Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе

7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации

11

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по искусству.docx

— 109.36 Кб (Скачать файл)

3. Взаимосвязь различных видов  деятельности.

1. НОД на тему «Знакомство с творчеством художника Е.И. Чарушина»

Цель: Познакомить детей с творчеством Е.И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому; обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных.

Материал: Портрет Е.И. Чарушина, книги с его иллюстрациями.

Ход:

1. Воспитатель  выставляет портрет Е.И. Чарушина, предлагает детям послушать рассказ о писателе и художнике.

2.  Детям предлагают рассмотреть, как художник рисует маленьких животных, передает их характерные особенности.

3. Самостоятельная  работа детей: изображение пушистых  животных.

4. Выставка  рисунков. (Приложение 1)

2. НОД на тему «Угадай, кто что делает»

Цель: Повести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, пластике движений, изображении передавать воспринятые графические образы животных.

Материал: Иллюстрации Е.И. Чарушина в книгах «Детки в клетке», «Тюпа, Томка и сорока».

Ход:

1. Воспитатель  показывает иллюстрации Е.И. Чарушина, предлагает детям разгадать по рисункам, кто из животных что делает.

2.  Проведение  игры «Кто бежит, а кто сидит». Детям предлагают рассмотреть  карточки с изображением животных, нарисованных Е.И. Чарушиным, и разложить по группам: сидящие животные и те, кто бежит, прыгает.

3. Самостоятельная  работа детей: изображение животных  в движении.

4. Выставка  рисунков.

3. НОД на тему «Чтение рассказа Е.И. Чарушина «Волчишко»

Цель: Знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина; формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных, определять художественные средства в передаче характерных образов животных;

познакомить детей со словом «анималист» и его значением, воспитывать интерес к книге и иллюстрации;

развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.

Материал: рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.

Ход:

1. Воспитатель  предлагает детям послушать отрывок  из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его. Беседа по содержанию рассказа.

2.  Рассматривание иллюстраций:

- Какими  изобразил Чарушин медвежат? (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками).

- Каким  изобразил Чарушин лисенка? (маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным и т.д.)

- Как  художник изобразил испуг лисенка? (ушки прижаты к спине, глазки  сужены, рот открыт, хвост опущен  и поджат, шерсть вздыблена)

- Каким  олененок изображен на картине? (беззащитный, маленький, слабенький, рябенький  с белыми пятнышками, с большими  внимательными глазами, длинноногий и т.д.)

- Какие цвета использовал художник изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые)

- Каким  планом изображал художник своих  животных на иллюстрациях? Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты). Зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

3. Самостоятельная  работа детей: изображение животных  в движении.

4. Выставка  рисунков.

 

4. Серия НОД на тему «Чтение произведений Е.И. Чарушина с рассматриванием иллюстраций:

- «Зайчиха  с зайчатами», «Медведица с медвежатами».

- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».

- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк  и семеро козлят», «Зайчонок и  медвежонок», «Зайцы пляшут». 

Цель: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.

Активизировать словарь, обогащать новыми понятиями (писатель, художник-иллюстратор, анималист).

Материал: книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина.

Ход:

1. Воспитатель  предлагает детям послушать произведение  Е.И.Чарушина. Беседа по содержанию произведения.

2.  Беседа о творчестве Е.И. Чарушина, об особенностях и приемах создания художественных образов животных. Рассматривание иллюстраций художника с выделением характерных особенностей персонажей.

5. Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным: 

- С. Маршак «Детки в клетке»,

- М. Горький «Воробьишко»,

- русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок»,

- авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр», «Большие и маленькие».

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Познакомить детей с русскими народными сказками, рассказами о животных, авторскими рассказами. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к собственным произведениям, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным. 

Материал: книги с иллюстрациями Е.И.Чарушина.

Ход:

1. Воспитатель  предлагает детям послушать произведение,  иллюстрированное Е.И.Чарушиным. Беседа по содержанию произведения.

2.  Рассматривание  иллюстраций художника с выделением характерных особенностей персонажей.

6. «Волшебный мир иллюстраций»

Цель: 1.     Расширить представление  детей о творчестве писателя и художника Е.И.Чарушина.

2.     Познакомить детей с понятием  «художник-анималист»

3. Развивать наблюдательность, анализировать, сравнивать предметы.

4. Развивать художественное восприяттие иллюстраций.

5. Показать особенности изображения  пушистых животных Е. Чарушиным.

6. Учить детей изображать пушистую  шерсть животных. 

7. Формировать представление о  благоприятном влиянии общения  с животными на здоровье  человека.

