Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени [4, 15].
В Концепции развития системы образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников…………………………………………………………………………
1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения………………
1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя………………………………………………………………………………
2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе……………………………………………………………………
2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Зелениной.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

 

 Затем учащиеся дают характеристику героям, выясняют какие они. В своих рисунках они пробуют отразить настроение героев басни, отражают графически, где происходит действие. На этом уроке мы видим сотрудничество учителя и детей. Все это дало положительный результат.

 

 Исходя из  этого можно сделать вывод,  что взаимосвязанная деятельность  учителя и учащихся на уроке  способствует созданию творческих  ситуаций, которые поднимают систему  на новый уровень

 

 

2.2 Выявление  результативности использования  системы интегрированных уроков

 

Эксперимент, направленный на выявление эффективности использования  интегрированных уроков в начальных  классах, проводился в 3-ем классе средней школы №35 им. Ю.Н. Павлова Октябрьского района города Караганды с 1 сентября 2002 года по 21 марта 2003 года. В эксперименте принимало участие 26 учащихся.

 

 Для выявления  эффективности проведенной работы  были определены следующие критерии (приложение 29):

 

1) уровень сформированности  знаний;

 

2) уровень сформированности  умений и навыков;

 

3) уровень успеваемости учащихся;

 

4) уровень познавательной  потребности (приложение 3).

 

 По первому  критерию определены такие показатели: прочность, осмысленность, мобильность.

 

1) Прочность  – твердое запоминание и удержание  в памяти изученного материала  и уверенное пользование приобретенными знаниями.

 

 Прочность  знаний проявляется на 3-х уровнях:  высоком, среднем, низком.

 

Высокий уровень  – прочное воспроизведение изученного материала в течении 5 дней.

 

Средний уровень  – точное воспроизведение изученного материала в день повторения.

 

Низкий уровень  – точное воспроизведение изученного материала в день его изучения.

 

2) Осмысленность  – правильность и убедительность  суждений, умение ответить на  все вопросы, применить теоретические  знания к объяснению и решению новых задач и вопросов.

 

 Осмысленность  проявляется на 3-х уровнях: высоком,  среднем и низком.

 

Высокий уровень  – точное воспроизведение правила, умение самостоятельно приводить примеры  на данное правило.

 

Средний – то же, но с допущением незначительных ошибок (не более 3-х), исправленных самостоятельно.

 

Низкий –  с допущением грубых ошибок, исправленных с помощью учителя.

 

3) Мобильность  – умение использовать приобретенные  знания в разнообразной познавательной  и практической деятельности.

 

 При проверке  мобильность знаний мобильность оценивается по следующим уровням:

 

Высокий уровень  – выполнение заданий повышенной сложности без затруднений.

 

Средний уровень  – выполнение заданий средней  сложности.

 

Низкий уровень  – выполнение простых заданий.

 

 Показатели уровня сформированности умений и навыков: скорость, точность, мобильность.

 

1) Скорость  – выполнение заданий за определенный  промежуток времени.

 

Высокий уровень  – задание выполняют за 25 минут.

 

Средний уровень  – выполняют задание за 25 – 35 минут.

 

Низкий уровень – за 35 минут и более.

 

2) Точность  – выявляется результат применения  знаний в новой учебной ситуации.

 

Высокий уровень  – точное воспроизведение заданий.

 

Средний уровень  – выполнение заданий с допущением незначительных ошибок.

 

Низкий уровень – с допущением грубых ошибок.

 

3) Мобильность  – результат дальнейшего преобразования  знаний в новой и незнакомой  для учащихся ситуациях.

 

Высокий уровень  – самостоятельное выполнение заданий  в усложненных условиях.

 

Средний уровень  – в обычных условиях.

 

Низкий уровень  – с помощью учителя.

 

 Для определения  третьего критерия уровня успеваемости  были определены такие показатели, как средний балл успеваемости, процент успеваемости, процент качества  успеваемости.

 

 Эксперимент  проводился по четырем предметам: по литературному чтению и изобразительному искусству, познанию мира и трудовому обучению.

 

 В начале  эксперимента был проведен констатирующий  срез с целью выявления уровня  имеющихся знаний, умений и навыков  у учащихся на данный период  обучения.

