Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:23, курсовая работа
Актуальность проблемы. Овладение родным языком, развитие речи являеться одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном воспитании как общая основа развития и обучения детей.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы коррекции речевого и моторного развития детей с дизартрией …………………………........................................................4
1.1 Понятие и этиология дизартрии. Классификация дизартрии……………..4
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией……………………………………………………………………….12
1.3 Особенности моторного развития детей с дизартрией и методы коррекции дизартрических нарушений…………………………………………………….17
Глава II.Опытно – экспериментальнаяработа по преодолению нарушений моторного развития у детей с дизартрией……………………………………..26
2.1. Методика обследования моторного развития детей с дизартрией……….26
2.2. Констатирующий эксперемент………………………………………………32
Заключение ……………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………
Список обследуемых детей №2.
1. К. Светлана – 6 лет (дизартрия)
2. Н. Никита – 5,5 лет (дизартрия)
3. Г. Ульяна – 6 лет дизартрия)
4. З. Антон – 5 лет (дизартрия)
5. К. Ксения – 6 лет (дизартрия)
Для исследования состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой.
Обследование состояния общей моторики
Цель: наблюдение дискоординации движений и нарушений мышечного тонуса.
Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».
б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением вперед».
в) «Походи как солдат».
г) «Встань на носочки»
2.
Исследование зрительно-
Цель: наблюдение дискоординации движений.
Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».
Обследование тонкой моторики
1.Кинестетический праксис:
Цель:
наблюдение нарушений мышечного тонуса
и дискоординации движений.
1. Праксис по словесной инструкции
«Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы. Вытяни второй и пятый пальцы.
2.Праксис по зрительному образцу.
«Делай
как я»: - соединить большой и указательный
пальцы в кольцо; указательный и средний
пальцы выдвинуть; соединить в кольцо
большой палец и мизинец; указательный
палец и мизинец выдвинуты вперед - «коза»
выдвинуть вперед мизинец, остальные пальцы
сжаты в кулак; соединить в кольцо средний
и большой пальцы;
3. Праксис поз по кинестетическому образцу
«Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы? Сложи также сам» (позы из предыдущего задания).
2.Динамический праксис. Проба «Кулак - ребро - ладонь»
Цель: дискоординация движений.
«Делай
как я»: Ударяет по столу рукой последовательно
в трех положениях вначале по образцу
(не более 3 раз), затем самостоятельно:
рука согнута в кулак; рука ударяет об
стол ребром ладони; рука ударяет об стол
ладонью.
III. Обследование артикуляционной моторики
1.кинетический оральный праксис
Цель: наблюдение за состоянием мышечного тонуса координацией движения.
«Сейчас мы будем делать гимнастику для язычка. Смотри внимательно в зеркало и выполняй движения: широко раскрой рот, кончик языка подними вверх к верхним зубам и подержи его (5-7 сек);
- язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт (5-7 сек);
- «вкусное варенье» - медленно облизни губы, сначала верхнюю, затем нижнюю;
- улыбнись, открой рот, положи язык на верхнюю губу и подержи так немножко (10 сек)».
2. Динамическая координация движений
- «Теперь подними кончик языка за верхние зубы, затем опустить за нижние. 1, 2, 3, 4, 5;
- дотронься высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. 1, 2, 3, 4,5;
- подними кончик языка на верхнюю губу, опусти на нижнюю, дотронуться кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. 1, 2, 3, 4, 5;
- положи язычок на нижнюю губу, а теперь «покусай» язычок, с губы его не убирай. 1, 2, 3, 4, 5».
Обследование мимической мускулатуры
Цель: наблюдение за состоянием мышечного тонуса.
«Смотри внимательно в зеркало и выполняй движения
- нахмурь брови; подними брови; наморщи лоб;
- поочередно надуй щеки; втяни щеки.
