Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая о наглядности.docx

— 26.99 Кб (Скачать файл)

    Введение  наглядности   в процесс обучения  значительно   повышает  его  эффективность.  Изменение  содержания  образования   касались  введения в учебный   процесс   научных  фактов, статистики, но  при  этом  не  следовало   забывать, о том, что знания  эти  должны  быть  доступными  не  только  сильным,  но  и   среднеуспевающим  студентам.  Данный  принцип  направлял  деятельность  преподавателей  на  путь  поиска  новых  методов  обучения,  совершенствования  своего  мастерства  в  общении  со  студентами  на  основе  дифференцированного   подхода [Черниченко 2002].

    Наглядный  материал  служит  как бы внешней  опорой  внутренних  действий, совершаемых   ребёнком  под руководством  учителя   в процессе овладения знаниями. Введение  в обучение наглядного  материала должно учитывать, по  крайней мере, два следующих психологических  момента: 1) какую конкретную роль  наглядный материал должен выполнять  в условии и 2) в каком отношении  находится предметное содержание  данного наглядного  материала  к предмету, подлежащему осознанию  и усвоению.

Место и роль  наглядного  материала  в процессе  обучения определяются  отношением  той  деятельности учащегося, в которой  данный  материал способен занять структурное  место цели  его  действия, к  той деятельности, которая ведет  к  осознанию того, что нужно  усвоить [Фридман 1991].        

  Функция наглядного  материала может быть очень  разной. Одно дело,  когда в  процессе обучения возникает  зада дать учащимся живой, красочный  образ недостаточно известного  им кусочка действительности, расширить  в этом направлении их  чувственный  опыт, обогатить их  впечатления-  словом, сделать для них возможно  более конкретным, более реально  и точно  представленным тот  или  иной круг явлений. Посещение  зоопарка, историческая картина,  фотография писателя или ученого  и т.д.- все это делает  более  конкретным и как бы более  ощутимым для ребёнка то, о  чём идет речь в обучении.

       Совсем  другое дело в случае, когда  наглядность включается непосредственно  в процесс обучения в связи   со специальной педагогической  задачей. Имеются в виду такие  случаи, как использование наглядных  пособий при начальном обучении  арифметике, на уроках русского  языка, в классных занятиях  по физике и т.п. Здесь роль  наглядного материала, конечно,  не в том, чтобы, например, изображения   карандашей на таблице  обогащали   чувственный  опыт ребёнка,  они служат  не для этого, а для  обучения счету. Наглядный  материал  представляет собой  в этих  случаях именно материал, в котором и через  посредство которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден [Фридман 1991].

          Особенностью  наглядных  технологий  является  то, что  они  обязательно   предполагают    в  той   или  иной  мере  сочетание  их  со    словесными  технологиями. Тесная  взаимосвязь  слова  и  наглядности  вытекает  из  того, что   диалектический  путь   познания  объективной   реальности  предполагает  применение  в  единстве  живого  созерцания, абстрактного  мышления  и   практики.

    Л.В.Занковым  было  изучено  основных  форм  сочетания   слова  и  наглядности:

-при   посредстве  слова   учитель   руководит   наблюдением,  которое   осуществляется  учащимися,  а   знания  об  облике  объекта,  его  непосредственно  воспринимаемых  свойствах  и  отношениях  ученики  извлекают  из  самого  наглядного  объекта  в  процессе  наблюдений;

-при   посредстве  слова   учитель   на  основании   осуществленного   школьниками   наблюдения  наглядных   объектов  и  на базе  имеющихся   у  них  знаний  ведет   учащихся  к  осмыслению  и   формированию  таких  связей  в  явлениях, которые  не  могут  быть  зримы  в   процессе  восприятия;

-сведения  об  облике  объекта,  о  его   непосредственно   воспринимаемых  свойствах  и   отношениях  учащиеся  получают  из  словесных   сообщений   педагога, а  наглядные   средства  служат  подтверждением  или   конкретизацией   словесных   сообщений;

    -отталкиваясь  от  осуществляемого  школьниками   наблюдения  наглядного  объекта,  педагог  сообщает  о таких   связях  между  явлениями, которые   непосредственно  не  воспринимаются  учащимися,  либо  делает   вывод,  объединяет, обобщает  отдельные   данные [Бабанский 1988].

         Ученые  выделяют четыре фактора  наглядного  обучения.

     Первый. Наглядность  обучения  вытекает  из  того, что  оно выступает для учащихся    как средство  познания  окружающего  мира, и  поэтому  процесс   этот  происходит  более  успешно,  если  основан  на  непосредственном  наблюдении  и  изучении  предметов,  явлений  или  событий. Я.А.Коменский   писал: ‘‘Если  мы  желаем  привить  учащимся  истинное  и  прочное  знание  вещей,  вообще  нужно  обучать  всему   через  личное  наблюдение и  чувственное доказательство’’.

