Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:18, курсовая работа
Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
1. Доступность содержания пейзажа для восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт нашей работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведений портретной живописи происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа.
2. Содержание пейзажа должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.
3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональней, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и coзнание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображение.
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм), По нашим наблюдениям, внимание детей в пейзаже приковывает динамика (движение), красочность и насыщенность изображения.
Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусств которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детской учреждения, его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок). Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. < Примерная схема перспективного планирования работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в приложении 1> [15]
Т.о. можно выделить три этапа ознакомления детей с живописью:
Первый этап. Основным приемом ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура может быть такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено; что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель дает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.
Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины, не умеют самостоятельно анализировать произведение.
Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.
В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях различные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Второй этап. Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.
Происходят изменения в методике работы. Прежде всего исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин теперь начинается с вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Однако иногда случается так, что некоторые дети без предварительного подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого рассказа затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».
Третий этап. По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведения живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.
В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью, это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представление и переживания.
Впечатления, полученные во время беседы детьми, находят свое отражение в рисунках. Дети стремятся к наиболее точной передачи настроения, эмоций человека через использование в рисунках изображений мимических движений лица и цвета.
В работе детского сада произведениям изобразительного искусства можно посвящать полностью занятие - беседу с использованием вышеперечисленных методов или же использовать их на других видах занятий либо в повседневном непосредственном общении с детьми.
2. Возможности Заволжского микрорайона в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством
Международная общественная организация «Центр духовной культуры» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации в мае 2001 года.
История ее создания восходит к 80-м годам прошлого столетия. Тогда в социуме созрело понимание того, что мировая культура самоценна по своей сути, именно она существенно влияет на духовную природу человека, формирует чувство гармонии и красоты, определяет гуманистическую направленность жизни сообщества. К этому времени и относится возникновение Самарского рериховского общества, поставившего основной целью своей деятельности широкое культурное просвещение.
Имя Николая Рериха - замечательного русского художника, неутомимого исследователя и путешественника, философа, историка, публициста - выбрано не случайно. Н. Рерих так выразил мировосприятие: «Осознание красоты спасет мир». Всю жизнь он претворял эту идею в действительность, неизменно защищая величайшие достижения культуры от забвения и невосполнимых утрат.
Рериховское общество, со временем расширяя диапазон работы и наращивая потенциал духовного воздействия, преобразовалось в Межрегиональную общественную организацию «Центр духовной культуры». В начале третьего тысячелетия Международная общественная организация «Центр духовной культуры» осуществляет в России и за ее пределами значительные культурно - просветительские программы. Они направлены на то, чтобы пропагандировать приоритет вечных общечеловеческих ценностей, ориентировать современное общество на развитие и повышение образовательного и культурного уровня, сделать доступным для самых разных социальных групп и слоев прекрасные произведения природы и искусства.
Центр осуществляет свою деятельность в различных направлениях: проведение выставок; издание книг, художественных альбомов, журналов, выпуск изопродукции (копии картин, постеры, открытки, календари); создание телевизионных фильмов; проведение научно - прикладных исследований.
21 марта 1999 года состоялось официальное открытие Культурно - выставочного центра «Радуга» в городе Ульяновске.
Инициаторами создания выставочного центра стали Рериховский Центр Духовной культуры и Администрация Заволжского района. Десятки предприятий и организаций города оказали бескорыстную помощь в переустройстве бывшего детского сада под выставочные залы.
Основное назначение КВЦ «Радуга» - экспонирование выставок уникальных копий картин великих мастеров живописи разных эпох и направлений. Копии создаются по специально разработанной компьютерной технологии и воспроизводятся на специальном холсте или бумаги. Такая технология широко используется в мировой практики и позволяет не только обеспечить сохранность шедевров для будущего, но и познакомиться с ними самой широкой современной аудитории. Некоммерческие передвижные выставки мастеров русской и зарубежной живописи предоставляются Межрегиональным Центром Духовной Культуры города Самары.
Главными посетителями «Радуги» стали дети. Они не только многократно приходят сами, но и приводят своих родителей, друзей, учителей. Среди обыденности и серости у детей появилась возможность прикоснутся к яркому вечному миру Искусства, прошедшего испытания времени.
Многократные посещения КВЦ «Радуга» детьми детского сада подтвердили необходимость оптимизации образовательного процесса средствами музейной педагогики. Возникла идея сотрудничества ДОУ №222 и КВЦ «Радуга». В основу работы положена программа для детского сада Масловой «Мы входим в мир прекрасного» (г. Санкт - Петербург; СпецЛит.; 2000 г.).
КВЦ «Радуга» знакомит детей с искусством живописи по технологии музейной педагогики.
Музейная педагогика - это единая система нравственно - эстетического и историко - патриотического воспитания, обеспечивающая при этом тесную связь с учебно - воспитательными учреждениями и другими социальными институтами, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения. Н.В. Нагорский. [22]
Музейная педагогика, как технология, строится на ряде принципов. Их учет помогает нам достаточно продуктивно работать в этом направлении.
1. Необходимо обеспечить живое общение дошкольника с подлинными произведения живописи, скульптуры, графики. Только подобное обстоятельство позволит малышу ярко пережить полученные впечатления. Данное правило можно реализовать в КВЦ «Радуга».
2. Важно организовать собственную творческую деятельность детей по следующей схеме:
- живое впечатление от натуры;
- собственный художественный опыт;
- воспроизведение произведений искусства на аналогичную тематику;
- отражение личных чувств в рисунках по сюжетам или мотивам рассматриваемых произведений.
3. Желательно применять атрибуты, помогающие воспитанникам самостоятельно сделать «открытия» секретов искусства (реальные предметы: «чудесная веревочка», «волшебный колокольчик»; воображаемые образы: «живая вода», «муза искусств» и т.п.).
4. Обязательно использовать развивающие игры с участием разнообразных персонажей (кукольных, сказочных, театральных) по темам:
- «Умей вести себя в музее»;
- «Найди и покажи красивое»;
- «Мы волшебники»;
- «Живые картины»;
- «Ожившие скульптуры».
Музей - это безжизненная выставка работ мастеров. Он должен иметь интерактивный характер: дети двигаются, воплощают образы, общаются, играют, импровизируют, делятся информацией и переживаниями, рисуют.
5. Успешное постижение ребенком содержания произведения и его художественной формы возможно при реализации следующего алгоритма:
- от восприятия реального предмета к созерцанию натюрморта - картины;
- от любования природным объектом к восхищению пейзажной живописью;
- от общения с человеком к пониманию его характера в художественном портрете.
6. Осуществлять комплексный подход к организации музейной деятельности в условиях ДОУ:
- создавать мини - музеи (живописи, народных промыслов, скульптуры, архитектуры);
- сотрудничать с художниками своего региона с целью использования их изобразительного фонда для временных экспозиций;
- использовать вспомогательные средства (репродукции, слайды, художественные фотографии, модели, макеты);
- обогащать лексику детей терминологией, позволяющей ярко и красиво охарактеризовать явления, события, образы, чувства;
- сопровождать процесс эстетического созерцания классическими образцами музыкальной культуры;
- способствовать уникальному и оригинальному самовыражению ребенка в серии своеобразных игр (игра - уподобление, игра - эмпатия, игра - импровизация, игра - рисование).
Вся работа по технологии музейной педагогики основана на интеграции, как основном принципе методологической работы. Интеграция понимается (на основе определения Чумичевой Р.М.), как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания, форм воспитания и обучения детей. Она охватывает все виды их художественно - творческой деятельности (дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые игры, изобразительную, художественно - речевую, музыкальную деятельности).
Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с живописью