Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:33, реферат

Краткое описание

Воспитательная система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Основными задачами воспитания в лицее являются:
– формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
– духовности и культуры;
– инициативности и самостоятельности;
– толерантности;
– способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22

 В практической части  своей курсовой работы я решила  рассмотреть организацию воспитательной  работы на примере одного из  учреждений начально-профессионального  образования.

Для этого я обратилась в «Профессиональный лицей №22 », который находится по адресу: ул.Белорусская

Когда я пришла в лицей, мне предложили обратиться за помощью к заместителю директора по воспитательной работе  Татьяне Ивановне.

Она оказалась очень доброжелательным и понимающим человеком и не отказала мне в помощи, хотя  и сказала, что такого рода информацию они вправе не предоставлять студентам без направления из университета.

Заместитель директора по воспитательной работе предоставила мне основные сведения о проведении учебно-воспитательной работы «Профессионального лицея №22 », которые я и собираюсь проанализировать в практической части своей курсовой работы.

 

2.1. Воспитательная  система лицея

Воспитательная система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

Цели и задачи.

Сегодня, я думаю, стало аксиомой то, что основной целью воспитательной работы является развитие личности ребенка. Этого же правила, конечно, придерживается и лицей. Основными задачами воспитания в лицее являются:

    • формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;

    • духовности и культуры;

    • инициативности и самостоятельности;

    • толерантности;

    • способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поставленные задачи направлены на то, чтобы в лицее господствовали доброжелательная и оптимистичная атмосфера, вера в силы и возможности каждого ребенка, чтобы каждый учащийся испытывал чувство защищенности, чтобы взрослый был не только учителем, дающим знания, но и воспитателем, создающим особую среду, раскрепощающую духовную сферу ребенка, развивающего его как на уроке, так и после. Все эти задачи в профессиональном лицее успешно реализуются в группах.

Одной из основных задач лицея является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. По моему мнению, это очень актуально на сегодняшний день. Ведь что такое группа - это психологическая общность, ей присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы лицея.

Огромная роль в лицее принадлежит мастерам производственного обучения (п/о). Они все делают для того, чтобы студент получал профессию с удовольствием и не разочаровался в ней. Именно мастера п/о погружают студента в интересный мир кулинарного искусства.

Классные руководители тесно сотрудничают с мастерами п/о, старшими мастерами - посещают практику, где работают их студенты, принимают активное участие в разрешении конфликтных ситуаций на практике. Я думаю, что сохранение контингента группы, умелое применение воспитательных мер - это показатель хорошей работы классного руководителя.

В профессиональном лицее №22 классными руководителями успешно применяются методы для становления и развития коллектива группы.

Это, прежде всего:

  • включение группы в подготовку и реализацию общеучилищных дел, акций, событий. Все без исключения группы активно участвуют в течении учебного года во всех проводимых мероприятиях лицея;

  • организация и проведение коллективно-творческих дел внутри группы. В лицее проводятся уроки вне расписания, обсуждаются различные вопросы, например, такие как «Только в партнерстве мы сделаем больше», «Лучше самая маленькая помощь, чем большое сочувствие»; диспуты «Давление среды» (наркомания, курение, алкоголизм); дискуссии на тему «Наркотики и здоровье» и др.;

  • формирование субкультуры в группе (обычаи, традиции, ритуалы). Классные руководители проводят индивидуальные беседы, огоньки-поздравления, традиционные беседы из цикла «Посидим, поговорим» (об успехах на практике, размышления  о милосердии);

  • организация культурно-нравственной деятельности в группах. Преподавателями организуются экскурсии на ведущие предприятия массового питания г. Тулы, посещения музея-усадьбы «Ясная поляна», «Тульские древности», художественного музея; посещение кондитерской фабрики «Ясная поляна», кафе «Шоколад», музея кондитерского и пряничного дела;

  • организация и проведение классных часов. Проведение данной формы воспитательной работы, несомненно, обогащает сознание учащихся знаниями о природе, обществе, человеке; формирует у учащихся умения и навыки мыслительной и практической деятельности; содействует становлению индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

  • целенаправленная работа с родителями. На мой взгляд, сегодняшнее время требует сформировать конструктивный характер общения родителей с лицеем и лицея с родителями. Что предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Лицей - лишь один из институтов воспитания, он не может решать все проблемы воспитанников, поэтому роль родителей непременно важна.

Организация работы с родителями в лицее строится в соответствии со следующими целями:

1) просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Здесь активно используется такая форма работы как родительское собрание. Темы собраний не сводятся только с ознакомлением родителей об успеваемости, посещаемости и дисциплине. Темы подобраны грамотно и целенаправленно. Одни из них это - «Воспитание здорового в нравственном и физическом отношении человека», «Как наладить общение с ребенком в семье», «Любовь в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка» и др.:

2) консультативная - совместный педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения учебных навыков. Многие классные руководители проводят тестирования, анкетирования среди родителей; во всех группах используется такая форма работы как «телефон доверия», работает консультативный пункт для родителей, проводятся вечера вопросов и ответов;

3)  коммуникативная - это обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, взаимодействия детей и родителей. В лицее проводятся совместные собрания детей и родителей; приглашения родителей для выступления перед учащимися группы о своей профессии; мини-сочинения о своих детях на собраниях, участия родителей в общелицейском родительском комитете и др. формы работы.

