Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Зелениной.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

 

 Очень ценно  в этом смысле задание ученикам  – привести собственные примеры  изучаемых явлений, законов, закономерностей,  причинно-следственных зависимостей. В таком случае закрепление  не просто обеспечивает прочное  запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки (1,24-28).

 

 В ходе  усвоения надо обеспечить не  только прочность, глубину и  осознанность, но и действенность  знаний. Умение их применять на  практике, в учёбе и в жизни. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знание более прочным, жизненным и реально осмысленном. Все описанные элементы усвоения существуют не изолированно, они взаимосвязаны между собой, включают друг друга (36,15).

 

 Приоритетами  младшего школьного возраста  являются следующие:

 

1) образовательный,  то есть обучение, приобщение  ребенка к процессу осознанного  усвоения знаний (определенной суммы) о человеке, природе, обществе;

 

2) развивающий,  то есть формирование у него  важнейших новообразований и  умение учиться;

 

3) воспитательный, главный приоритет, то есть  формирование у ребёнка важнейших  положительных личностных качеств  и свойств характера, нравственности, мировоззрения, коммуникативности.

 

 Каждый из  этих трёх приоритетов даёт  возможность не только оценивать  разные системы начального обучения, но и рассматривать новые проекты.

 

 Введение  новых учебных интегрированных  занятий возможно только за  счёт тех, которые как раз  и являются для начального обучения базовыми.

 

 Надо каждому педагогу  освободить себя от скованности  педагогического мышления – раскрывать  свои способности понять творческий  опыт, новую научную идею (54,288).

 

 Эффективность  учебно–воспитательного процесса  в начальном звене находится  в прямой зависимости от профессиональной  подготовки учителя. Учитель должен  побуждать учащихся к общению,  обладать мастерством преподавания. В этом случае срабатывает  психологический механизм подражания, и у учащихся проявляется внутренне стремление к учению (39,21).

 

 Для развития  потребности и интереса к овладению  знаниями большое значение имеет  используемые учителем методические  приемы при проведении интегрированных  уроков: демонстрация наглядных пособий, использование художественной литературы, музыкальных произведений, технических средств обучения, привлечение в процесс изложения нового материала, ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих проитворечия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умением учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных связей, явлений природы, развитии науки и техники (42,51).

 

 В этом  смысле нельзя забывать известного  положения Я.А. Коменского о  том, что учиться должно быть  легко и приятно. Трудное учение, бывает малопродуктивным и зачастую  совсем убивает желание учиться  (26,236).

 

 Учет возрастных  особенностей учащихся, стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога (65,118).

 

 Учитель  продумывает организацию учебной  деятельности школьников на интегрированных  уроках: сосредоточивает внимание  на главных. ведущих идеях.  преподносит материал в занимательной, интересной форме, организует их творческий поиск познавательной деятельности, учитывая особенности младших школьников (56,22).

 

 Одна из  главных проблем интегрированных  уроков – понимание учителем  и учёт им особенностей каждого  конкретного ребёнка (5,48). В интегрированных уроках надо соединить отдельные элементы в единое целое, чтобы каждому ребёнку стала понятна суть обучения.

 

 Не менее  важно, чтобы на этих уроках  осуществлялось развитие речи  детей. Это и обогащение, активизации  словаря, развитие связной речи. Интегрированные уроки помогают в ознакомлении школьников с окружающим миром. Сегодня, как никогда раньше, все усилия нужно направить на повышение качества знаний учащихся и добиваться высоких результатов. Качество знаний зависит и от особенностей познавательной деятельности, в которую оно включено, и от широты включения этих знаний в различные виды деятельности (12,18-19).

 

 

 Только находя  свое выражение в игровой, учебной,  спортивной, трудовой, общественной  деятельности, надо активизировать ребёнка – это важнейший фактор его развития (47,33).

 

 В младшем  школьном возрасте ведущим видом  деятельности является учебная.  В процессе учебной деятельности  ребёнок осваивает знания и  умения, выработанные человечеством  (39,25).

 

 Интегрированные уроки требуют и проявления высших чувств, такта. Уровень грамотности младших школьников зависит от того, насколько дети регулярно читают. Здесь помогают интегрированные уроки чтения и изобразительного искусства, внеклассного чтения и музыки (37,20). Много дают такие уроки и для повышения выразительного чтения. Однако всё это должно быть тщательно продумано, все делается основательно при высокой плотности урока и активном участии самих учащихся, которые должны направить свой интерес, эмоции, интеллектуальные силы в нужном направлении (38,109).

 

 К вопросу  об интеграции обучения в начальной  школе в последнее время наметился  ряд подходов: от проведения урока  двумя учителями разных предметов  или соединения двух предметов  в один урок и проведение  его одним учителем до создания интегрированных курсов и попыток коренного изменения содержания начального образования (41,9).

 

 Надо учить  детей видеть связь между явлениями  природы и повседневной жизнью. Это веление сегодняшнего времени.

 

 Идея интеграции  в обучении стала предметом обсуждения образования в связи с дифференциацией и индивидуализацией обучения (16,29).

 

 По существу, интеграция обучения имеет целью  заложить целостные представления  о природе и обществе и сформировать  собственное отношение к законам  их развития. Школьнику важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта.

 

 Для школ  Казахстана характерен сегодня широкий инновационный поиск. "Инновация" - синоним слов "нововведение", "новшество", "ноу-хау" или это вывод результатов научно-технических разработок на высокий уровень (10,23).

 

 Эффективность  интеграции зависит от многих  факторов: сочетания учебных предметов и изучаемых тем, от подготовки учителя, включающий отбор содержания, методов, приёмов работы. Наиболее удачны для интеграции такие предметы, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – изобразительное искусство – музыка, природоведение – труд, математика – труд (6,49).

 

 В настоящее  время смысл разрабатывать и  апробировать систему интегрированных  уроков, психологической и методической  основой которых будет установление  связей между понятиями, общими  в ряде учебных предметов (9,10).

 

 Интеграционные  связи между предметами – это  процесс сближения и связи  наук (9,43). В практике начального  обучения надо использовать, развивать  и внедрять внутри – и межпредметные  связи как "зону ближайшего  развития для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов (приложение 37, 38).

 

 Интегрированные  уроки должны отвечать следующим  требованиям: во-первых, урок должен  дать ребёнку самые различные  знания, во-вторых учитель должен  повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум (24,49). Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать (16,58).

 

 Интегрированный  урок – это живое творчество  учителя и учащихся. Важно понять  главное: исходя из цели интегрированного  обучения, объединить отдельные  стороны в изучении понятий  в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала (71,10).

 

 Существуют  разнообразные формы интегрированных  уроков, применяемых на практике  при обучении чтению и других  учебных предметах – это уроки–утренники, уроки отчеты, урок устный журнал. А учителю необходимо оценить возможности детей и уверенность в том, что задача для них посильна.

 

 Нетрадиционными  формами интегрированных уроков  являются: "игра в театр", где  каждый может стать актёром. Так поднимается уровень культуры художественного творчества (48,9). Существуют и другие многообразные формы работы на этих уроках. Например, урок–конференция. Подготовка идёт в микрогруппах. Нежелательно, чтобы дети одной микрогруппы знали, что говорят ребята другой. В подготовке принимают участие все дети класса. Учителю необходимо постоянно наблюдать за работой микрогрупп и работать совместно с детьми, ненавязчиво исправлять ошибки.

 

 Школа, по  мысли Я.А. Каменского, должна  стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должна способствовать учебная программа, курсы, формы и методы обучения (32,207).

 

 Начальная  школа должна учить не только  чтению, письму и счёту, но и  полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей (14,151).

 

 Из всего  анализа различных точек зрения  дидактов, психологов можно выделить  следующие положительные моменты  в проведении интегрированных  уроков:

 

 а) эти  уроки позволяют преподнести учебный материал более глубже, показав его с различных сторон (литературы, музыки, изобразительного искусства).

 

 б) такие  уроки способствуют прочному  овладению знаний, повышению интеллекта  детей.

 

 в) дают  возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.

 

 г) широко  решают воспитательные задачи  учебно-воспитательного процесса.

 

 

1.2 Сущность  и особенности интегрированного  обучения в начальной школе

 Вычленение  в педагогической теории идеи  межпредметных связей и ее  переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.

 

 Интегрированный  урок можно характеризовать по  следующим признакам:

 

- наличие основания для интеграции (проблема, теория, метод или объект изучения);

 

- интегрированный  подход к отбору содержания  образования: знаний, умений, ценностных  ориентаций на основе разных  форм постижения действительности;

 

- выбор адекватной  формы проведения урока, обеспечивающей развитие разных сфер личности школьников.

 

 Н.С.Светловская  под интеграцией понимает "процесс  создания нового ценного на  основе выявленных однотипных  элементов и частей в нескольких  прежде разных единицах (учебных  предметов, видах деятельности), затем приспособление этих элементов и частей в не существовавший ранее монолит особого качества" (59,57). Важным условием интеграции является построение материала на основе подчинения единой цели и функции в ряде предметов, в методике. Предпочтительнее проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей (9,3).

 

 Понятие  "интеграция" Л.Н.Бахарева, раскрывает  как "процесс сближения и  связи наук". Этот процесс представляет  собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами (5,49).

 

 Ю.М.Колягин  считает, что применительно к  системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения:

 

1) как цель  обучения она должна дать ученику  те знания, которые могут научить  ребенка с первых шагов обучения  представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны.

 

2) как средство  обучения направлена на развитие  эрудиции обучающегося, на обновление  существующей узкой специализации  в обучении.

 

 Интеграция  выступает как естественная взаимосвязь  наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений (31,28).

 

 На современном этапе  различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую.

 

 Полная – слияние  учебного материала в едином  курсе.

 

 Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.

 

 Блоковая – построение  автономных блоков с самостоятельными  программами или разделами общей  программы (44,29).

 

 Целесообразнее осуществление  интеграции начинать с блоковой, рассчитанной на четверть, полугодие или год.

 

 А.Я.Данилюк считает,  что интеграция представляется  как инновационный прием, способный  решить многие из проблем образования.

 

 Интеграция в сфере  воспитания и образования может  осуществляться на любом этапе  педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования (18,28).

 

 Ю.М.Колягин считает,  что в начальной школе интеграцию  целесообразно строить на объединении  достаточно близких областей  знаний (30,52).

Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе