Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель: познакомиться с организацией внеурочной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить формы внеурочной деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть требования к организации внеурочной деятельности в условиями внедрения новых ФГОС.
4. Познакомиться с методами педагогического исследования.
5. Разработать вопросы, провести опрос учителей начальных классов ОУ города Омска об организации внеурочной деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальных классах…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие внеурочной деятельности в педагогической литературе………………………………………………………………………5
1.2. Формы внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………....9
1.3. Требования к организации внеурочной деятельности в условиях внедрения новых ФГОС…………………………………………………………………..13
Глава 2. Методы педагогического исследования………………………………….20
2.1 Опросные методы исследования…………………………………………20
2.2. Опытно-экспериментальная работа……………………………………....28
Заключение …………………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………..34
Приложения № 1….………………………………………………………………….36
Приложение № 2……………………………………………………………………..37
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.
Задачи программы:
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.
1. Знакомство обучающихся с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.
Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека. При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом [7].
Форма организации.
Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели внеурочную проектную деятельность для учащихся начальных классов по ФГОС, в результате которой будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение; умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста; учащиеся приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям; получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений (приложение № 1)
Таким образом, мы рассмотрели понятия внеурочной деятельности, формы организации в начальных классах и новые требования к внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
В следующей главе познакомимся с методами педагогического исследования и рассмотрим организацию внеурочной деятельности в ОУ БОУ «Гимназия № 115».
Глава 2. Методы педагогического исследования
2.1. Опросные методы исследования
В данном параграфе рассмотрим наиболее актуальные опросные методы педагогического исследования: беседа, анкетирование и экспертный опрос.
Беседа – один из основных методов диагностики педагогической реальности, который предлагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода общения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Беседа – широко распространенный в педагогической диагностике эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической диагностики метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет некоторые, интересующие педагога особенности другого, называемого методом беседы [9].
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намеренья, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получили такую информацию, которую никакими другими способами получить невозможно.
Беседа как метод диагностики отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы – очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный – для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Для повышения
надежности результатов беседы и
снятия неизбежного оттенка субъективи
- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизни плана беседы;
- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;
- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения. В частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, вызывали бы интерес и желание отвечать.
Беседа может
быть формализованной и
В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточное внимание анализу данного метода исследования. В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвижной, динамичной. В одном случи цель беседы - получение той или иной важной информации – может скрываться, так как этим достигается большая достоверность данных. В другом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы. Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит при позиции типа: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.
Вызвать человека на откровенность и выслушать его – большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обращаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.
Устный опрос применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета (от фр. означает – список вопросов) - методическое средство для получения первичной диагностической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетирования [8].
Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношении к тем или другим явлениям.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Анкета не механическая последовательность вопросов, которые могут разрешить в ней как угодно или как удобно для исследователя, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.
Практика показывает,
что к разработке анкеты исследования
целесообразно предъявлять
- апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;
- разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования;
- корректная постановка вопросов, предполагающая одновременно уважительное отношение к респондентам;
- оставление возможности анонимных ответов;
- постановка вопросов линейным и перекрестным способами создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;
- построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложному;
- предусматривает возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.
Опыт проведения опросов свидетельствует о том, что ответы даются содержательней и полнее, когда анкета включает небольшое количество вопросов (не более -10).
При составлении анкеты используется несколько вариантов построения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, а так же вопросы-фильтры.
Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведенные для этого места в анкете или специальном бланке. Такие вопросы используют в тех случаях, когда исследователь стремиться привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-либо проблеме или когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.
Информация о работе Организация внеурочной деятельности в начальных классах