    Второй. Познавательный  процесс  требует  включения   в  овладение  знаниями  различных   органов  восприятия. К.Д.Ушинский  писал, что  знания  будут   тем  прочнее и  полнее, чем   большим  количеством  различных   органов чувств  они воспринимаются. ‘‘Паук, - отмечал  он,- потому  бегает   так  изумительно   верно  по  тончайшим  нитям,  что  держится  не  одним   когтем, а  множеством  их: оборвется   один, удержится  другой’’. Развивая  эту мысль  далее, он  подчеркивал:  ‘‘Чем  более  органов   наших  чувств  принимает   участие в  восприятии  какого-нибудь  впечатления  или  группы  впечатлений, тем  прочнее   ложатся  эти впечатления   в  нашу  механическую, нервную   память, вернее  сохраняются ею  и  легче,  потом  вспоминаются’’. По его мнению, наглядное обучение  повышает  внимание  учащихся,  способствует более глубокому  усвоению  знаний,

    Третий. Наглядность   обучения  основана  на особенностях  мышления  детей, которое развивается  от  конкретного к абстрактному. На  ранних  этапах  ребенок  мыслит  больше образами, чем   понятиями. С другой  стороны,  понятия и абстрактные положения  осмысливаются   учащимися   легче, если  они подкрепляются  конкретными фактами, примерами.  Однако и  на  более высоких   ступенях  развития  мышления  не  может    открываться   от  конкретных  фактов  и   образов.

    Четвертый. Наглядность   повышает  интерес  учащихся  к  знаниям  и  делает  процесс  обучения  более   легким. Многие  теоретические   положения  при  умелом  использовании   наглядности  становятся  доступными  и  понятными  для  учащихся. В этой  связи   К.Д.Ушинский  отмечал  следующее: “Учите  ребенка  каким-нибудь  пяти  неизвестным  ему  словам, и   он  будет  долго  и   напрасно   мучиться  над   ними; но  свяжите с картинками  двадцать  таких  слов и   ребенок  усвоит  их  на  лету…” [Харламов 1997].

 

 

 

 

1.3 Методы наглядного обучения 

Технологию  наглядного обучения  условно  можно  подразделить  на  две  большие  группы: методы  иллюстраций  и демонстраций.

Метод  иллюстраций предполагает  показ ученикам  иллюстративных  пособий: плакатов,  карт,  зарисовок  на  доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод  демонстраций обычно  связан  с демонстрацией приборов, опытов, технических  установок,  различного  рода  препаратов. К  демонстрационным    методам  относят  также  кинофильмов  и  диафильмов.

При  наглядных  технологиях  используются  приемы  показа,  обеспечения  лучшей  видимости (применение  экрана, подкрашивание,  подсвет,  подъемные  приспособления и др.), обсуждение  результатов  проведенных  наблюдений, демонстраций и  пр.

    В  последние   годы  практика обогатилась   целым  рядом  новых  средств   наглядности. Созданы  новые,  более  красочные  географические  карты  с пластмассовым   покрытием, альбомы иллюстраций   по  истории,  литературе,  географические  атласы  с  фотографиями,  сделанные   со  спутников. В практику  обучения  вошли  аппараты  ЛЭТИ, кодоскопы,  позволяющие  в  дневное   время  без  затемнения   класса  показывать  рисунки,  схемы,  чертежи, изготовляемые   учителем  на  прозрачной  пленке. На  уроках  стали применяться   зарисовки  на  листах  ватмана  с помощью    широких  фломастеров,  позволяющие  раскрывать динамику  изучаемого  явления.  Во  многих  школах  оборудованы  экраны   дневного  кино,  когда  киноаппарат   устанавливается  в лаборантской  комнате,  фильм  демонстрируется   на  матовое  стекло,  помещенное  над  классной  доской.

    Рациональное  применение  средств  наглядности   позволяет  достичь  большого  образовательного   и  воспитательного   эффекта,  создает  благоприятные   возможности  для  развития  абстрактного  мышления  учеников.

    Применение  метода  демонстрации  учебного  кино  стало довольно   обычным явлением   в  практике  обучения . Во всех  городах  и  крупных  районах   созданы  фильмотеки,  которые   по заявкам  преподавателей  присылают  необходимый   фильм.  Перечень  основных  учебных   фильмов  нашел  теперь  отражение   в  школьных  программах,  что   значительно  облегчает  выбор  их  учителям. В  учебном   процессе  применяют  как   полные  фильмы  по  теме,  так   и  кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Кинофрагменты  посвящаются   отдельным   вопросам   соответствующей   темы. Кинокольцовки   обычно  демонстрируют  замкнутые   процессы,  например  процесс   работы  модели  двигателя   внутреннего  сгорания,  процесс   взлета,  полета  и посадки   самолета и т.д. Практика   показывает, что  при  изучении  новой  темы   особенно  полезны   кинофрагменты  и  кинокольцовки.  Для  закрепления   всей   темы   эффективно  используются    полные  фильмы  по  теме.


Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения