Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках истории.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках.
Методы исследования: Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34
Введение………………………………………………………………………………………....3
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………................................3
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ….5
1.2. Технология наглядного обучения…………………………………………………………9
1.3. Методы наглядного обучения……...……………………………………………………..14
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе………………………………………………………………………………24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения.………………………………………………………………………..………………26
2.1. Разработка урока по истории с использованием наглядного метода обучения……….26
2.2. Разработка урока по истории без использования наглядного метода обучения………28
2.3.1. Сравнительный анализ уроков………………………………………………………….29
Выводы по II главе…………………………………………………………………………..…30
Заключение………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………
Бийск - 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в
средних классах……………………………………………………………
1.1. Принцип наглядности
в педагогических системах
1.2. Технология наглядного
обучения…………………………………………………………
1.3. Методы наглядного обучения……..
1.3.1. Классификация, виды и типы средств наглядности при обучении истории………..17
Выводы по I главе…………………………………………………………………
Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по влиянию наглядных пособий
на процесс обучения.…………………………………
2.1. Разработка урока по
истории с использованием
2.2. Разработка урока по
истории без использования
2.3.1. Сравнительный анализ
уроков………………………………………………………….
Выводы по II главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее
время все большее и большее
внимание на начальном этапе
обучения отводится
Область применения
наглядности при обучении
Проблеме наглядности,
принципу наглядности в
Цель: раскрыть
возможности наиболее
Объект: средства
наглядности, используемые при
формировании знаний в
Предмет: деятельность
учителя по подбору и
Методы исследования:
Анализ педагогической
Педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ 34
Гипотеза:
основывается на предположении
о том, что использование
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу;
определить роль наглядности в процессе обучения школьников;
дать научное обоснование наглядности, указать ее роль на уроке;
выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.
Глава I. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в средних классах
1.1. Принцип наглядности в педагогических системах различных учёных и педагогов
С давних
пор для лучшего усвоения и
запоминания используются
Принцип наглядности
— один из старейших и
естественную наглядность (предметы объективной реальности);
экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
звуковую наглядность (магнитофон);
символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя) [Пидкасистый 1998].
Однако использование
наглядности должно быть в
той мере, в какой она способствует
формированию знаний и умений,
развитию мышления. Демонстрация
и работа с предметами должны
вести к очередной ступени
развития, стимулировать переход
от конкретно-образного и
Про наглядное
обучение К.Д. Ушинский писал
в своём учебнике "Родное слово":
"Что такое наглядное обучение?
Да это такое ученье, которое
строится не на отвлеченных
представлениях и словах, а на
конкретных образах,
Детская природа
ясно требует наглядности.
Исходя из
выше сказанного, мы можем выдвинуть
следующие законы наглядности,
которыми должен
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.
Если иногда нет на лицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, пригодные для обучения [Коменский 1982].
Используйте различные виды
наглядности – натуральные
Не ограничивайтесь
Реализация
принципа наглядности возможно
посредством использования
Под наглядными
методами обучения понимаются
такие, при которых усвоение
учебного материала находится
в существенной зависимости от
применяемых в процессе
Наглядные методы
обучения условно можно
Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам
иллюстративных пособий,
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение
средств наглядности на
В современных
условиях особое внимание
Условия эффективного применения наглядности
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая
наглядность должна
б) наглядность
должна использоваться в меру
и показывать ее следует
постепенно и только в
в) наблюдение
должно быть организовано
г) необходимо
четко выделять главное,
д) детально
продумывать пояснения,
е) демонстрируемая
наглядность должна быть точно
согласована с содержанием
ж) привлекать
самих учеников к нахождению
желаемой информации в
1.2. Технология наглядного обучения
Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.
Наглядность
есть показатель простоты и
понятности для данного
человека того психического
образа, который он создаёт
в процессе восприятия, памяти, мышления
и воображения. Поэтому
Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, понять его, создать у себя яркий, понятый образ этого объекта.
Сам по себе
непроизвольно наглядный образ,
Дидактический принцип наглядности ввел в процесс обучения Я.А. Коменский, назвав ‘‘золотым правилом дидактики’’. В основе этого принципа лежит живое созерцание. Однако педагогами-практиками было замечено, что чем большим количеством органов чувств учащийся воспринимает действительность, тем достовернее его знания об окружающем мире. В качестве примера можно привести высказывание, ставшее афоризмом: Кто хоть раз видел верблюда , пробовал вкус сахара, слушал пение соловья, тот никогда не забудет ни вида верблюда, ни вкуса сахара, ни соловьиных трелей.
Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по влиянию наглядных пособий на процесс обучения