Критерии оценки:
4 балла- самостоятельно выполняет задание;
3 балла- задание выполняет часто неправильно, в замедленном темпе;
2 балла- задание выполняет плохо, не замечает своих ошибок;
2.2 Констатирующий эксперимент
Обследования состояния общей моторики №1
№ |
Ф. И. возраст |
Результаты обследования, баллы |
|||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
1. |
Светлана К. 6 лет |
3 |
3 | ||
2. |
Никита Н. 5,5 |
3 |
3 | ||
3. |
Ульяна Г. 6 лет |
3 |
2 | ||
4. |
Антон К., 3,5 лет |
2 |
3 | ||
5. |
Ксения К. 6 лет |
2 |
2 | ||
6. |
Андрей К. 5 лет |
4 |
3 | ||
7. |
Арина Ж., 6 лет |
4 |
4 | ||
8. |
Роман Ш., 5,5 лет |
3 |
4 | ||
9. |
Мария Х., 5 лет |
2 |
4 | ||
10. |
Матвей Б., 6 лет |
4 |
4 |
Вывод:
У детей с дизартрией отмечаются потеря равновесия, отклонения в стороны, движения медленные, неточные. У двух детей с нормой отмечаются небольшие
отклонения в стороны, замедленность движений, остальные выполняют инструкции верно без каких-либо нарушений.
Обследования состояния общей моторики №2
№ |
Ф. И. возраст |
Результаты обследования, баллы |
|||
Задание 1 |
Задание 2 | ||||
1. |
Светлана К. 6 лет |
3 |
3 | ||
2. |
Никита Н. 5,5 |
3 |
4 | ||
3. |
Ульяна Г. 6 лет |
3 |
3 | ||
4. |
Антон К., 3,5 лет |
2 |
3 | ||
5. |
Ксения К. 6 лет |
2 |
3 | ||
6. |
Андрей К. 5 лет |
3 |
4 | ||
7. |
Арина Ж., 6 лет |
4 |
4 | ||
8. |
Роман Ш., 5,5 лет |
3 |
2 | ||
9. |
Мария Х., 5 лет |
3 |
3 | ||
10. |
Матвей Б., 6 лет |
3 |
4 |
Вывод:
У детей со стертой дизартрией отмечаются
затруднения при выполнении 1 задания,
выполняют только с помощью взрослого,
движения медленные, неуверенные. У детей
с нормой отмечаются небольшие затруднения
при выполнении 1 задания, но выполняют
самостоятельно; 1 ребенок путает движения
при выполнении 2 задания.
Обследования состояния общей моторики №2
№ |
Ф. И. возраст |
Результаты обследования, баллы |
|||||
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 | |||||
1. |
Светлана К. 6 лет |
3 |
3 |
3 | |||
2. |
Никита Н. 5,5 |
3 |
3 |
1 | |||
3. |
Ульяна Г. 6 лет |
1 |
3 |
2 | |||
4. |
Антон К., 3,5 лет |
3 |
3 |
2 | |||
5. |
Ксения К. 6 лет |
3 |
3 |
3 | |||
6. |
Андрей К. 5 лет |
4 |
3 |
4 | |||
7. |
Арина Ж., 6 лет |
3 |
4 |
4 |
| ||
8. |
Роман Ш., 5,5 лет |
4 |
4 |
4 | |||
9. |
Мария Х., 5 лет |
4 |
4 |
4 | |||
10. |
Матвей Б., 6 лет |
4 |
3 |
4 |
Вывод:
У детей со стертой дизартрией отмечаются гиперкинезы, дрожание, тремор языка, вялость губ, язык не удерживает артикуляционную позу, движения медленные. Детей с нормой задания выполняют правильно, движения четкие, точные. У детей с дизартрией гипотония мышц лица, движения неточные. Дети с нормой задания выполняют правильно, движения четкие, точные.
На диаграмме (рис. 1) показано состояние психических функций нормально развивающихся детей и детей, имеющих дизартрию.
По оси ординат - уровни выполнения заданий, баллы: 4 - высокий уровень, 3 - средний уровень, 2 - уровень ниже среднего, 1 - низкий уровень.
По
оси абсцисс - состояние ВПФ: 1 - общая моторика,
2 - мелкая моторика, 3 -артикуляционная
моторика. Рисунок 1.
