Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:29, контрольная работа
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись.
В дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения.
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»
Домашняя контрольная работа
Предмет: Методика развития детского изобразительного творчества
Вариант №10
Содержание.
1. Ознакомление дошкольников с натюрмортом.
2. Проанализировать использование художественных произведений в педагогическом процессе дошкольного учреждения, эффективность условий, созданных для успешной организации работы по ознакомлению детей с искусством (наличие художественного фонда, система в работе, разнообразие форм и методов работы, использование произведений в оформлении интерьера детского сада).
Петр Кончаловский «Сирень в корзине»
1. Ознакомление дошкольников с натюрмортом.
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись.
В дошкольный период
у ребенка формируется ряд
качеств, ценных для дальнейшего
эстетического развития: единство в
понимании красивого, доброго, правильного,
целостное восприятие содержания и
формы, способность к соучастию
и сопереживанию, непосредственность
впечатлений, яркость в выражении
и в проявлении воображения. Задача
родителей и педагогов состоит
в том, чтобы внимательно отнестись
к желанию детей рассматривать
то или иное произведение искусства,
стимулировать интерес ребенка
вопросами и собственным
Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе XVI и XVII столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Сам же термин, столь привычный для современников, появился в начале XIX в. во Франции (nature morte — мертвая натура), вытеснив более употребительное в XVIII в. голландское слово stilleven (неподвижная натура) и немецкое Stilleben (спокойная жизнь). Все эти названия условны и не исчерпывают, как отмечают искусствоведы, сути явления. Объясняется это разнообразием объектов изображения в натюрморте. «Натюрморт — это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г.К.Черлинка. Натюрморт в советской живописи //Искусство. 1988. №5. С. 13).
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект — интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах — еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием.
Художник разглядывает предметы вблизи — спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах — целые, разрезанные, разбитые. Все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.
Одна из основных тем жанра — тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы. «За рыбными лавками Снайдерса угадываются неутомимые парусники голландцев, бороздивших моря всего мира. За пестрыми грудами плодов Сарьяна — трудолюбивые руки армянских крестьян. Разглядывая вещи на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, вырастить овощи, испечь хлеб» (Г.К.Черлинка. С. 23).
В натюрморте звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенность природных объектов — их недолговечность. Они, как правило, относятся к органическому миру; вырванные из окружающей естественной среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и так далее. Поэтому функция этого жанра — придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в таких стихах:
Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.
И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.
Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно.
И кто ответит, почему,
Как в прошлый день,
Так будет завтра
Кого-то ждать накрытый завтрак —
И не притронуться к нему.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металлов, дерева, керамики, стекла. По фактуре они представляют контраст предметам органического мира. Но главное их отличие от природных — та содержательная роль, которую они играют в натюрмортах. Они характеризуют человека, его деятельность, вносят в натюрморт социальное содержание, представляя труд и творчество человека.
Огромное разнообразие
вещей расширяет и
Вещам в живописном натюрморте свойственны еще и метафорические, символические, иносказательные значения, кроме бытовой у них есть знаковая сущность. Общеизвестно символическое значение цветов (алая роза — любовь, незабудка — верность и так далее). В роли символов выступают и драгоценные камни (изумруд — постоянство, александрит — изменчивость), различные предметы (труба — символ славы, молвы; шкатулка — богатство и так далее). Мир, который раскрывает натюрморт «крупным планом», — это мир человека, его взаимоотношений с окружающими его предметами. Содержанием их являются не только сами предметы и их материальные качества, но и та творческая энергия человека, которая заключена в этих вещах и определяет наше к ним отношение. В натюрморте в соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени раскрываются представления современников о красоте мира, духовном богатстве людей, отражается мир человеческих чувств и взаимоотношений человека с окружающим. За изображением в натюрморте видятся люди определенных социальных слоев, профессий, определенной среды и эпохи.
Натюрморт — преимущественно жанр живописи. Даже в графике до появления цветной печати натюрморт почти полностью отсутствовал. С натюрмортом как жанром живописи мы и предлагаем знакомить дошкольников.
Особенности восприятия натюрморта детьми 3-6 лет.
Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3 — 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
В эксперименте (Н.М.Зубарева) детям предлагались для рассматривания картины различных жанров: бытовая, натюрморт, пейзаж. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекла жанровая (бытовая) картина — своим увлекательным содержанием, событиями, изображенными на ней, персонажами, — но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произведения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое видение детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вызывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М.Зубаревой предположить, а в дальнейшем и доказать, что натюрморт — именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6—7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композицию.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия. Проанализировав наличное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.
Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости — яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведения искусства.
Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп.
Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.
Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено (содержанию), как изображено (средствам выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые (или одновидовые) и смешанные натюрморты.
Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. (Например: П.Кончаловский, «Персики»; И.Репин, «Яблоки»; М.Сарьян, «Бананы»-; И.Машков, «Малинка»; И.Левитан, «Сирень» и др.) На картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид — продукты питания): хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. (И.Машков, «Снедь московская. Хлебы»; В.Стожаров, «Хлеб. Квас» и др.); предметы быта — посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др. (П.Кончаловский, «Сухие краски»; Ж.Б.С.Шарден, «Натюрморт с ящиком красок»; В.Ван Гог, «Натюрморт с книгами» и др.).