 

 В соответствии с ФГОС     по предмету литературное чтение, учащиеся в начале первой учебной четверти должны знать: произведения устного народного творчества (прибаутки, потешки, считалки, поговорки, небылицы, считалки, приговоры).

В системе заданий  предусмотрены повторение тех программных сведений по литературе, которые введены в учебнике второго-четвертого класса: сравнение, олицетворение, эпитет, монолог, диалог, виды сказок (бытовая, волшебная, сказка о животных), понятие о литературном герое, рассказе, сюжете.

 

 Далее от  четверти к четверти получают  дальнейшее развитие:

 

1) Понятие о  литературном герое.

 

2) Понятие о  пейзаже, его функции в произведении.

 

3) Понятие об  эпитете, выражение авторского  отношения через эпитет: нахождение  их в тексте.

 

 Итак, в конце IV четверти учащиеся должны были справиться с такими задачами:

 

- совершенствовать  навык правильного, сознательного,  беглого и выразительного чтения;

 

- формирование  вдумчивого, бережного отношения  к прочитанному, любви к книге;

 

- расширение  и уточнение знаний об окружающем мире;

 

- нравственное  и эстетическое воспитание, формирование  гражданских чувств любви к  Родине – Казахстану;

 

- развитие речи, образного, творческого мышления;

 

- формирование  элементов литературоведческих  представлений.

 

 Все эти задачи решались в ходе опытно-экспериментальной исследовательской работы.

 

 На этапе  констатирующего среза были получены  следующие результаты по литературному  чтению (приложение 24):

 

 Уровень  усвоения знаний:

 

высокий - ….% (8 человек);

 

средний - …% (12 человек);

 

низкий -  % (6 человек).

 

 Уровень  усвоения сформированности умений  и навыков:

 

высокий -% (10 человек);

 

средний -% (12 человек);

 

низкий -% (4 человека).

 

 По третьему  критерию показатели следующие:

 

средний балл успеваемости – 4,1;

 

% успеваемости – 100%;

 

% качества –  85%.

 

 По изобразительному  искусству в течение первого  полугодия 4 класса учащиеся должны  получить следующие сведения: рисование  с натуры различных объектов  действительности, простых по очертанию  и строению; игрушек, цветов, предметов быта, архитектурных сооружений.

 

 Перед детьми  были поставлены задачи: передать  в рисунках пропорции, строение, очертание, общее пространственное  расположение, цвет изображаемых  объектов, определить гармоническое  содержание цветов в окраске, использовать прием "вливание цвета в цвет". Через творческие работы учащихся проходил и национальный колорит (орнаменты, украшения, традиции).

 

 Дети учились  рисовать предметы быта (национальную  посуду, ковры, музыкальные инструменты), а также современные игрушки (машины, ракеты и другую технику). Много уроков отводилось и на иллюстрации сюжетов литературных произведений.

 

 Ребята приобщались  к изучению культуры и быта  казахского народа и других  народов, живущих на территории  Казахстана.

 

 После изучения  требований программы был нами проведен констатирующий срез по изобразительному искусству и получены следующие результаты (приложение 24):

 

 По первому  критерию - уровень усвоения знаний:

 

высокий уровень  – 39% (10 человек);

 

средний уровень  – 42% (11 человек);

 

низкий уровень  – 19% (5 человек).

 

 По второму  критерию:

 

высокий уровень  – 42% (11 человек);

 

средний уровень  – 46% (12 человек);

 

низкий уровень  – 12% (3 человек).

 

 По третьему  критерию:

 

средний балл – 4,3;

 

% успеваемости  – 100%;

 

% качества –  88%.

 

 По предмету  познания мира учащиеся четвертого  класса должны знать особенности  человека, как живого организма,  получить представления о полезных  ископаемых и их особенностях, свойствах и способах применения, познакомится с разнообразием  растительного мира, и познакомить детей с обществом, в котором они живут, и с их законами, с органами управления, а также с культурой и искусством Республики Казахстан. Учащиеся должны применять элементарные приемы аутотренинга: находить ошибки в чужой и своей работе, объяснить причины их возникновения; ориентироваться в книге; вести диалог; самостоятельно составлять рассказ на заданную тему по результатам наблюдения. В ходе изучения программного материала учащиеся могут различать тела и вещества (естественные и искусственные), существенные и несущественные свойства; знают о значении растительного и животного мира на Земле; проводить простейшие опыты по изучению свойств природных объектов; сравнивать организмы между собой: устанавливать простейшие связи в зависимости в неживой и живой природе.