Выводы
Таким образом, мы выявили, что дизартрия дифференцируется от нормы по следующим критериям: неловкие, неточные и недифференцированные движения как общей, так и мелкой моторики рук; замедленный темп движений; возможно наличие синкинезий; быстрое утомление; недостаточная иннервация мимической мускулатуры; спастичность артикуляционных мышц; мелодико-интонационные расстройства; неречевое дыхание поверхностное, неустойчивый ритм.
Заключение
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия различных форм, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Выраженные нарушения моторных функций при дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как Г.Г Гуцман, О.В. Правдина , Л.В. Мелехова , О.А. Токарева , И.И. Панченко, Р.И. Мартынова , Л.В. Лопатина , А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова , М.Б. Эйдинова.
Анализ теоретических источников показывает,
что дизартрия представляет собой расстройство
речи, характеризующееся комбинаторностью
множественных нарушений процесса моторной
реализации речевой деятельности. Основным
симптомом речевого дефекта при дизартрии
являются фонетические нарушения, которые
часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического
строя речи. Нарушения фонетической стороны
речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно
влияют на формирование фонематического,
лексического и грамматического компонентов
речевой функциональной системы, вызывая
вторичные отклонения в их развитии. Исследователи
отмечают недостаточность словообразовательных
умений у этих детей, которые затрудняют
процесс школьного обучения детей. Своевременная
коррекция нарушений и дальнейшее развитие
словообразовательных умений является
необходимым условием готовности детей
к усвоению школьной программы по разным
предметам.
Нами было проведено экспериментальное
исследование состояния моторных функции
у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В экспериментальном обследовании приняли
участие две группы детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет): с дизартрией и с нормальным
речевым развитием. Для проведения обследования
была использована методика Е.Ф.Архиповой
, которая предназначена для детей дошкольного
возраста с дизартрией. По результатам
обследования, мы пришли к выводу, что
задания выполнены преимущественно на
уровнях среднем и ниже среднего, т. е.
словообразовательные и моторные умения
у детей с дизартрией сформированы недостаточно,
что требует специальной коррекционно-логопедической
помощи.
Целью констатирующего эксперимента было
апробировать задания и упражнения, направленные
на выявление моторных функций у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией.
На основе методической литературы мы
отобрали задания и упражнения, направленные
на анализ моторных функций у детей с дизартрией.
По результатам выполнения заданий каждым
ребенком были получены индивидуальные
и среднегрупповые значения.
Сравнивая результаты констатирующего
эксперимента, можно сделать вывод, что
в экспериментальной группе детей с дизартрией
наблюдается явные отклонения в развитии
общей, мелкой и артикуляционной моторки.
В результате констатирующего эксперимента цель исследования была достигнута. Мы увидели, что особенностями моторных функций дошкольников с дизартрией являются нарушения мышечного тонуса, дискоординация движений. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Констатирующий эксперимент можно считать успешным.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. - М.: АСТ, 2008.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа - М.: АСТ, 2007-2008.
3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Педагогика, 2000.
4. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. - М.: Просвещение: Владос, 2000.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. - М.: АСТ, 2005.
6. Винарская Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики // Тр. объединенной конференции нейрохирургов. - Ереван, 2001.
7.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
8. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. Селиверстова В.И.- М.: Просвещение,1999.
9. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007.
10. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа при коррекции произношения. - М.: ИД «Сфера», 2000.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Учебное пособие. М.: Союз, 2005.
13. Логопедия - / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 1999.
14. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Учпедгиз, 1999.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - М.: Сфера, 2001.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред. Селиверстова В.И.- М., 2000.
17.
Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие
для студентов дефектолог. факультетов
пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.,
"Просвещение", 1999.
18. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития
учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
- М.: Педагогика, 1999.
19. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1999.
20. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.- М.: «Учпедгиз»,2000.
21. Хрестоматия по логопедии. //Под. ред. Волковой Л.С.,2т. - М.: Владос, 2001.
22. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 2000. - Ч. I. - С. 163-293.
23.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие
ребенка от рождения до семи лет. - М.: Учпедгиз,
2001.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Академия,
1999.