Материал: авторские рассказы и иллюстрации   Е.И. Чарушина «Про зайчат», «На нашем дворе», «Про Томку», «Курочка», «Волчишка»

Ход:

1. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по страницам книг.

Рассматривание иллюстраций Е.И. Чарушина.

2. Игра  «Повтори движение».

3. Ролевая  гимнастика.

4. Самостоятельная  работа детей: изображение животных  в движении.

5. Выставка  рисунков.

7. Итоговое занятие по творчеству Е.И. Чарушина

Цель: Продолжать  знакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, выделяя особенности изображения животных автором. Расширять представление о нём, как о  художнике-иллюстраторе детских книг.

Развивать художественное восприятие  произведений  Е.И. Чарушина. Развивать умение активно и творчески применять способы изображения в рисовании. Формировать умения детей рисовать  «тычком», используя два цвета. Закреплять технические умения в рисовании: рисовать аккуратно, правильно держать кисть при тычковании. Продолжать развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности детей.

Материал: альбомный лист, палитра, гуашь 2-х цветов, кисти, иллюстрации Е.И.Чарушина, оборудование к д/игре «Кто потерял»

Ход:

1. Вступительная  беседа, обзор произведений Е.И.Чарушина.

2. Рассматривание выставки иллюстраций. Сравнение рисунков Е.И.Чарушина и Рачева. Задание:  выбрать  рисунки Е.И. Чарушина.

3. Создание  рисунков к рассказам Е.И. Чарушина.

4. Выставка  рисунков.

Знания, полученные в ходе НОД, закрепляются в процессе специальных игр.

Игры по ознакомлению детей

с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина

 

Игра «Узнай, какой художник меня нарисовал?»

Цель: Закрепить у детей представление об особенностях средств выразительности, используемых художниками-иллюстраторами Е.И. Чарушиным и Ю.А. Васнецовым.

Материал: карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненные художниками Е.И. Чарушиным и Ю.А. Васнецовым.

Ход:

Играют 3-4 ребёнка. У каждого несколько карточек с иллюстрациями двух художников. Детям предлагается разобрать картинки по группам, т.е. в одну группу  - рисунки Чарушина, в другую  - рисунки Васнецова. Объяснить, почему так подобрали. Как узнали?

Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут?»

Цель: Упражнять детей в видении своеобразия художественного языка двух иллюстраторов: Е.И. Чарушина и Ю.А. Васнецова.

Материал: два нарисованных домика-книжки в стиле Е.И. Чарушина и Ю.А. Васнецова.

Ход:

На полке стояли интересные книжки. Днем их рассматривали дети, а вечером животные выпрыгнули из книжек, собрались вместе и стали хвастаться. Одни кричали: «Мы сказочные, мы нарядные!», а другие говорили: «Зато мы как настоящие!». Стали они хороводы водить и забыли, в какой книжке, в каком домике живут. Поможем им свои дома-книжки отыскать.

Рассмотрим домики. Это сказочный теремок, а это – настоящая избушка лесника. Покажем каждому животному его дом.

Дети по очереди выполняют задание, при этом рассказывают, почему они относят то или иное животное к определённому домику.

Игра «Угадай-ка»

Цель: Упражнять детей в умении соотносить содержание потешки с иллюстрацией. Закреплять у детей представление о связи рисунка с текстом. Развивать зрительное восприятие, учить видеть творческую манеру изображения художника, его умение по-своему раскрывать текст, обогащая его изобразительно. 

Материал: иллюстрации художников Е.И. Чарушина, Ю.А. Васнецова, В. Сутеева к потешкам.

Ход:

Дети сидят за столами, у каждого набор иллюстраций названных художников.

Воспитатель читает потешки, а дети должны найти иллюстрацию к прочитанной потешке.

Следующая интересная форма работы по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина – викторины.

Цель викторин:

  • Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.
  • Выяснить, как поняли дети содержание произведений Е. Чарушина.
  • Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.
  • Воспитывать любовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду.

С детьми старшего дошкольного возраста можно провести викторины по книгам Е.И. Чарушина «Хвостатые секреты» (Приложение 2), «Мир писателя-натуралиста Евгения Чарушина». Викторины содержат занимательные вопросы и задания, требующие организации предварительной работы: знакомство детей с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина, выставка книг Е.И. Чарушина в группе, чтение детям книг Е.И. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.

Ещё одна форма работы по ознакомлению с творчеством художника Е.И. Чарушина - книжный уголок. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Основными целями книжного уголка, по мнению В.В. Гербовой, являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей [3, с.45].

Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Когда воспитатель знакомит детей с творчеством Е.И. Чарушина и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя, надо выставить их и не гоняться за количеством.

Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе