждение, рассинхронизация.
Ускоряющие причины: расхождение внутренних
предположений по поводу мира с наблюдаемым
или проявленным. Расхождение накопленного
опыта с переживаемым в настоящий момент.
Воздействующие, сдерживающие причины:
стремление сохранить привычные связи,
отношения во внутреннем мире, свою правоту,
мнение, "лицо", стремление сохранить
свое "пошатнувшееся состояние" (сохранить
мнение о себе или о других или о мире в
целом).
Мир - непостижимая загадка, которую можно
и интересно разгадывать, но невозможно
разгадать - предположение о мире, являющееся
наследием шаманов.
Замедляющие причины - значимость принятия
и поддержки со стороны окружающих (мысль
об этом ограничивает, действительность
облегчает синхронизацию).
Конечные причины (ради чего существуют
границы убеждений): перестраивание физиологии
и восприятия, переход к новым формам организации
и соподчиненности, эволюции отношений.
Таким образом, синхронизация влияет на все четыре типа причин границ убеждений, и отсюда - правила:
Эволюционный смысл этого правила - перестроить физиологию и восприятие к новым формам организации и соподчиненности.
Частное наблюдение: в теле границы убеждений обнаруживаются еще и как мышечные зажимы, блоки, спазмы, уплотнения. "Границы жестки" и материальны.
1 марта 1999 года.в Московском центре НЛП
Р.Дилтс. Это имеет отношение к убеждениям в отношении изобилия и благосостояния. Я могу начать прессконференцию, рассказав о своих собственных убеждениях. Мое собственное убеждение состоит в том, что существует изобилие на этой планете и благосостояние, благополучие - это естественное состояние, но это состояние, по поводу которого необходимо поработать и его надо культивировать. Я полагаю, что часть миссии людей на этой планете имеет отношение к тому, как мы глобально увеличиваем все наши стандарты жизни, и я думаю, что НЛП имеет возможность внести очень большой вклад в это, в то, чтобы значительно улучшить благосостояние каждого. Я думаю, что есть пара вещей, которые нам следует осознать, я уже упоминал перед перерывом, я думаю, что наше благополучие и богатство людей и наций начинается с богатства карты мира. Бендлер и Гриндер говорили, что большая часть нищеты исходит от нищей карты мира. Одна из метафор, которая мне это напоминает: "Есть лягушка, а лягушка ест мух, но мухе надо летать, если муха стоит на месте, лягушка ее не увидит, и на самом деле лягушка может умереть с голода в коробке полной мух, если мухи не двигаются". Поэтому, я думаю, первое - существуют огромные возможности, потенциал для богатства, и это просто вопрос, как мы помещаем это на нашу карту мира. И на самом деле в общем то, что мешает людям на пути к благосостоянию - это убеждение в том, что если у кого-то это есть, то у другого этого нет - это так называемое представление о недостаточности. Одна из вещей, которая в современной технологии является многообещающей - это то, что мы можем собирать урожай все больших и больших возможностей в мире вокруг нас. И в то же самое время заботиться об этом, о способности достигать и поддерживать состояние благосостояния, и это имеет отношение к тому, чтобы с одной стороны осознавать то, что нам надо проявлять заботу о системе и об окружении точно также, как получать от нее. И я знаю, что у меня лично все хорошо с благосостоянием, когда я чувствую себя благодарным, и когда я чувствую себя щедрым. Мое собственное измерение благосостояния, когда я говорю: "По отношению к чему в моей жизни я являюсь одновременно благодарным и щедрым?" Если я не чувствую себя щедрым - это значит, что у меня этого нет. Это может быть отношение к деньгам, к любви, к жизненной силе. Мой способ создания благосостояния в моей жизни - это способ быть благодарным и быть щедрым. Я знаю, что когда я делаю это, я отдаю вещи и эти вещи возвращаются. Мы много здесь говорили о системном мышлении, я думаю, что системное представление об этом состоянии - это то, что мы создаем его и убеждение или отношение, которое мы к этому имеем, и я думаю, что есть еще другие задачи, которые идут рука об руку с благосостоянием, многие люди используют это как способ самооценки или силы, но благосостояние само по себе не является силой. Мир, который я хотел бы видеть для своих детей, это мир, где каждый растет благодаря творческой силе всех и благодаря вкладу всех. Я лично не верю в идею о том, что мир - это нечто, где всего не хватает, ни в то, что это то место, где всего полно. Я думаю, что он полон того, что мы создаем. Если я вижу, как люди умеют создавать недостаточность из огромного изобилия, и я вижу, как люди создают богатство из ничего. Я думаю, что это начинается здесь, и я полагаю, что я знаю для себя, что деньги как способ получения чувств имеют две функции: это способ купить опыт, то, что деньги для нас получают - это опыт, и очень часто ты можешь получить опыт, для которого деньги бесполезны или для которого не нужны деньги, это просто средство какой-то конечной цели. И для меня важная вещь - это сфокусироваться на конечной цели, а средство - это всего лишь инструмент. Другая сторона, это то, что я называю деньги - это метасообщение. Когда я говорю метасообщение - это сообщение о чем-то. Когда, например, компания платит мне за какое-то исследование, оплата, которую я получаю, говорит мне : это важно, это место, которое достойно твоего внимания. Когда я устанавливаю свой гонорар, для меня гонорар - это метасообщение. Вот на сколько важно для меня быть дома с моей семьей, это скорее сообщение о том, как я не люблю покидать свою семью, чем о том, сколько это стоит. И лично я думаю, что людям следует делать следующее: надо прояснить свои представления о богатстве и благополучии. Я думаю, очень важно, если ты убежден, что у тебя есть что-то, чего нет у другого, ты можешь обрести совсем другой подход к этому. Если ты считаешь, что у тебя есть это и ты можешь делиться этим с другими и у других тогда это будет - это совсем другой подход.