Воспитательная работа лицея включает в себя различные виды деятельности. Это:

      • интеллектуальная;

      • познавательная;

      • трудовая;

      • художественная;

      • творческая;

      • физкультурно-оздоровительная.

Я пришла к выводу, что реализация данной деятельности должна осуществляться при выполнении следующих условий: организация интересной внеурочной работы; использование в работе опыта родителей; развитие сотрудничества между учащимися, педагогами, мастерами п/о и родителями.

 

2.2. Приоритетные  направления воспитательной работы

Большое внимание в лицее уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Что, я считаю, очень важно, т.к. в нем объединены: гражданское, правовое, патриотическое, семейное воспитание. Воспитывать патриотизм на лозунгах документальных фактах не принесет желаемого результата. Только активное включение воспитанников в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания.

В лицее №22 проводятся следующие виды деятельности, которые способствуют воспитанию истинного гражданина:

  1. экскурсии учащихся лицея в музей Боевой Славы ТАИИ, воинских частей;

  1. встреча учащихся лицея с военнослужащими;

  1. традиционные встречи учащихся лицея с воинами ВОВ, Чеченской, Афганской войн;

  1. Вахты Памяти, участие в районных, городских, областных возложениях к братским захоронениях;

  1. проведение военно-спортивного праздника для юношей «Мы парни бравые», посвященного Дню Защитника Отечества;

  1. проведение традиционных литературно-музыкальных композиций, посвященных Дню Победы.

Не последнее место в воспитательной работе лицея отводится профилактике употребления психотропных средств, работе по правовому воспитанию и профилактике правонарушений.

Я думаю, что такие профилактические мероприятия необходимы и очень важны, т.к. способствуют формированию у учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ; раннему выявлению и диагностики наркозависимости.

В профессиональном лицее используются следующие формы работы:

  • выступления психологов центра помощи молодежи «Шанс», валеоцентра перед учащимися и родителями;

  • лекции специалистов-врачей по наркозависимости молодежи;

  • проведение в группах классных часов, бесед откровения по данному направлению;

  • проведение анкетирования среди учащихся лицея с целью выявления отношения молодежи к наркотическим веществам;

  • проведение цикла этических бесед по проблеме наркомании «У книжной полки» в библиотеке лицея;

  • проведение родительских лекториев по теме «Что делать, если ваш ребенок принимает наркотики»;

Для более успешной работы классные руководители изучают личность каждого учащегося и выявляют причины неадекватного поведения подростков.

  • проведение классных часов, бесед, диспутов в группах по правовой культуре;

  • привлечение «трудных» детей к общегрупповым, общелицейским мероприятия.

В лицее создан совет по профилактике правонарушений, где рассматриваются вопросы неадекватного поведения детей, профилактические мероприятия. У зам. директора по воспитательной работе ведутся списки учащихся, состоящих на внутрилицейском учете.

Разнообразны, на мой взгляд, в лицее и формы работы в направлении нравственного воспитания. Во всех группах проводятся классные часы, беседы, разговоры-обсуждения, встречи с интересными людьми.

Основная задача проводимых мероприятий - это воспитание всесторонне развитой личности, развитие творческого потенциала учащихся, их научных, художественных, технических, спортивных, организационно-коммуникативных навыков. Особое внимание в лицее уделяется формированию ценностных ориентаций учащихся в процессе самодеятельного творчества. Этой работе активно  способствуют все звенья: педагог дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе, библиотека лицея, художник, хореограф и др. Именно во взаимоотношениях в коллективе, в процессе художественной деятельности у учащихся формируются ценностные ориентации. Художественная деятельность в коллективе выступает и как средство удовлетворения художественных потребностей, и как одна из форм общения, и как путь к самоутверждению и самовыражению личности.

Формирование здорового образа жизни - одно из наиболее важных направлений воспитательной работы. Разнообразны формы подачи занятий физической культурой в лицее: урок-соревнование, сюжетный урок, контрольный урок, уроки на открытом воздухе. В лицее создан физкультурный актив.

Спортивно-массовая и оздоровительная работа в лицее обширна.

Ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки учащихся (это подтягивания, прыжки с места, метание гранаты и др.). Идет отбор учащихся-спортсменов и комплектуются сборные команды (по волейболу, баскетболу, настольному теннису) для участия команд в областной спартакиаде.

Данная работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой жизнедеятельности детей.

Одним из направлений воспитательной работы в лицее является ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - это явление, безусловно, сложное, требующее длительной работы педагогического и ученического сообщества. В ситуации самоуправления детей педагоги не должны вмешиваться в межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако в профессиональную обязанность педагога как воспитателя входит диагностика состояния этих отношений. Педагоги должны оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной позиции.

Информация о работе Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22