Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 11:13, курсовая работа
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 48
В итоге можно сделать вывод, что в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Канзафарова Гулия определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит?». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы - ее мама солистка группы «Романтики» Дома народного творчества г. Нижнекамска.
В таблице 3 приведен протокол наблюдение за детской игрой ля реализации второго диагностического направления. Результаты фиксировались в баллах.
Таблица 3
Протокол наблюдения за детской игрой
№ |
Фамилия имя ребенка |
Результаты наблюдения | |||
Развитость умений сюжетосложения дошкольников | |||||
Разнообразие сюжетов игр |
Устойчивость сюжетов игр |
Комбинирование сюжетов | |||
1 |
Фазиева Гузель |
Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла |
2 |
1 |
1 |
2 |
Шигина Наташа |
В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю |
1 |
1 |
1 |
3 |
Чернов Саша |
Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединения сюжетов игр |
2 |
1 |
2 |
4 |
Хабибуллин Рустем |
Не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел |
2 |
2 |
1 |
5 |
Иванова Катя |
В совместных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежала воспитателю |
2 |
2 |
1 |
6 |
Муллина Алсу |
Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя |
1 |
1 |
2 |
7 |
Саушкина Лена |
В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю и не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходила от игрового замысла |
1 |
1 |
1 |
8 |
Коротков Нияз |
Проявлял самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращался к помощи воспитателя, практически не использовал в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала |
2 |
1 |
2 |
9 |
Рахимуллин Рауф |
В совместных играх с воспитателем выполнял игровые действия, но не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла |
2 |
1 |
1 |
10 |
Канзафарова Гулия |
Иногда участвовала в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняла замысел педагога в объединения сюжетов игр, но в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю |
2 |
1 |
1 |
Рис. 1. Результаты выявления начального уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за детской игрой
В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использования разнообразия сюжетов игр не был выявлен. Средний уровень составил 30% (3 ребенка). Игры этих детей отличались тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.
Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдался у 7 детей (70%). Игровую деятельность этих детей можно охарактеризовать тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.
Анализируя отдельные критерии можно отметить, что средний уровень устойчивости сюжетов игр показали 20 % (Хабибуллин Рустем, Иванова Катя), низкий уровень составил 80% (8 детей). Комбинирование сюжетов высокий уровень 70% (7 детей, средний уровень составил 30% (3 детей, низкого уровня выявлено не было. Самый высокий результат отмечается в критерии «разнообразие игр», так как дети проявляли самостоятельность в выборе любимых ими игр, хотя в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю.
Таким образом, в проектировании работы по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо обратить внимание на создание условий для устойчивости игровых сюжетов.
Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы у детей слабо было представлено разнообразие сюжетов игр, устойчивость их сюжетов была также на низком уровне. Дети могли участвовать в создании игровых замыслов только по инициативе воспитателя.
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, что подтвердилось и в ходе нашего исследования, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины можно назвать недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (по нашему мнению, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
Ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребенка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учебе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу. Взаимодействие педагога с детьми в игре предполагает не только выполнение ролевых действий, но и оценку, и коррекцию поведения ребенка, а также направление игры в конструктивное русло.
Игровая деятельность у детей дошкольного возраста будет эффективно развиваться при следующих условиях:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра - своеобразная и ведущая деятельность дошкольника, обладает высоким развивающим эффектом.
Игру рекомендуется предоставлять как: средство развития, средство содержания общения, средство саморазвития детей и досуга. Во многом реализация данной установки зависит от:
- условий детского сада;
- профессиональной диагностики игры;
- качественного планирования игровой деятельности;
- построения игровой среды в группе.
Игра направлена на получение удовольствия, радости, утверждение себя как полноценной личности. Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри нее зарождаются другие виды деятельности.
В ходе изучения литературы мы определяем игру как личностное понятие, а не возрастное, т.е. взрослый в игре пробует, переживает уже не использованные, а ребенка примеривает еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.
Игру характеризует высокая эмоциональная насыщенность, двойственность чувств: плачет как больной, радуется как играющий. В играх проявляется избирательность ребенка, его направленность на те или иные роли. Педагогически ценно то, что для ребенка игра - это уже и моделируемое будущее, и одновременно переживаемое настоящее. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира.
Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе».
Для реализации всех этих психолого-педагогических возможностей игры важна позиция взрослого, его роль в развитии, обучении и воспитании детей. При этом необходимо учитывать уровни развития игры, степень развития детского общества, индивидуальность ребенка, его социально-половой портрет.
Игра имеет очень широкий диапазон применения: