Организация воспитательной работы с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:32, реферат

Краткое описание

По мнению социологов, за последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства.
Количество детей-сирот на сегодняшний день в стране близко к их количеству в послевоенное время. В России по данным 2013 года находится 1500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В1996 году выходит закон № 159  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который регулирует социальную поддержку детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В этом законе четко прописаны такие определения, как: «дети­сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». В нем очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей, оставшихся без попечения родителей и детей­сирот.  Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Им предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.

На сегодняшний день система  государственной помощи детям – сиротам предусматривает их устройство на воспитание в семьи, под опеку, на усыновление, детские дома семейного типа, и учреждения интернатского типа.

Дети, находящиеся на попечении государства, распределяются в: дома ребенка (ясельный и дошкольный возраст), детские дома и школы ­ интернаты общего типа; школы – интернаты – специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I ­ VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (физического и умственного) и дома – интернаты для детей – инвалидов.

Проблема социального сиротства

 

Чтобы понять, чем должен отличаться процесс воспитания сирот, от процесса воспитания других детей для начала следует разобраться с тем, какой отпечаток откладывает сиротство на ребенка, какие проблемы возникают у детей, выросших без родителей.

В первую очередь социальное сиротство наносит прямой вред здоровью, социальному и психическому развитию ребенка, растущего без попечения родителей.

Около 60% детей, воспитывающихся в детских домах, имеют тяжелую хроническую патологию, преимущественно центральной нервной системы или относятся к III – V группам здоровья.

Почти 55% отстают в физическом развитии. И только 4,7% относятся к группе детей практически здоровых.

Тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У ребенка, растущего не в семье, а в условиях интерната снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. Могут развиваться чувство тревоги, неуверенность в себе, отсутствие интереса по отношению к окружающему миру. Также у ребенка ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия, эмоциональная регуляция, и, как результат, запаздывает интеллектуальное развитие по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье.

Чем раньше ребенок лишается родительского попечения, чем дольше и в большей изоляции находится он в интернате, тем больше страдает его психологическое развитие по всем направлениям.

Основным приобретаемым в этих условиях дефектом является задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

Как показывает статистика, 85 – 92% выпускников детского дома не способны к обучению 

программе общеобразовательных школ. Среди детей, воспитывающихся в семьях, доля лиц с задержкой умственного развития не превышает 8 – 10%.

Кроме задержки интеллектуального  развития, также у ребенка может  сформироваться комплекс сложных нарушений  в эмоциональной сфере. Обычно это  проявляется в обеднении эмоциональных проявлений, сложностей в общении, пассивность, быстрая утрата побудительных мотивов.

Недостаток эмоциональной жизни в сиротских учреждениях не может не отложить свой отпечаток на дальнейшую жизнь.  В более старшем возрасте у ребенка,  выросшего в учреждении для сирот, могут возникать разные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. Они могут проявляться в понижении активности, апатии, отсутствии интереса к людям и человеческим отношениям, или наоборот в гиперактивности, вызывающему поведению в обществе для привлечения к себе внимания, уход в асоциальную и криминальную деятельность.

Создание условий в детских  домах, при которых ребенок смог бы развиваться без серьезных  нарушений в эмоциональной сфере, является важной задачей для всего общества. Ведь, по данным исследований НИИ детства Российского детского фонда, через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжем, каждый пятый – преступником, каждый десятый – совершает самоубийство.

В целом, большинству учащихся школ-интернатов свойственна некая ассоциальность. Большинство выпускников сиротских учреждений социально и психологически неадаптированы к самостоятельной жизни. Многим из них свойственны такие качества, как: инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности, замедленное самоопределение, неспособность к выбору своей судьбы, а главное – непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности и экономики.

Столь многочисленные расстройства в  психическом и физическом здоровье детей-сирот вызваны разными причинами. Среди воспитанников интернатов встречается  много детей с тяжелой наследственностью. В детских домах растет количество детей-сирот, страдающих врожденными психическими и невралгическими заболеваниями, например умственной отсталостью или шизофренией. Много таких детей, родители которых страдали алкоголизмом, иногда наркоманией.

Доказанный факт, что очень часто  на детях негативно сказывается нежелание матери вынашивать ребенка. У матерей, заранее решившихся отказаться от ребенка, во время беременности отмечаются психические нарушения: депрессии, истероформные реакции, психовегетативные нарушения.

Постоянный стресс приводит к нарушениям сенсорных, обменных, гуморальных взаимодействий между матерью и ребенком, что  отрицательно сказывается на его развитии. Увеличивается риск родить недоношенного ребенка. А недоношенность, малая масса и довольно часто сопровождаемые ими церебральные повреждения приводят к нервно-психической патологии у детей в 47 – 60% случаев.

 Именно поэтому, детей,  родившихся от нежелательной беременности, включают в группу риска по психической патологии. Эти дети требуют особого внимания и интенсивных медицинских, психологических и педагогических мероприятий для профилактики с младенчества.

Негативный отпечаток накладывает на психологическое здоровье многих детей-сирот опыт проживания в неблагополучной семье, где они были лишены родительского попечения. В таких семьях дети часто проживают в условиях вопиющего социального неблагополучия: низкого материального уровня, отсутствия нормального питания, пьянства родителей, скандалов, драк, иногда проживания с психически нездоровыми родственниками.

В таких семьях дети часто подвергаются жестокому обращению и насилию. Они не получают необходимой им ласки  и любви, нормального питания, подвергаются истязаниям. Многие из них уходят из дома. В таких условиях у них формируются неврологические расстройства, отставание в психическом развитии, мозговая дисфункция, эмоциональная неустойчивость, нарушения познавательной деятельности.

