Организационное поведение и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

В настоящее время требуются новые подходы к управлению организаций, так как происходит увеличение изменений условий производства: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на экономику. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная), от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации и. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…3
1. Сущность организационного поведения………………………………………..….5
1.1 Введение в организационное поведение……………………………………..…...5
1.2 Предмет, цели, задачи и методы дисциплины…………………………………....6
1.3 Подходы к изучению организационного поведения…………..............................7
1.4 Модели организационного поведения…………………………………………….9
2. Лидерство…………………………………………………………………………...12
2.1 Основные понятия и характеристика лидерства……………..............................12
2.2 Власть, лидерство и менеджмент……………………………...............................14
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 577.88 Кб (Скачать файл)

    Лидерство в  организации - процесс, связанный с  деятельностью лидера - авторитетного  члена группы, обладающего юридической  или (и) фактической властью в  группе, организации.

   Лидерство представляет собой только одну сторону поведения менеджера. Термин «управление» обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.

    Менеджер может  быть лидером только в той  группе, с которой он работает. В то же время руководитель  не всегда является лидером  в принятии решений.

Ниже приведены характеристики лидера, отличающие его от менеджера:

- лидеры делают правильные  вещи, а не просто правильно  их делают;

- лидеры обладают масштабным  мышлением;

- лидеры используют интуицию  и индивидуальный подход в  работе с другими людьми;

- лидеры поощряют, а не  надзирают, вселяют энтузиазм, а  не судят или ограничивают;

- лидеры смотрят выше  и видят дальше каждого из  всех членов организации;

- лидеры оказывают влияние  на всех, работающих в организации  и добиваются лояльности с  их стороны;

- лидеры достигают влияния  на последователей вне зависимости  от их прямой юрисдикции;

- лидеры уделяют особое  внимание непостижимым для других  перспективам, ценностям и мотивам;

- лидеры обладают политическим  мастерством справляться с конфликтами  разных потребностей своих последователей;

- лидеры мыслят в терминах  обновления.

Таблица  2 – Характеристики лидера и менеджера.

    Лидерство - не  есть менеджмент. Классический менеджмент  имеет дело с такими явлениями  как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача  процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и  контролируемой. Лидерство же устанавливает  другие ценности. Лидерство - это  вид социального действия и  психологического сотрудничества  между лидером и последователями, основой которого является добровольность.

    Современные большие, хорошо структурированные организации  нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные  делу менеджеры для обеспечения  процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности  труда, для контроля и распределения  материальных ресурсов, необходимых  для производства, обслуживания  и снабжения, так и люди, которые  объединяют других вокруг общих  ценностей, определяют лицо и  характер организации, обеспечивают  ее существование в более широком  социальном контексте и определяют  перспективы развития, а значит  и долгое ее существование. В  первом случае нужна техническая  компетентность, но она по существу  отличается от того, что необходимо  во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.

   Роль менеджера ярко выражена, хотя некоторые люди могут выступать лидерами, и, не являясь руководителями. Лидерство отличается от классического менеджмента. Менеджмент - одно. Лидерство - совершенно другое.

    Лидерство является  важным элементом управления, но  лидерство является особым качеством, отличным от других функций  управления. Исследования, посвященные  этой проблеме, констатируют тот  факт, что если руководитель способен  некоторым образом оказывать  влияние на группу людей, то  это влияние будет иметь много  общего с типом его поведения.

    Итак,  лидерство - это неотъемлемый элемент современной  системы управления, и более того, лидерство - "пусковой механизм" этой системы, это то, благодаря  чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.

    Значимость лидерства  для руководства организацией  поднимает вопрос о влиянии  на данное явление. Лидерством  необходимо управлять (насколько  это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять  деструктивных лидеров, с дальнейшим  процессом формирования института  лидерства в организации. Роль  лидера в управлении организацией  сегодня  огромна.

   Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой и организационным поведением. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Рисунок 1. Лидер

    Лидерство - компонент  не только неотъемлемый, но и  незаменимый. Ведь его отсутствие  повлечет за собой значительные  финансовые потери и потери  конкурентоспособности. Есть мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений. Что из этого получится? Нет лидерства - жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе - происходит потеря ресурсов: временных и человеческих. Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности компании, естественно, не в лучшую сторону. Из этого можно сделать вывод, что лидерство служит ключом к "хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе».

   Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

    Роль лидера  в управлении персоналом определяется  его усилиями по отбору достойных  претендентов на членство в  рабочей группе, он должен направлять  групповую энергию на решение  организационных целей. Лидерство  также находит выражение в  воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои  сильные личностные качества  и сдерживать проявление слабых  черт характера.

    Стратегия развития  организации и эффективность  лидерства связаны с объективными  и субъективными возможностями  лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать  и укреплять отношения сотрудничества  и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится  существенным фактором эффективной  деятельности организации.

   Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

    Последующее изучение  привело к выделению четырех  групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, личностно - деловые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организационное поведение и лидерство