Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:13, курсовая работа
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Существует несколько классификаций игр. Общепринятым является их деление на творческие, возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые), и игры с правилами, организуемые взрослым (дидактические и подвижные).
Этапы развития игры: 1) Ознакомительная игра (1 год). 2) Отобразительная игра (на рубеже 1 и 2 года). 3) Сюжетно-отобразительная игра (2 и 3 года). 4) Собственно ролевая игра (с 3 до 7 лет).
Этапы формирования игры: 1) Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заменителями (1-2,5 года). 2) Усвоение ролевого поведения, ролевых отношений и взаимодействий (2,5-4,5 года). 3) Усвоение способов построения сюжета (4,5-7 лет).
Уровни взаимодействия детей
в совместной игре: 1) Сюжетно-ролевые игрушки,
игрушки-копии, которые зачастую определяют
тему игры и форму взаимодействия: подражательное,
поочередное, функционально-
Разделяются два понятия: управления игрой (предполагает косвенные методы воздействия в целях сохранения самостоятельного характера детской деятельности) и руководство игрой (предполагает включение взрослого в сам процесс детской игры, непосредственное участие в ней).
Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные). Взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик.
Принципы организации игровой деятельности: отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение игрового пространства вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Педагогические условия игровой деятельности: 1) Наличие ярких образных впечатлений, которые находят отражение в различных видах деятельности. 2) Продуманная технология руководства игровой деятельности в той или иной образовательной программе. 3) Специфика взаимодействия с детьми в различных возрастных группах. 4) Создание информационного поля (игровое пространство) - обогащение впечатлений, представлений, объема детской компетентности (ЗУНов) и его предметную наполняемость. 5) Предметно-игровая среда - должна быть развивающей (функционально моделировать развитие игры и ребенка); должна отвечать принципу системности, целостности.
Данные условия не являются исчерпывающими и отражают авторскую позицию воспитателя.
Игровая деятельность должна планироваться в плане работы воспитателя, направленном на развитие игры как деятельности, на воспитание коллектива детей и на формирование нравственно-волевых качеств у каждого ребенка.
Таким образом, планирование требует вдумчивого, тактичного подхода к играющему ребенку, учет его запросов, интересов, уровня развития личностных качеств.
Дети могут усвоить основные способы игры и начинают играть самостоятельно, без прямого воздействия взрослых, к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни. Своеобразие детской игры требует от взрослого, конечно же, большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки зачастую имеют место и сейчас. Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо жестко регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берёт ли он на себя какую-либо роль. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят малыши-дошкольники такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.
Давно открыто, что в игре дети постигают социальные отношения, учатся понимать другого человека, его чувства, мотивы его поступков, проигрывают неприятные ситуации, выражают собственные реакции на все то, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять. И когда взрослые вступают в игровое общение с ребенком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнерами в игре. И это не удивительно: ведь воспитатель в саду - это Главный Взрослый для ребенка. И в игре он выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