Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выполнить теоретический анализ литературных источников по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме исследования.
Составить перспективный план НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
Разработать рекомендации к организации работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Изучение проблемы обогащения знаний старших дошкольников о детской литературе

7
1.2. Специфика средств художественной выразительности в книжной иллюстрации

11

1.3. Характеристика творчества художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


14

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.И. ЧАРУШИНА

2.1. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

19
2.2. Формы и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина


25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по искусству.docx

— 109.36 Кб (Скачать файл)

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к художественной литературе. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно обращаются и воспитатель, и дети. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно поместить портрет Е.И. Чарушина.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению Е.И. Чарушина, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать.

Кроме книг в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания («Разные звери» Н. Чарушина). В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему [17, с.33]. 

Таким образом, важными условиями ознакомления детей с творчеством писателя и художника Е.И. Чарушина является создание эстетической развивающей среды, использование разных форм работы, отражение полученных впечатлений в изобразительной деятельности. Для повышения интереса детей к творчеству Е.И. Чарушина, воспитатель должен обладать знаниями о жизни и творчестве писателя, знать стиль, особенности его языка, логику фактов, уметь применять наглядные средства, работать с иллюстрациями. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Одна из важнейших задач работы по обогащению знаний детей старшего дошкольного возраста о художественной литературе - это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого, литературно образованного человека.

В нашем исследовании был выполнен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы по проблеме обогащения знаний о детской литературе посредством ознакомления старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Проведённый анализ позволил выяснить, что изучением данной проблемы занимались Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, В.А. Езикеева, Р.И. Чуднова, Т.А. Репина, В.Я. Кионова, Н.А. Курочкина, В.В. Гербова и другие. Изучая восприятие детьми графических образов, педагоги и ученые раскрыли его психологическую сущность, специфику, структуру, этапы развития эстетического восприятия детьми книжной графики.

Указанные авторы неоднократно подчёркивали, что первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. В этом - огромная сила воздействия графического искусства. Оно конкретно, доступно, понятно детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие.

Как мы знаем, детская книга всегда иллюстрирована. Графический рисунок, если с детьми ведут постоянную работу, помогает охватывать основную мысль произведения, основную сюжетную линию, вводит ребенок в мир прекрасного. Иллюстрация-это первая маленькая ступенька, которая впоследствии может привести человека в мир большого искусства.

Огромное значение при создании иллюстраций имеет учёт возрастных особенностей читателя. Конкретность мышления детей требует крупных реалистических цветных иллюстраций, книжек картинок, в которых текст занимает очень малое место.

Книжная иллюстрация может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на детей. Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитая иллюстрация помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят. С помощью иллюстраций развитие детей - дошкольников идет более интенсивно: они познают окружающий мир, знакомятся с предметами и животными, с которыми они не сталкиваются в повседневной жизни.

Образы, созданные художником-иллюстратором Е.И. Чарушиным, - это прекрасные образцы самобытного творчества, вглядываясь в которые, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника. Е.И. Чарушин предстаёт перед дошкольниками как тонкий наблюдатель и естествоиспытатель, владеющий «языком» зверей и птиц, добрый волшебник, умеющий «перевести свои знания и чувство в образ и слово».

Анализ творчества Евгения Ивановича Чарушина  показал: его рассказы о животных соответствуют программным требованиям развития детей старшего дошкольного возраста. Проза и анимация Чарушина - бесценный клад для педагогики.

Таким образом, ориентируясь на специфику творчества Е.И. Чарушина, особенности восприятия книжной иллюстрации в старшем дошкольном возрасте и опираясь на передовой опыт современных методистов, нами были систематизированы формы и методы ознакомления старших дошкольников к творчеству художника: занятия, игры, викторины, литературные вечера,  отражение полученных впечатлений в изобразительной деятельности, наличие  разнообразного оборудования и наглядного материала, организация в группах и зон для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей и обеспечение подлинной активности и инициативы детей.

 

 

 
 

 
 
 

 
 
 
 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература / И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Просвещение, 2002. - 459 с.

2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 75 с.

3. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В.Гербова. - М.:  Мозаика – Синтез, 2008. - 75 с.

4. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Н.А.Горяева. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.

5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г.Г.Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344 с.

6. Гризик, Т.И., Тимошук, Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И.Гризик, Л.Е.Тимошук. - М.: Просвещение, 2007. -185 с.