 

 Ученик может  различать понятия – страна, аул,  город, столица, обычай, закон,  правонарушение, этические понятия.  Практически применять знания  и умения, правильно оценивать  примеры разного отношения к  результатам труда людей, правильно оценивать свое и чужое поведение и предвидеть его возможные последствия, вести себя в соответствии с правилами культуры поведения. Результаты констатирующего среза таковы (приложение 25):

 

 Уровень  усвоения знаний:

 

высокий – 31% (8 человек);

 

средний – 50% (13 человек);

 

низкий – 19% (5 человек).

 

 Уровень  сформированности умения:

 

высокий – 39% (10 человек);

 

средний – 54% (14 человек);

 

низкий – 8% (2 человек).

 

 Уровень  успеваемости:

 

средний балл – 4,3;

 

% успеваемости  – 100%;

 

% качества –  92%.

 

 Основные требования программы по трудовому обучению к знаниям учащихся четвертого класса следующие:

 

 Соблюдать  гигиену труда и другие навыки, знать сведения о творчестве  мастеров художественного режима, сравнение характеристики материалов, уметь использовать оборудование для уроков трудового обучения.

 

 Владеть  сведениями как изготавливают  казахские национальные напитки,  предметы быта, знать правила  ухода за одеждой и ремонт, знать общие сведения об истории  казахского декоративного и прикладного  искусства и применение казахского орнамента, сведения о моделировании и украшении юрт, изготовление кукол в национальных одеждах (приложение18). Это видно в интегрированном уроке труда, литературы и музыки. На таких уроках дети учатся соблюдать трудовые правила, изготавливать образцы, самооценивать свои действия, контролировать и корректировать свои действия, выполнять эскиз изделий казахского декоративно-прикладного искусства.

 

 На этапе  конструирующего среза по трудовому  воспитанию были получены такие  результаты (приложение 25).

 

 Уровень  усвоения знаний:

 

Высокий – 39% (10 человек)

 

Средний – 50% (13 человек)

 

Низкий – 11% (3 человека)

 

 Уровень  сформированности умения:

 

Высокий – 39% (10 человек)

 

Средний – 54% (14 человек)

 

Низкий – 8% (2 человека)

 

 Уровень  успеваемости:

 

% успеваемости  – 100%

 

% качества –  88%

 

 В ходе  опытно-экспериментальной работы  были проведены интегрированные  уроки по литературному чтению  и изобразительному искусству.  Этот урок проводился по теме: Е. Елубаев "Легенда о ласточке" (приложение 17). Цель этого урока: познакомить детей с легендой, перенестись в далёкой прошлое своего народа, стремясь заронить в юные души зёрна доброты, воспитать уважение к собственной истории. На уроке используется наглядный материал, основная форма интегрированного урока – это беседа. Урок построен в форме развития критического мышления (проблемные ситуации, вопросы, и нахождение общего правильного ответа: в группе, сам, в парах, в тройках, в шестёрках). Весь упор делается на анализ изученной легенды в единстве с закреплением нового учебного материала по изобразительному искусству. На уроке также используется разнообразные виды чтения: "по ролям" с целью определения характера героев легенды, "про себя" (для ознакомления), выборочное чтение с целью осознания изучаемой легенды. Вопросы беседы направлены на развитие интеллекта, логического мышления учащихся, умение делать выводы, развитие творческого воображения; способствует формированию художественного вкуса, развитию графического умения; вырабатывают навыки выразительного чтения; воспитывают добрые чувства, честность.

 

 Интегрированный  урок по познанию мира и  трудовому обучению проходил  по теме: "Охрана животного  мира. Заповедники". "Изготовление  непрерывного орнамента". В задаче  этого урока входит формирование  знаний о вреде, нанесённом человеком животному миру, о массивах вырубках леса, об уничтожении природной среды. Закрепление знаний о технике безопасности труда и личной гигиене при работе с ножницами, знакомить и закреплять умения в композиционном построении; воспитывать чувство красоты, творческую фантазию, желание трудиться, эстетические чувства. (приложение 15).

Информация о работе Организация и проведение интегрированных уроков в начальной школе