И, пожалуй, одним из наиболее мощных патогенных и факторов для ребенка является насильственный отрыв его от родителей и передача в интернат. Наличие родительской семьи является для ребенка главным условием полноценного психического и эмоционального развития.

Изъятие ребенка из семьи способствует развитию психических расстройств. Последствия этого действие тем  тяжелее переноситься ребенком, чем  раньше его забирают от матери и  чем дольше воздействует этот фактор отрыва.

Если ребенка забирают в раннем возрасте, это приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание речевом развитии, недостаточное развитие мимики и др.) А затем и нарушения в эмоциональной сфере, описанные выше.

Разлука младенца с матерью приводит к негативным последствиям в интеллектуальном развитии и формировании личностных функций, которые, как правило, не поддаются исправлениям.

Как правило, в детские дома поступают  дети, давно лишившиеся родительской заботы и страдающие от психической депривации (недостаточность системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции). В раннем возрасте при прекращении депривации, состояние ребенка нормализуется, но негативные последствия могут сказаться, например, на развитии речи, даже если депривация была прекращен до того, как ребенку исполнился год. Но, в целом, чем раньше снимается дипревация, тем благополучней будет его дальнейшее развитие. Считается, что к серьезным и даже необратимым последствиям может привести депривация ребенка до возраста старше одного года. 

Хочется обратить внимание еще на одну особенность. В ходе анализа  изученного материала на себя обращало внимание следующее противоречие. Казалось бы, в детском доме, где дети с  детства поневоле находятся в ситуации постоянного контакта друг с другом и с взрослыми, следовало бы ожидать от них коммуникабельность, умение решать коллективные задачи, находить компромисс. Однако, большинство воспитанников детских домов наоборот испытывают трудности в общении. Они менее успешны в решении конфликтов, чем учащиеся обычной школы.

Чтобы понять причины, из-за которых возникают вышеуказанные проблемы у воспитанников детского дома, недостаточно указать на ограниченность и узость их контактов со взрослыми с одной стороны, и наоборот высокую интенсивность общения со сверстниками с другой.

Важно учитывать, что в интернате  для детей-сирот ребенок общается постоянно с одной и той  же ограниченной группой сверстников, причем даже при желании сменить  эту группу на другую, как это довольно часто делают обыкновенные ученики школы, он не может.  Все равно придется жить вместе с представителями этой группой и волей-неволей общаться. Принадлежность к определенной группе безусловна. Поэтому между детьми складываются отношения больше похожие не на дружеские, а на родственные, как между братьями и сестрами.

Такая принужденность в общении со сверстниками имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны заключаются в эмоциональной стабильности и защищенности. Здесь группа сверстников становится аналогом семьи.

Отрицательные состоят в том, что  подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного общения.

Особенности картины общения со сверстниками у воспитанников детских  интернатов прослеживаются уже в  дошкольном возрасте. У них гораздо  слабее выражены контакты, они малоэмоциональны, однообразны, сводятся к простым  указаниям и обращениям. Особенно это хорошо видно на фоне детей общения детей, выросших в семьях, в детском саду.

В основе отставания у детей-сирот лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком.

Важно также отметить, что полноценные, эмоционально насыщенные контакты не формируются у воспитанников детского дома и тогда, когда дело касается их родных братьев и сестер.

Теперь, ознакомившись с проблемами, возникающими у воспитанников детских  домов и причинами их появления, можно перейти к самому процессу воспитательной работы с детьми-сиротами.

Воспитательная работа с детьми-сиротами

 Психическое развитие ребенка является единством двух необходимых факторов:  биологического и социального. Каждый возрастной этап присвоения человеческого опыта проходит по-своему и определяется степенью биологического созревания.

У ребенка усвоение общественного  опыта происходит в процессе активной деятельности: игра, учения, общения, предметной деятельности и др.

В то же время особенно важно для анализа процессов развития то, что по своему строению деятельность ребенка может быть качественно различной, причем та или иная форма ее организации складывается не самопроизвольно и зависит от определенных условий.

В число таких необходимых для  психологического развития жизненных условий входит общение. С самого раннего этапа онтогенеза оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.

В соответствии с последовательной сменой возрастных этапов развития ребенка,  первоначально действия, воспроизводимые ребенком совместно с родителями, а затем его действия по подражанию взрослому уступают место самостоятельной деятельности, а со временем приобретают характер творческой деятельности.

Для психического развития ребенка необходима своевременная перестройка на каждом возрастном этапе. На раннем этапе развития ребенка, его эмоциональное общение со взрослым возникает на основе совместных действий, который, как правило сопровождаются ласковыми словами и улыбками.  Дальше это взаимодействие переходит в предметное, затем деловое и речевое общение.

Персонал, работающий с детьми в  детских домах, редко знает и  использует эти виды взаимодействия с ребенком. Обычно воспитатели используют вперемешку все виды общения, не учитывая возраст ребенка. И, чаще всего, это общение не носит личностно-ориентированного характера, что отрицательно сказывается на развитии ребенка и в дальнейшем может вызвать  у него различные социальные проблемы. 

Ключевой  фигурой  в  организации педагогического процесса всегда был, есть  и  будет педагог.  Значимость его  в  жизни  ребенка в  условиях  учреждения интернатного  типа гораздо больше,  чем значимость просто воспитателя  в  детском саду или учителя в школе.

В учреждениях данного типа, как правило, воспитывается неоднородный контингент детей. Часто, в одну группу объединяют детей с нормальным развитием и с задержкой речевого и психического развития, детей, изъятых из неблагополучных семей, перенесших тяжелые стрессы. К тому же в группу часто  входят дети разных возрастов.

Для работы с такой группой педагог  должен обладать не только педагогической компетентностью, но и владеть основами психологии, дефектологии, патопсихологии.

Информация о работе Организация воспитательной работы с детьми-сиротами