Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной педагогике в настоящее время активно обсуждается вопрос определения образовательного результата деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Согласно указанным нормативно -правовым документам, предлагается новая модель организации образовательного процесса, провозглашается идея деятельностного подхода к формированию личности ребенка.

Содержание

Введение (актуальность проблемы)
1. Теоретические аспекты организации самостоятельной деятельности дошкольников.
1.1. Характеристика самостоятельной деятельности дошкольников как условия реализации принципа интеграции образовательных областей ФГТ.
1.2. Предметная развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности.
1.3. Организация самостоятельной деятельности ребенка в бытовой, познавательной, игровой, трудовой деятельности.
2. Опыт работы МКДОУ ЦРР - Д/С№2 по организации самостоятельной деятельности дошкольников в разных видах деятельности.
2.1. Анализ проблемной ситуации.
2.2. Планирование работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.3. Создание развивающей среды в ДОУ в целях продуктивной организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников.
2.5. Влияние работы по организации самостоятельной деятельности дошкольников на формирование интегративных качеств дошкольников (мониторинг).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

samostoyatelnaya.docx

— 117.49 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Создание развивающей  среды в ДОУ в целях продуктивной  организации самостоятельной деятельности дошкольников

 

       Для реализации поставленных задач по развитию детской активности в дошкольном учреждении мы определили следующие требования к организации жизненного пространства детей:

1. Многофункциональность.  Деление пространства на отдельные  функциональные зоны и создание  интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно  имеет определенное, строго заданное  зонирование, а включает элементы  других центров. Например, центр  познания содержит дидактические,  настольно-печатные игры познавательного  характера, а также познавательно-художественную  литературу, предметный материал  для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержание. Это позволяет каждому ребенку организовывать занятия, игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу в разных частях группы.

2. Трансформируемость. Дети старшего дошкольного возраста склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в группах имеет место неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять дошкольникам возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.

3. Элементы  новизны. Своевременное изменение  среды педагогом через:

- внесение  нового развивающего материала,  расширяющего интересы детей,

- использования  новых игровых атрибутов, игрушек,  игрового оборудования в соответствии  с новым содержанием детских  игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности  предлагаемый материал носит  проблемный характер, а также  имеет определенную зону «неизвестного»  или «малознакомого», что стимулирует  самостоятельнее получение новых  знаний детьми. Любая среда включает  зону нового и зону постоянства.

4.Личное  пространство. Для ребенка важно  иметь собственное пространство, в которое он может реализовать  свои интересы или пережить  определенные чувства, поэтому  мы создали уголки уединения,  в котором каждый может успокоиться,  побыть наедине с собой.

       Универсальность пространственной среды очень важна, так как она позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.

       Таким образом, организация жизненного  пространства детей эффективно  воздействует, формирует у детей  активное поисково-познавательное  отношение к миру людей и  предметов. Однако, нет универсальных типов среды, объекта; любой самый эффективный предмет имеет ограниченный срок действия.

       Для развития творческой активности  старших дошкольников большую  роль играет содержание предметного  наполнения игровых центров:

- модульная  мебель для дидактических, развивающих  и настольно-печатных игр;

- игровой  материал для организации сюжетно-ролевых  игр;

- игровые  макеты для режиссерских игр  и игр-макетирований;

- уголки  ряженья для организации игр  по созданию образов;

- неоформленный  материал для проведения творческих  игр с использованием воображаемых  ситуаций и игрового фантазирования;

- исследовательский,  проблемный материалы для организации  игр-экспериментирований;

- сборно-разборные  мягкие модули, домики, лабиринты  для двигательных и пространственных  игр.

         Такой подбор игрового материала  побуждает детей к творческому  применению своего жизненного  опыта в игре, а не к действиям  по шаблону, диктуемому стандартным  предметным содержанием игровых  уголков.

         В большей степени процесс  формирования ценностных отношений  происходит во взаимодействии  ребенка с игрушками, игровым  материалом, которые выступают одним  из основных компонентов развивающей  предметной среды, неотъемлемым  атрибутом ведущей игровой деятельности  дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев), представляющим собой «образ» реального мира.

      Мы определили позицию, состоящую  в проектировании предметно-развивающей  среды, которая бы позволила  ребенку реализовать свои потребности  в деятельности. Они наиболее  ярко проявляются в таком виде  деятельности, как игровая. Данная проблема становится особо актуальной, когда ограничено время, отведенное для самостоятельной по выбору деятельности.

         Таким образом, наша жизнь претерпевает  изменения, требующие иных подходов  к использованию вариантов построения  предметно-развивающей игровой среды,  использованию современных материалов  при изготовлении модулей. Поэтому  одно из направлений нашей  работы - модернизация детской мебели  и преобразование ее в современные  модули или модернизация имеющихся  модулей с вкраплением и дополнением:  полками, дверцами, маркерами и  т.д. Такой подход дает возможность  изменить предметно-развивающую  игровую среду.

        Для нас предметная игровая  среда - это, прежде всего свобода  выбора ребенком места игры, ее  содержания, игрового материала  как фактора, побуждающего, направляющего  и взвивающего игровую деятельность.

       Окружающая среда нашего дошкольного  учреждения - насыщенная, разнообразная,  меняющаяся. При создании развивающей  среды мы учитывали тот факт, что ребенок становится творцом  своего предметного мира, в процессе  личностно-развивающего взаимодействия  со взрослыми, сверстниками становится творцом своей самостоятельности.

      В настоящее время в ДОУ активно используются различные технологии непосредственного осуществления образовательного процесса, в том числе технология метода проектов. В основу данной технологии положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат, который получается при решении  той или иной практически значимой проблемы.

       Большой интерес у педагогов  вызывает технология развивающих  игр. Она основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно. Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, инструкции и т. д.

          На наш взгляд, большое значение  при формировании самостоятельности  у ребёнка дошкольного возраста  имеет технология развивающей  среды, её проблематизация. В нашем внимании это различные проблемно - творческие задачи (познавательные, эстетические, двигательные, коммуникативные), которые педагоги инициируют и решают совместно с ребенком или ребенок решает их самостоятельно.

        Проблематизация среды в дошкольном образовательном учреждении осуществляется за счет внесения в окружающую среду различных материалов и оборудования:

- материалы  с незаконченными образами («Закончи  рисунок», «Дорисуй предмет»), образами - проблемами («Угадай, что нарисовано»,  «Зрительные иллюзии»), образами - перевертышами;

- инструкционные  карты, схемы, алгоритмы;

- модели  для самостоятельного планирования, самоконтроля и самооценки.      Инструкционные карты поэтапно  отражают процессы ручного труда,  структуру наблюдений, последовательность  действий в продуктивной деятельности, что позволяет детям самостоятельно  проектировать собственные замыслы  и деятельность.

         Совокупность   последовательно   реализуемых   технологий   передачи   информации, организации  познавательной и других видов  развивающей деятельности, стимулирования  активности  воспитанников,  позволяет   успешно  решать  задачи  органичного   сочетания педагогического руководства  с развитием самостоятельности,  инициативы и творчества детей  в ходе осуществления образовательного  процесса.

 

2.4. Методическая работа с кадрами по организации самостоятельной деятельности дошкольников

 

         В целях решения годовой задачи «Организация условий для самостоятельной деятельности дошкольников» в годовом плане работы дошкольного образовательного учреждения были запланированы мероприятия по повышению квалификации педагогов, способствующие решению этой задачи:

  • Педагогический совет на тему: "Эстетические аспекты оформления групповых помещений: проблемы и их решение".
  • Проведение круглого стола на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость".
  • Организация консультаций на темы:

"Возрастные  особенности детей и стиль  оформления группового помещения".

"Цвет  в оформлении группы".

"Комнатные  растения в интерьере группового  помещения".

"Произведения  искусства в оформлении детского  сада".

"Организация  декоративно-оформительской работы с детьми".

         Приступая к решению намеченных методических мероприятий, мы понимаем, что они должны стремиться к их максимальной эффективности. А это значит, что необходимо пересмотреть содержание и методы их проведения. В первую очередь это касается повышения активности самих педагогов. Поэтому ограниченность времени проведения методических мероприятий не может служить оправданием использования чисто информационных методов работы, предполагающих пассивное восприятие заранее подготовленных на основе литературы выступлений.

        Значительно важнее предпринять усилия для того, чтобы обеспечить творческое, практическое участие воспитателей, в процессе которого они смогут вести диалог, высказывать собственные оценки и суждения. Но это требует новых подходов к организации методической работы с педагогическим коллективом, на которых мы хотим остановиться более подробно. Начнем с описания круглого стола на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость".

Подготовительная  работа.

1. Организация  выставки методической и искусствоведческой  литературы, публикаций из журналов "Дошкольное воспитание", "Обруч", "Дошкольная педагогика" и других  по вопросам эстетического оформления  помещений.

2. Подготовка  вопросов для обсуждения:

· Вопросы  эстетики быта в произведениях изобразительного искусства и художественной литературы, пословицах и поговорках.

· Эстетика быта и воспитание художественного  вкуса.

· Условия, которые  могут быть созданы для эстетического  воспитания детей в групповых  помещениях нашего дошкольного образовательного учреждения и т.п.

        Каждый из участников круглого стола выбирает для себя какое-то направление и готовится к выступлению следующим образом. Например, приводит выдержки из произведений художественной литературы, в которых дано разное описание быта, и предлагает всем присутствующим дать собственную мотивированную оценку.

      По обсуждаемому вопросу участники круглого стола могут процитировать высказывания деятелей культуры и искусства. Так, например, по вопросу эстетики быта и воспитания художественного вкуса можно привести высказывание В.В. Стасова, а затем предложить присутствующим пофантазировать по поводу эстетики общежитейских предметов, которые находятся в группе детского сада и т.п.

         Можно предложить участникам круглого стола познакомиться с пословицами русского народа, собранных В.И Далем на тему "дом" и попросить "переложить" их на отношение воспитателя к эстетическому оформлению группы.

        Особый интерес представляет такая форма работы, при которой каждый участник заранее в письменном виде готовит содержательный ответ на один из обсуждаемых вопросов. Например, называет одно из условий эстетического воспитания детей в быту (чистота и порядок, единство стиля, соответствие формы предметов их назначению, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.). Затем специально созданная для этого «группа экспертов» логически выстраивает, дополняет и называет их все присутствующим.

        Работу по развитию инициативы и творчества надо продолжить и при проведении деловых игр, наполнив их содержание интересными практическими заданиями. Так, например, можно объединить педагогические коллективы параллельных возрастных групп и предложить им создать макет группы будущего. В этом макете должны быть учтены:

Информация о работе Оорганизация самостоятельной деятельности ребенка в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной об