Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа
Предмет исследования – условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
В соответствии с темой определена цель исследования – изучить условия успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно спланированная организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории;
2) изучитькомпоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО;
3)изучитьфункции педагога по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учреждения СПО…………..................7
Особенности организации процесса обучения в учреждении СПО………………………………………………………………………………...7
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………...12
1.3 Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...23
Глава 2. Изучение организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО на практике……………………………………………...…..24
2.1 Анализ организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО…………………………………………………………………..24
2.2 Методические рекомендации преподавателям и студентам по организации внеаудиторной самостоятельной работы……………………….28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………
1.2 Компоненты и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО.
Под внеаудиторной
самостоятельной работой
Самостоятельная
внеаудиторная работа студентов
на современном этапе развития педагогики
выступает как важнее средство повышения
профессионально-познавательной и
творческой активности будущих специалистов.
Именно в ней проявляется мотивация
студента, его целенаправленность,
самостоятельность, самовоспитание и
другие значимые характеристики. Все
эти характеристики соответствуют
требованиям, которые выдвигают
работодатели: умение работать с информацией,
умение самостоятельно добывать знания
и систематизировать их; профессиональная
компетентность; высокая ответственность
и организаторские и
Современное образование призвано создавать условия, при которых у учащихся формируется опыт самостоятельной деятельности, в результате чего наиболее полно раскрываются индивидуальные способности и создаются предпосылки для творческого развития будущего специалиста.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.
Проблема эффективности
Одни авторы рассматривают самостоятельную работу как метод обучения, другие – как одноиз средств обучения, третьи – как форму организации познавательной деятельности.
Первые считают, что самостоятельная работа студентов, включаемая в процессе обучения, – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.
Вторые отмечают, что самостоятельная работа в системе учебного процесса должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познавания.
При раскрытии сущности самостоятельной работы третьи выделяют следующие признаки: «Студент ведет ее сам, без прямой посторонней помощи; он опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрения, выражая при этом личное отношение, собственную аргументацию, инициативу, творческое начало; содержание работы – образовательное, воспитательное, логически развивающее мышление и положительные качества ученика».
Говоря о формировании
самостоятельности в обучении, необходимо
выделить две задачи. Первая заключается
в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность
в познавательной деятельности, научить
их самостоятельно овладевать знаниями,
формировать свое мировоззрение, вторая
- в том, чтобы научить их самостоятельно
применять имеющиеся знания в учении и
практической деятельности. [3,7]
Я думаю,
что самостоятельная работа является
средством формирования у обучающихся
активности и самостоятельности как черт
личности, развития их умственных способностей,
умения добывать новое в процессе решения
учебных задач.
Исследователь
А.В.Щербаков в своей монографии "Организация
внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся в учреждении профессионального
образования: методические рекомендации"
(Челябинск, ЧИРПО, 2007) дает следующее определение,
которое мы будем считать наиболее удачным:
"Самостоятельная работа является разновидностью
учебной деятельности обучающегося (студента)
при опосредованном руководстве учителя
(преподавателя), в результате которой
закрепляются, углубляются, расширяются
или осваиваются знания, умения и навыки
(компетенции), формируются потребности
к саморазвитию и самосовершенствованию
с использованием различных средств обучения
и источников информации". [9]
Среди разнообразия форм внеаудиторной
самостоятельной работы
можно выделить следующие (по А.В.Щербакову):
1. Устная работа с источником.
2. Заучивание текста наизусть.
3. Решение задач.
4. Составление алгоритма решения задачи.
5. Сообщение, доклад в устной и письменной
форме.
6. Сочинение, эссе.
7. Реферат.
8. Исследовательская работа (курсовая,
дипломная, квалификационная).
9. Составление кроссворда.
10. Конспект.
11. Составление контрольных вопросов по
конспекту.
12. Аннотация.
13. Написание плана (краткого и развернутого).
14. Составление опорного конспекта.
15. Составление теста.
16. Заполнение таблицы.
17. Глоссарий, понятийный словарь.
18. Написание отчета.
19. Составление схемы.
20. Составление кейстадий.
21. Проведение опросов.
22. Составление дерева понятий, целей.
23. Наблюдение за объектами, процессами
(в живой и неживой природе).
24. Сравнительный анализ тем, литературных
источников и т. п.
25. Оформление газеты.
26. Презентация.
27. Компьютерное моделирование.
28. Изготовление макетов.
29. Изготовление учебных пособий.
30. Заполнение рабочих тетрадей.
31. Ведение дневников наблюдения.
32. Сбор микроколлекций.
33. Составление списка литературных, электронных
источников.
34. Создание рекламных продуктов.
35. Инсценирование событий, процессов.
Определяя исходные положения управления
самостоятельной работой обучающихся,
мы учитываем, что обучающийся, как субъект
учения через цель, заданную преподавателем,
сам планирует, организует и реализует
процесс получения необходимого продукта,
обогащая свой познавательный и профессиональный
опыт новыми результатами – знаниями,
навыками, умениями, новыми продуктами
деятельности, новыми личностными состояниями.
Обучающийся:
Преподаватель должен
четко определять целевые параметры
и условия организации
Управление
самостоятельной работой студентов может
осуществляться через различные формы
обучения: через лекционные и практические
занятия; с помощью систематических консультаций
и коллоквиумов; через специально разрабатываемые
учебно-методические материалы.
Эффективность и результативность самостоятельной
работы обучающихся связана с ориентацией
на достижение успехов, основана на твердом
убеждении в ее целесообразности, зависит
от мотивации целей и самомотивацииобучающегося.
Здесь действует известный принцип: «Успех
влечет за собой новый успех». В работе,
ориентированной на обучающегося, есть
только один ключ к успеху – доверие. Чем
больше преподаватель доверяет обучающемуся,
тем больше он располагает его к себе,
к сотрудничеству, к сотворчеству.[2]
Оценка результатов
самостоятельной работы проводится на
основе следящего, текущего и итогового
контроля.
Следящий контроль
осуществляется на лекциях, семинарах,
практических и лабораторных занятиях.
Он проводится в форме собеседования,
устных ответов обучающихся, организации
дискуссий, диспутов, письменных контрольных
работ и тестов.
Текущий контроль
осуществляется в ходе проверки и анализа
отдельных видов самостоятельных работ:
творческих самостоятельных работ индивидуального
характера, учебно-исследовательских
работ – докладов, рефератов, курсовых
и дипломных работ.
Итоговый контроль
осуществляется через систему зачетов
и экзаменов, предусмотренных учебным
планом.
Лекции, упражнения,
семинары ориентированы, как правило,
на массовую фронтальную работу обучающихся.
Однако процесс учения в структуре аудиторных
занятий, как и внеаудиторная учебная
работа отдельного обучающегося, по своему
характеру, индивидуальны. Учет индивидуальных
различий в мотивах, темпах и приемах познавательной
деятельности обучаемых, в силу особенностей
развития организма и психики, уровня
школьной подготовки обучающегося и ряда
других факторов, способен служить катализатором
совершенствования учебного процесса.
Принцип индивидуализации в обучении
вообще, и при системе управления самостоятельной
работы обучающегося, в частности, предполагает:
Таким образом, воспитание
активности и самостоятельности
обучающихся остается основной и
неотъемлемой частью образовательного
процесса в учреждениях СПО. Организация
самостоятельной работы, руководство
ею остается ответственной и сложной задачей
каждого преподавателя.
1.3Мотивирование обучающихся как фактор успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО
Эффективная реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности обучающегося в достижении результата, т.е. от устойчивой мотивации.
Существуют следующие основные виды мотивации самостоятельной работы студентов.
1. Внешняя мотивация – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы.
2. Внутренняя мотивация – склонность студента, т.е. его способность к учебе учебном заведении, которой можно управлять методом использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т.д.
3. Процессуальная (учебная) мотивация – проявляется в том, как студент понимает целесообразность выполняемой работы.
Для успешной профессиональной
подготовки и для расширения кругозора,
эрудиции специалиста требуется
психологическая настройка
Необходимо убедительно
доказать, что результаты самостоятельной
работы помогут студенту лучше понять
лекционный материал, успешнее выполнить
лабораторные и практические работы.
Большей эффективности
Безусловно, контроль за самостоятельной работой должен стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в вопросы на зачете, от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на факультете, специальности, в группе).
Целью самостоятельной работы студентов на младших курсах является расширение и закрепление знаний и умений, которые они приобретают на традиционных формах занятий.
На старших курсах самостоятельная работа способствует развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, бригадный или комплексный характер. Однако контроль выполнения СРС, отчет по СРС должны быть сугубо индивидуальными. Следует оговориться, что творческое начало в СРС конечно же не может быть жестко привязанным к шкале «младших-старших».
Критерий контроля выполнения самостоятельной работы – это индивидуальные склонности и способности конкретного студента.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов требуется выполнение следующих условий:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Это правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Существует необходимость оптимального структурирования учебного плана, предшествует которому обстоятельное исследование бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция должна постепенно переходить от преподавателя к студенту, стимулируя его работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. При этом процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим увлечением решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он сильнее познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т. п.).
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в творческий процесс. В настоящее время в СПО не имеется возможности полностью обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы можно рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, лекционных материалов преподавателей. Переход на такой способ общения со студентом требует разработки мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и регистрировать, на них распространить авторское право. В связи с этим для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо всемерно разрабатывать и приобретать электронные учебники и обучающие программы. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы. Имеется еще один мощный информационный источник – Internet.