Объект и предмет педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:07, реферат

Краткое описание

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания.

Содержание

Введение
1. Педагогика как наука
2. Предмет и объект педагогика
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 28.45 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО «Семеновский институт экономики и менеджмента»

Специальность: «Психолог»

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Педагогика

На тему: «Объект и предмет  педагогики»

 

 

                                                       

 

Выполнила: студентка

1 курса,  36-У потока

заочной формы обучения

Дельцова Елена Алексеевна

                                                                               

                                                                               Проверила: преподаватель

Грибанова Ольга Васильевна

                                           

 

                                            г.Семенов

      2013

 

                                             Рецензия                                           

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение    

  1. Педагогика как наука    
  2. Предмет и объект педагогика

Заключение

Список литературы 

Введение

 

    Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд – дитя, гогос – веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

   Педагогическая наука  в отличие от житейских знаний  в области воспитания и обучения  обобщает разрозненные факты,  устанавливает причинные связи  между явлениями. Она не столько  описывает их, сколько объясняет,  отвечает на вопросы, почему  и какие происходят изменения  в развитии человека под влиянием  обучения и воспитания. Научные  знания необходимы, чтобы предвидеть  и управлять педагогическим процессом  развития личности. В свое время  великий русский педагог К.Д.Ушинский  предостерегал от эмпиризма в  педагогике, справедливо отмечая,  что недостаточно основываться  только на личном, хотя бы и  удачном, опыте воспитания. Педагогическую  практику без теории он сравнивал  со знахарством в медицине.

    В то же время  житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму  своего существования, не исчезал,  а передавался из века в  век, выдерживал испытания, менял  ориентиры и ценности, но в  целом сохранялся в виде педагогической  культуры народа, его педагогической  ментальности, и сегодня составляет  основу научного педагогического  знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в  обучении и воспитании, не отождествлял  его с народной педагогикой,  а, напротив, утверждал, что, обращаясь  к народности, воспитание всегда  найдет ответ и содействие  в живом и сильном чувстве  человека, которое действует гораздо  сильнее убеждения. Если оно  не хочет быть "бессильным, оно  должно быть народным".

   Нужно отметить, что  каждый человек опытным путем  приобретает определенные педагогические  знания, устанавливает некоторые  зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т. п. ) составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

   Для определения  педагогики как науки важно  установить границы ее предметной  области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою  очередь, ответ на этот вопрос  предполагает осмысление ее объекта  и предмета.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика как  наука

 

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем  времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная  область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую  науку, т.е. как область отражения  педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными  самые разные сложные объекты  действительности (космос, культура, политика и др.).      

    Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.                                                                                                                  

     Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика - лишь прикладная часть психологии, ее "практическое приложение". Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.                                              

     Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

   Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

 

Объект и предмет  педагогики.

 

Объект педагогики.

Объектами педагогики могут  быть ученики, воспитанники, учебные  коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся  к области воспитания и образования  явления, которые обусловливают  развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

    Объект педагогики - это те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, становление его личности в педагогическом процессе, объектом педагогической практики — реальное взаимодействие участников педагогического процесса: ученика и учителя.

   Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

    А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

   Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет педагогики.

Под предметом той или  иной науки понимается некоторая  часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически  связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том  или ином объекте действительности. Эти размышления никогда полностью  не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию  исследующего субъекта, самого ученого  и поэтому всегда лишь в той  или иной степени соответствуют  объекту.

     Образование  изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие  науки. Так, например, экономист,  изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуцируемых  системой образования, пытается  определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит  ли система образования людей,  способных адаптироваться к социальной  среде, содействовать научно-техническому  прогрессу и социальным преобразованиям.  Философ, в свою очередь, применяя  более широкий подход, задается  вопросом о целях и общем  предназначении образования - каковы  они сегодня и какими должны  быть в современном мире. Психолог  изучает психологические аспекты  образования как педагогического  процесса. Политолог стремится определить  эффективность государственной  образовательной политики на  том или ином этапе развития  общества и т.д. 

   Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

   Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

  На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

   Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.

   Всякая наука связана  с определенным кругом понятий  и категорий, характеризующих  сущность , связи и отношения изучаемых  данной наукой явлений.

Основными педагогическими  понятиями являются: воспитание, обучение, образование.

В современной педагогике можно встретить употребление понятия воспитания в двух значениях:

   в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание ,осуществляемое в учебно- воспитательном учреждении и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

  в узком педагогическом смысле , когда под воспитанием понимается специальная работа, направленная на формирование определенных черт и качеств личности, взглядов  и убеждений воспитуемых.

  Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Говоря об «образовании», можно рассматривать эту категорию в разных качествах:

   Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей.

  Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует  процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему  миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются  устойчивые, неизбежные связи между  отдельными частями, определенные изменения  влекут за собой соответствующие  результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Информация о работе Объект и предмет педагогики