Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:33, реферат

Краткое описание

Воспитательная система лицея представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов: цели, деятельность, обеспечивающая их реализацию, субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие, отношения, внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Основными задачами воспитания в лицее являются:
– формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания;
– духовности и культуры;
– инициативности и самостоятельности;
– толерантности;
– способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении способствует формированию у учащихся умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Основными задачами самоуправления учащихся являются:

    • защита прав;

    • приобретение лицеистами навыков организаторской, управленческой, юридической и других видов деятельности;

    • совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

В лицее № действует лицейский совет «Мы», деятельность которого сводится к следующему:

      1. Участие учащихся в педсоветах;

      1. Поддержка и помощь в реализации инициативы лицеистов;

      1. Помощь в подготовке и проведении общелицейских мероприятий;

      1. Разрешение конфликтов между педагогами и учащимися;

Самоуправление способствует воспитанию инициативных, сильных, целеустремленных личностей, хозяев своей собственной жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, решены следующие задачи исследования:

    • проанализировано понятие организации воспитательного процесса в системе НПО, выявлены его особенности;

    • рассмотрены условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;

    • изучена техника планирования воспитательной работы, ее задачи и принципы;

    •  проанализированы основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО;

    •  выявлены современные социально-педагогические тенденции организации воспитательного процесса в начально-профессиональных учебных заведениях.

Цель написания курсовой работы достигнута - была изучена организация воспитательного процесса в учреждениях НПО, выявлены тенденции и факторы, повышающие ее эффективность.

Таким образом, подводя итог практической и теоретической части моей курсовой работы, можно сделать вывод, что организация воспитательного процесса в учреждениях НПО должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа должна проводиться усилиями всех участников образовательного процесса: администрации, классными руководителями, мастерами п/о, учащимися и родителями.

В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.

Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, использования потенциала семьи, средств массовой информации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904с.

  1. Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000

  1. Бутко Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003

  1. Бутко Е.Я. «Образовательные и экономические стратегии учреждений НПО» Экономика образования  №4 2004

  1. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога» Профессиональное образование №10 2002

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001

  1. Радовская А.И. «Система начального профессионального образования -инновационное развитие» Профессиональное образование №5 2001

  1.  Рыкова Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003

  1.  Якуба Ю.А. «Систематизированный сборник нормативных документов»

            М. Академия, 1999

  1.  Ферцев А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005

  1.  Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.

  1.  Секретёв М.А. «Опыт и проблемы воспитания учащихся учреждений НПО» Профессиональное образование №2 2006

  1.  Маленкова Л.И. «Методика и техника планирования воспитательной работы» Народное образование №1 2006

  1.  Куприянов Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002

  1.  Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика №5 2002

  1.  Степанов Е.Н. «Воспитательная система образовательного учреждения» Классный руководитель №8 2001

  1.  Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с.

 

 

Приложение №1

 

Работа по формированию культуры молодого рабочего осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также во внеучебное время. Это сложный процесс, предполагающий целостность, взаимосвязь всех разделов, факторов, условий, компонентов и средств. В зависимости от профиля начального профессионального учебного заведения делается выбор приоритетного направления. Основополагающим в формировании культуры может быть любой предмет гуманитарного цикла. Однако в течение длительного времени во многих профессиональных лицеях преподавался курс под названием «Культура молодого рабочего». В этом курсе представлены все подходы к формированию культуры молодого рабочего.

В ходе формирования личности учащегося особая роль принадлежит интеграции элементов культуры, т.е. объединению всех составляющих частей культуры в целое.

Такими составляющими являются: профессионально-трудовая, психологическая, политическая, конфессиональная, экономическая, правовая, эстетическая, физическая, умственная, нравственная культуры. Все названные элементы культуры личности молодого рабочего находятся в тесном сочетании. Автономность какого-либо из элементов следует исключать, т. к., по моему мнению, речь может лишь идти о мере сочетания всех этих элементов в общекультурном масштабе личности.

Человек не рождается с набором культурологических качеств, есть только большая или меньшая генетическая предрасположенность к их развитию. Поэтому формирование культуры молодого рабочего становится одной из генеральных целей профессиональной школы. [1-с.468]

Очевидно, только интегрированная культура может способствовать формированию личности учащегося и устойчивости его профессиональной судьбы по следующим показателям:

  • высокая конкурентоспособность воспитанника начальной профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников за обеспечение рабочим местом;

  • складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого;

  • способность и опыт осмысливать и оценивать различные явления жизни, в которые вовлечены молодые люди в период, когда они воспринимают их остро и болезненно в силу своего возрастного психологического максимализма;

  • умение видеть в учебных предметах не только стандартизированные идеи, узконаучные связи, но и значительность их общекультурного смысла.

[1-c.470]

Культура личности молодого рабочего не абстрактное состояние его души, действий, облика. Во всем этом отчетливо просматривается воспринятый и пережитый опыт осмысления фактов, ситуаций. Формируя культуру молодого рабочего особое внимание сегодня, я думаю, нужно уделять вопросам истории искусства, тенденциях и явлениях развития художественной культуры, науки, производства. Необходимо стремиться к тому, чтобы молодой рабочий был всегда востребован отечественным производством как духовно богатая, творчески инициативная и развивающаяся личность.

 

Приложение №2

 

В учебном заведении следует соблюдать следующие условия, способствующие самовоспитанию:

  1.  проводить диспуты, беседы, конференции по вопросам

самовоспитания, пропагандировать образцы работы над собой передовиков производства;

  1. обсуждать проблемы самовоспитания при подведении итогов дня и определение задач на следующий день;

  1. развивать критику и самокритику, поддерживать взаимную требовательность учащихся к друг другу;

  1. вовлекать учащихся в различные кружки, секции, т.е. в конкретные виды деятельности;

  1. организовывать выставки, стенды и прочие наглядные средства, раскрывающие сущность самовоспитания.

 

 

Приложение №3

 

1.  Соответствие содержания  плана положениям основных нормативных  документов (закон РФ «Об образовании»  государственные образовательные  стандарты, Устав учебного заведения  и т.д.)

2. Актуальность плана  предусматривает отражение в  нем важных событий в жизни  государства и общества, реакцию  на существующие сегодня острые  проблемы. План    должен учитывать  такие наиболее важные проблемы, вмещающиеся в деятельность учебного  заведения.

3. Развитость направлений  и форм плана предполагает, что  в него включены основные направления  содержания воспитания, при составлении  предусмотрено разумное соотношение  словесных и практических дел.

4. Целесообразность плана  предлагает педагогическую обоснованность  всех   проводимых  мероприятий: для чего,  ради чего и для  кого проводится то или иное  дело, как учтены особенности  развития коллектива, его традиции.

5. Конкретность плана  означает, что в него включены  практические дела, за которые  первоначальную ответственность  несут те или иные лица и  которые проводятся в строго   определенные сроки. Общие формулировки (например, оказание помощи активу,   повышение качества трудовой  деятельности, беседа об успеваемости  и дисциплине и т.д.),   никого  и ни к чему не обязывающие, являются серьезным недостатком  плана и должны решительно  корректироваться.

  6. Реальность плана  предусматривает правильный отбор  и равномерное по времени распределение  дел, необходимых и достаточных  для решения воспитательных задач. Следует иметь в виду, что при  обилии мероприятий снижается  возможность качественной их  подготовки, а значит, и результаты  будут соответствующими.

7.  Единство цели и  средства воспитания означает, что  поставленной цели должны правильно отвечать правильно отобранные дела. Если, например, в разделе  «патриотическое воспитание» сформулирована цель - воспитывать  чувство долга и ответственности перед Родиной, и планируются такие мероприятия, как встреча с воинами Российской армии, подготовка вечера «День защитника Отечества», посещение выставки и т.п., то такой выбор является педагогически обоснованным. Если же в разделе «Нравственное воспитание» преподаватель планирует встречу с юристом или поход в драматический театр, то такой выбор мероприятий явно неудачен.

8. Календарная последовательность  плана предусматривает, что все        воспитательные мероприятия должны  планироваться в хронологической  последовательности.

Информация о работе Организация воспитательной работы в профессиональном лицее №22