Организация внеурочной деятельности в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: познакомиться с организацией внеурочной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Выявить формы внеурочной деятельности младших школьников.
3. Рассмотреть требования к организации внеурочной деятельности в условиями внедрения новых ФГОС.
4. Познакомиться с методами педагогического исследования.
5. Разработать вопросы, провести опрос учителей начальных классов ОУ города Омска об организации внеурочной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальных классах…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие внеурочной деятельности в педагогической литературе………………………………………………………………………5
1.2. Формы внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………....9
1.3. Требования к организации внеурочной деятельности в условиях внедрения новых ФГОС…………………………………………………………………..13
Глава 2. Методы педагогического исследования………………………………….20
2.1 Опросные методы исследования…………………………………………20
2.2. Опытно-экспериментальная работа……………………………………....28
Заключение …………………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………..34
Приложения № 1….………………………………………………………………….36
Приложение № 2……………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Карымова 4.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Закрытыми называются вопросы, которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет себе, каким могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определенным, важным для изучения признакам. Преимуществами закрытых вопросов являются: возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставить ответы различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработки полученных данных.

Полузакрытый  вопрос отличается от закрытого тем, что, кроме предложенных вариантов  ответов, имеется своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка возможных альтернатив.

Существует  еще одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психолого-педагогических исследованиях,- вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый проставляет к каждому ответу соответствующие номера в зависимости от степени его значимости.

Анкетный опрос  доступный, но и наиболее беззащитный  от всякого рода субъективистских «рифов»  метод исследования. Его нельзя абсолютизировать, увлекаться «анкетированием» (В.И. Загвязинский). Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей. Иначе говоря, нельзя подменять изучение реальных фактов изучением мнения о них. При правильном применении анкетирование дает возможность получить достоверную и объективную информацию.

Экспертный  опрос

Одним из наиболее эффектных методов сбора информации и ее диагностики в педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимается не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждениях специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок.

Метод экспертного  опроса в педагогических исследованиях  применяется для решения следующих задач:

  • уточнения основных положений методики исследования, определения процедурных вопросов, выбора методов и приемов сбора и обработки информации;
  • оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно когда существует опасность их искажения;
  • более глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования характера изменений изучаемого педагогического явления;
  • подтверждения и уточнения сведений, полученных с помощью других методов;
  • анализа результатов исследования, особенно если они допускают различное толкование.

В каждом из упомянутых случаев экспертный опрос подчинен целям и задачам конкретного исследования и является одним из инструментов для сбора информации об изучаемом объекте. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.

Практика показывает, что чем больше экспертов оценивает, тем более точным является общий результат оценки. Тем точнее диагностируется уровень развития личности человека, группы респондентов. Учесть мнение всех экспертов по всем оцениваемым параметрам – задача трудная. С целью оптимизации обобщения мнений экспертов обычно применяются количественные  оценки. Экспертам предлагается выразить свое мнение в пятибалльной дискретной шкале. Применительно к оценке качества личности обычно применяют следующую шкалу:

5 – очень  высокий уровень развития данного  качества личности, оно стало  чертой характера, проявляется  в различных видах деятельности;

4 – высокий  уровень развития данного качества  личности, но проявляется оно еще не во всех видах деятельности;

3 – оцениваемое  и противоположное качество личности  выражены не рельефно и в  целом уравновешивают друг друга;

2 – заметно  более выражено чаще проявляется качество личности, противоположное оцениваемому;

1 – противоположное  оцениваемому качество четко  выражено и проявляется в различных  видах деятельности, является  чертой  характера личности.

Это самые общие  критерии для формализации мнений экспертов. В каждом конкретном случае при оценке тех или иных параметров определяются более конкретные и содержательные критерии.

В том случае, когда мнение экспертов выражается количественно, рассматриваемый метод  исследования нередко называют методом полярных баллов.

Метод экспертных оценок называют еще методом ГОЛ (групповой оценки личности). Когда же в роли эксперта выступает каждый член группы при оценке взаимоотношений между собой и другими респондентами, то метод экспертных оценок превращается в социометрическую процедуру, один из часто используемых способов [8].

В данном параграф мы рассмотрели методы исследования, которые помогают в социализации личности, анализе и принятии решений. Далее проанализируем организацию внеурочной деятельности в ОУ БОУ «Гимназия № 115».

 

 

 

 

 

 

2.2. Опытно-экспериментальная работа.

Для проведения эксперимента мы составили ряд вопросов, ответить на которые предложили учителям БОУ г. Омска «Гимназия № 115» (приложение № 2). Предложенные вопросы должны были помочь сформировать представление об организации внеурочной деятельности в начальных классах, развитии школьного самоуправления, взаимодействии с социумом. Было опрошено три учителя начальных классов. Полученные ответы позволили сделать вывод, что внеурочная деятельность в гимназии  достаточно организованна и разнообразна. Основной составляющей является многообразие традиций гимназии:

• Праздник «День учителя» - концерт для учителей

• Посвящение в гимназисты

• Конкурс «Золотое перо»

• Конкурсные  новогодние тематические представления

• Конкурс «Звезда гимназии» в начальной школе

• Фестиваль проектов патриотической тематики

• Конкурс инсценированной военно-патриотической песни

• Смотр песни и строя

• Линейка памяти, посвящённая герою России А.В. Печникову, выпускнику гимназии

• Поздравление ветеранов педагогического труда

• Благотворительные акции (сбор вещей, книг, канцтоваров для воспитанников детских домов, сбор сладких подарков для ветеранов Великой отечественной войны и труда)

• Сотрудничество с Советом ветеранов

• 8 марта – концерт для учителей силами юношей

• Праздник «Прощание с букварём»

• Предметные декады

• Школьная конференция НОУ

• Школьный интеллектуальный Марафон знаний

• Выпуск стенгазет к праздникам

• Ежегодный обмен школьниками с Берлинской гимназией Вернер-фон-Сименс

• Выезды классных коллективов за город, за границу

• Посещение театров с последующим обсуждением спектаклей (круглый стол)

• Праздник «Последний звонок»

• Выпускные вечера в 9, 11 классах

Широко развито  учебное  самоуправление «Страна  Лингвиния»,его органы создаются  и действуют с целью воплощения в жизнь демократического, государственно-общественного характера управления, реализации прав обучающихся на участие в управлении и уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации и свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Деятельность ученического самоуправления «Страна Лингвиния» основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, открытости и гласности, на изучении и учете общественного мнения.

В структуру  власти страны «Лингвиния» входят:

• Гимназическая Дума;

• Президент и правительство, в котором работают министры;

• Министерства: образования,

• культуры,

• иностранных дел,

• здравоохранения и спорта,

• социального развития,

• по связям с общественностью.

Страна «Лингвиния»  имеет свою Конституцию, свой герб и флаг, а так же  действуют средства массовой информации (радио-пресс-центр, газета «115 новостей»), клубы по интересам. Органы ученического самоуправления формируются в соответствии с законом «О выборах высшего должностного лица страны – президента и депутатов гимназической Думы» в сентябре каждого года. Но самое главное эта гимназия имеет тесную связь с Германией и ученики имеют возможность посещать учебные заведения заграницей  проводить тренинги, участвовать в форумах и т.д. Гимназия активно использует ресурсы социума, вовлекая во внеурочную деятельность клубы по месту жительства «Орленок» и «Факел», культурно-досуговые центры города, театры, музеи, муниципальные учреждения дополнительного образования, а так же  дома творчества округа и города, кружковая работа, спортивные секции, детские объединения, студии, творческие коллективы, спецкурсы.

Результативность  внеурочной деятельности гимназии  по представленным показателям достигается  за счет целенаправленной работы высоко профессионального, энергичного, психологически совместимого коллектива гимназии по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс; осуществлению ранней профилизации обучения; формированию у обучающихся исследовательских, ключевых, коммуникативных компетенций; усилению прикладного, практического характера школьного образования ;адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни; созданию индивидуальных образовательных маршрутов на основе факультативных занятий и спецкурсов, выстроенных по ученическим и родительским запросам; социально-психолого-педагогического сопровождению внеурочной деятельности.

Таким образом, во второй главе мы рассмотрели методы педагогического исследования, такие  как беседа, анкетирование и метод экспертного опроса, которым воспользовались для выявления организации внеурочной деятельности в БОУ г. Омска «Гимназия № 115».

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  проделанной работы на тему «Организация внеурочной деятельности в начальных классах» хочется отметить, что задатки творчества есть у каждого человека, но для повышения мотивации, активности и реализации необходимо создать условия и выбрать правильную форму деятельности.

Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно отметить, что одним и важных факторов развития способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников выступает воспитание, знание, умения и навыки, а так же самовоспитание, которое помогает учащемуся справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своей деятельности критично.

 Познакомившись с организацией внеурочной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы, мы также рассмотрели подробно формы внеурочной деятельности разнообразие которых способствует развитию коллективного творчества, формированию коммуникативных навыков, чувству ответственности, умению свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроках. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

Рассмотренные требования к организации внеурочной деятельности в условиями внедрения новых  ФГОС говорит о том, что идет всестороннее преобразование программ, создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

Также во второй главе мы познакомились с опросными  методами исследования, которые широко распространены в диагностики и помогли нам рассмотреть организацию внеурочной деятельности в ОУ БОУ «Гимназия № 115». Большая значимость этих методов определяется, во-первых организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод педагогического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных. Вместе с тем нельзя не отметить, что опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой факторы, связанные с деятельностью самого исследователя.

Информация о работе Организация внеурочной деятельности в начальных классах