Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации и методики закрепления знаний студентов на уроках по дисциплинам и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы закрепления знаний в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность студентов и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты организации методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин как педагогическая проблема
Понятие закрепления знаний и его функции
1.2 Особенности организации закрепления знаний на уроках специализированных дисциплин
Исследование особенностей методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин
Способы организации закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин
Разработка урока закрепления знаний по теме «Конструирование женского и мужского плечевого изделия».
Методические рекомендации по организации закрепления знаний на уроках специальных дисциплин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 - Классификация геометрических объёмных форм в женской одежде
Приложение 2 - Сборочные конструктивные единицы женской блузки
Выполняя самостоятельные работы, студенты используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, приобретают умения решать новые для них проблемы познавательного и практического характера.
Одним из типичных видов самостоятельных работ является выполнение заданий по систематизации изученного материала, способствующих формированию у студентов способностей к обобщению и усвоению системы знаний. Такие работы целесообразно оформлять в виде таблиц, которые служат одновременно заданием и рабочим материалом.
Распространенным видом самостоятельных работ является решение продуктивных задач, требующее от студентов определенных мыслительных усилий. Продуктивные задачи бывают количественными и качественными. Количественные продуктивные задачи - это в основном задачи, условия которых содержат не все исходные данные для их решения. Студентам необходимо определить, какие данные нужны дополнительно, где их найти, какую использовать справочную литературу, таблицы, стандарты и т.п.
Большинство продуктивных задач - качественные, т.е. задачи-вопросы. Основные виды качественных продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, сборки, наладки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, процессов, эффективности и т.п.); на определение (причинно-следственных зависимостей); на объяснение (явлений, процессов, принимаемых решений и т.п.). При изучении специальных предметов широко применяются самостоятельные работы по планированию (проектированию) профессиональной деятельности. Наилучших результатов добиваются те преподаватели, которые обучают студентов планировать технологические процессы в тесном контакте с мастерами, по единой системе и методике, чтобы студенты имели возможность на практике проверить результаты своего творческого труда.
Важное значение в решении этой задачи играют методы обучения. Проектный метод - востребованный и эффективный метод закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин.
При подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, связанным со сферой обслуживания, типичным видом самостоятельных работ является решение творческих задач на принятие решений в различных производственных ситуациях.
Результативность упражнений и самостоятельных работ студентов во многом зависит от руководства преподавателя: он определяет цепь работы, выдает задания, формулирует познавательные задачи, планирует порядок выполнения работ, регулирует их сложность и трудность, руководит деятельностью студентов, контролирует и оценивает ее.
Большое значение имеет характер помощи, оказываемой студентам. Наблюдая за студентами, не следует вмешиваться в их работу, когда в этом нет необходимости. Помощь преподавателя должна быть своевременной: поспешность, излишняя опека лишает студентов инициативы, а запоздалая помощь зачастую приводит к грубым ошибкам и закреплению их. Не следует давать студентам готовые указания, как исправить ошибку. Нужно добиться, чтобы они сами нашли способ устранения и предупреждения ее. Следует всегда помнить, что чувство эмоционального подъема, которым сопровождается самостоятельное выполнение трудного задания, способствует воспитанию волевых качеств и целеустремленности.
В процессе упражнений и самостоятельной работы студентов необходимо умело сочетать фронтальную и индивидуальную работу, выдавая наряду с общегрупповыми заданиями дифференцированные. В ряде случаев работу студентов целесообразно строить аналитико-синтетическим путем: расчленить сложное задание на элементы и провести упражнения по овладению ими, после чего студенты приступят к выполнению всего задания. Очень важно при выполнении упражнений и самостоятельных работ приучать их к самостоятельности. Для этого нужно приучать студентов самостоятельно обращаться к справочникам, учебникам, записям в тетрадях, поощрять вопросы к преподавателю, стремление до конца уяснить суть изучаемого.
Упражнения и самостоятельные работы могут занимать на уроке различное место. Как правило, они проводятся после изложения или самостоятельного изучения нового учебного материала. Они могут проводиться и в начале урока, одновременно выполняя функции актуализации, а также в ходе изучения нового учебного материала как средство попутного закрепления и углубления знаний и умений. Все зависит от содержания, дидактической цели урока, его места в системе уроков, от педагогического замысла преподавателя. Однако в любом случае не следует жалеть времени на самостоятельную работу студентов. В комбинированном уроке на этот элемент в среднем отводят до 25-30% времени. На специальных уроках закрепления и совершенствования знаний и умений упражнения и самостоятельные работы студентов составляют их основу.
2 . Исследование особенностей методики закрепления знаний студентов на уроках специальных дисциплин
2.1 Способы организации закрепления знаний студентов на уроках конструирования
С целью закрепления знаний студентов на уроках конструирования по специальности «Дизайн одежды» используются различные формы и методы работы: устный опрос, дидактические тесты, построение чертежей конструкции на основе своих данных, упражнения-тесты, задания-практикумы.
Например, для проведения фронтальной беседы со студентами с целью закрепления знаний можно использовать организацию работы в форме словарного диктанта:
1. Словарный диктант. Подобрать
к определениям
1) «… – это плоскостное изображение, воплощение на бумаге или картоне замыслов художника».
2) « … заключается в разработке чертежей деталей изделия и изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива одежды».
3) « … – разработка или выбор фасона, который воплощается в эскизах и моделях одежды».
4) « … – это прием художественного конструирования, позволяющий проверить проектные предложение объемных изображениях определенного масштаба — макетах и моделях».
5) «… – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства».
6) «…–чертёжный инструмент для построения или проверки кривых».
Эталон: эскиз (1), конструирование одежды (2), моделирование (3), моделирование одежды (4), художественное конструирование (5), лекало (6).
2. Какие измерения нужны для построения мужского и женского плечевого изделия.
3. Расскажите о правилах снятия мерок.
На занятиях преподавания конструирования при закреплении знаний применяются тесты учебных достижений. Они состоят из заданий по выявлению того, владеют ли студенты требованиями учебной дисциплины. В них представлены задачи и задания различных уровней сложности: от простых до очень сложных. Среди заданий могут быть задания: 1) с выбором ответа; 2) бинарные (да или нет); 3) на заполнение пропусков; 4) со свободно конструируемым ответом (такие тесты для студентов оказываются наиболее трудными) и др.
Существуют различные способы предъявления тестов студентам.
1. На печатной основе. На отдельных листах или в брошюре помещены тестовые задания, по каждому из них студенты фиксируют свои ответы.
2. С помощью компьютера. Здесь на каждый монитор в произвольной последовательности выдаются тестовые задания.
3. Вербально. Преподаватель диктует вопросы или задания, а студенты фиксируют свои ответы в тетради или на отдельном бланке.
4. На классной доске. Ответы студенты фиксируют в тетради или на отдельном бланке.
По месту в учебном процессе и целям применения тесты дифференцируются на диагностирующие, входные, выходные, промежуточного контроля, итоговые.
Диагностирующий тест служит для выявления степени готовности студентов к изучению новой темы.
Входной тест – это тест, который проводится в начале учебного занятия. В него включаются вопросы и задачи по учебному материалу предыдущих занятий и связанному с новой темой.
Выходное тестирование проводится в заключение урока. По содержанию этот тест соответствует целям занятия.
Тестирование в процессе промежуточного контроля проводится на специальном, завершающем занятии отдельного раздела. Совокупность заданий теста отвечает тех учебных действий, которыми студенты должны овладеть в процессе изучения материала одного раздела.
Например, с целью уточнения и закрепления искусствоведческих знаний студентов предлагается диагностирующий тест
1 вариант
1. Подберите к тексту правильный термин определения понятия:
а) … – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
б) … – изображение, в котором запечатлен внешний облик конкретного человека, его индивидуальные черты.
в) … – специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды.
Как правило, тестовые задания имеют специфическую форму в зависимости от контролируемого уровня усвоения содержания. Для быстрой проверки теста подготавливается эталон. Желательно также разрабатывать специальные критерии по оценке теста, сопоставимой или переводимой в десятибалльную шкалу.
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу преподавателя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии занятия. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество студентов. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:
1. Репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от студентов требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу,
2. Сравнительные
- направленные на отработку
3. Логически-поисковые
- эти задания позволяют дать
анализ фактов, событий, понятий
учебного материала, путем
4. Ассоциативно-сравнительные
- предполагают активную
5. Обобщающие - предусматривают
умение выявлять причинно-
Педагог сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и задач урока. К изготовлению карточек-заданий применяются эстетические требования. Как правило, они изготавливаются на плотной бумаге печатным способом. Возможно иллюстрирование материала при необходимости. Графические изображения и текст на карточках должны выполняться четко, аккуратно, с соблюдением требований стандартов и не иметь избыточной информации.
Таким образом, мастерство преподавателя, его умение привить студентам прочные знания в значительной мере определяется правильной организацией их закрепления. Закрепление обеспечивает запоминание, прочность усвоенных знаний. И здесь опять очень важным моментом является активизация мыслительно-познавательной деятельности студентов.
Одним из способов закрепления является повторение. Но нет смысла повторять одно и тоже в одинаковой форме. Это рассеивает внимание студентов, снижает интерес к изучаемому материалу. Чтобы студент работал активнее, увлеченно, следует так изменить постановку вопроса, чтобы одну и ту же идею преподнести совсем в другом виде.
Закрепление знаний на уроках специальных дисциплин можно провести практически. В процессе совместной работы начинается оживленная дискуссия, - закрепление проходит осмысленно и плодотворно.
2.2 Разработка урока закрепления знаний по теме «Конструирование женского и мужского плечевого изделия».
Тема занятия: «Разработка модельных конструкций женской и мужской одежды по заданному эскизу».
Цель: обобщение и закрепление знаний полученных на занятиях по конструированию и моделированию одежды, формирование творческих способностей студентов в ходе обучения проектированию.