7. Гриценко, З.В. Детская литература: методика приобщения детей к чтению / З.А.Гриценко. - М.: Академия, 2004. - 310 с.

8. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с.

9. Иванова, О.Н., Короткова, Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду/ О.Н.Иванова, Г.Н.Короткова. – Ярославль: Академия развития, 2008. -190 с.

10. Казакова, Т.Г. Искусство, которое мы называем изобразительным / Т.Г.Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. – С. 90.

11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2005. – 255 с.

12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.

13. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.

14. Короткова, Н.М. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н.М.Короткова //Дошкольное воспитание. – 2001. - №8,9,11. – С. 55-58.

15. Котова, И.И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками /И.И.Котова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2.- С. 47-54.

16. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги / Л.С.Кудрявцева. – М.: Академия, 2008. - 240с.

17. Куревина, О.А., Селезнева, Г.Е. Путешествие в прекрасное / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. – М.: Баласс, 2001. – 64 с.

18. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 185с.

19. Лыкова, И.А., Васюкова, Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки / И.А.Лыкова, Н.Е.Васюкова. – М.: Сфера, Карапуз, 2009. – 144 с.

20. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 176с.

21. Немов, Р.С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С.Немов. – М.:  Юрайт, 2011. - 1007 с.

22. Паршуков, Г.С. В сказочной стране / Г.С.Паршуков // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. – С.47-50.

23. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В.Погодина. – М.: Академия. – 2012. – 352 с.

24. Программа воспитания и обучения в детском саду // М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 500 с.

25. Пяткова, Н.Б. Изобразительное искусство как средство воспитания эстетического вкуса у детей / Н.Б.Пяткова. – М.: Корифей, 2008. – 112 с.

26. Руденко, Т.Н., Мелик-Пашаева, М.А. Книги хорошие, книги плохие / Т.Н.Руденко, М.А.Мелик-Пашаева // Дошкольное образование. - 2010. – № 6. – С. 43-46.

27. Рыжкова, Т.В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум / Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 270 с.

28. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. – М.: Корифей, 2009. – 96 с.

29. Тарасова, К.В. Занимаемся искусством с дошкольниками / К.В.Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

30. Ушакова, О.С., Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой / О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 244с.

Интернетресурсы:

http://baby-scool.narod.ru/media/book/prosa/charuschin/index.html

http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=111&t=2280

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection3.pl?cmd=suggest&idx=122

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=411

http://farfor.su/cgi-bin/sf_collection.pl?cmd=suggest&idx=616

http://alexgetti.narod.ru/photoalbumt4arushin.html

http://www.pereskazhi.com/gallery/thumbnails.php?album=20&page=2

http://www.kotmurr.spb.ru/library/charushin/

http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin

http://www.grafik.org.ru/charushin.html

http://lib76.narod.ru/charushin.html

http://forum.exler.ru/arc/index.php?showtopic=141868&st=50

http://kiraplast.ru/phpbb/topic?p=3091&sid=a7a15c07679ae238fb915668d7c092d0

http://may-bryxina.livejournal.com/82434.html

http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_5_srv.html

http://www.pushkinlib.spb.ru/exhibi_char-kV.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Конспект НОД в старшей группе

Тема: Знакомство с творчеством художника Е.И. Чарушина

Программные задачи:

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина.
  • Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
  • Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
  • Познакомить детей со словом «анималист» и его значением.
  • Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
  • Развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.

Интеграция:

Художественная литература, познавательная деятельность, физкультура.

Материал:

Рассказ «Волчишко» Е.И. Чарушина; портрет Е.И. Чарушина; иллюстрации Е.И. Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.  

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И. Чарушина «Волчишко», не называя его.

- Из какого  произведения вы услышали отрывок?

- Легко  ли пришлось волчонку, живя в  доме у человека?

- Почему  не легко? (Волк-животное дикое, ему нужна свобода, ему нужно охотиться, т.д.)

- Кто автор этого произведения? (Показ портрета Е.И. Чарушина)

- Какие  еще произведения о животных  Е.И. Чарушина вы знаете? О ком они? («Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой», «Про Томку»).

Правильно. Ребята, Е.И. Чарушин был не только детским писателем, но еще и художником.

Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними, Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации.

Давайте рассмотрим иллюстрации Е.И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

- Вот  наш маленький волчонок. Что вы  можете сказать про волчонка? Какой он? (Маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)

Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина как средство обогащения знаний о детской литературе