Организация математического развития в разновозрастной группе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:47, контрольная работа
Краткое описание
Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике.
Содержание
Введение………………………….………………………………………………………3 1. Особенности организации педагогического процесса для математического развития детей дошкольного возраста………………………………………………....4 2. Реализация принципов амплификации (личностно-ориентированного взаимодействия) при формировании математических представлений…………..…..8 3. Содержание математического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах………………………………………………………..……11 Заключение……………………………………………………………………………...21 Список литературы………………………….………………………………………….22
4) принцип комплексирования
и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности
среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого
ребёнка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных
и неординарных элементов в
эстетической организации среды;
7) принцип учёта половых
и возрастных различий детей.
Основная задача воспитателя
- наполнить повседневную жизнь группы
интересными делами, проблемами, идеями,
включить каждого ребёнка в содержательную
деятельность, способствовать реализации
детских интересов и жизненной активности.
Организуя деятельность детей, воспитатель
развивает у каждого ребёнка стремление
к проявлению инициативы, поиски разумного
и достойного выхода из различных жизненных
ситуаций.
Наука математического развития
в свете современных требований изменилась,
стала более ориентированной на развитие
личности ребёнка, развитие познавательных
знаний, охране его физического и психического
здоровья. Если при учебно-дисциплинарном
подходе воспитания она сводится к исправлению
поведения или предупреждению возможных
отклонений от правил посредством «внушений»,
то личностно-ориентированная модель
взаимодействия взрослого с ребёнком
исходит из кардинально иной трактовки
процессов воспитания: воспитывать - значит
приобщать ребёнка к миру человеческих
ценностей.
Для успешного математического
необходимо создать условия для разворачивания
собственных размышлений ребенка:
широко использовать иллюстрации
к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного
направления и т.п.;
как можно больше рассказывать
детям о жизни в разных местах и в разные
времена;
внимательно и заинтересованно
выслушивать рассуждения детей, никогда
их не критикуя;
ставить развивающие вопросы.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. предлагают
осуществлять математическое развитие
на занятиях и закреплять в разных видах
детской деятельности, в том числе, в игре.
В процессе игр закрепляются количественные
отношения (много, мало, больше, столько
же), умение различать геометрические
фигуры, ориентироваться в пространстве
и времени.
Необходимым условием, обеспечивающим
успех в работе, является творческое отношение
воспитателя к математическим играм: варьирование
игровых действий и вопросов, индивидуализация
требований к детям, повторение игр в том
же виде или с усложнением. Необходимость
современных требований вызвана высоким
уровнем современной школы к математической
подготовке детей в детском саду в связи
с переходом на обучение в школе с шести
лет.
Математическая подготовка
детей к школе предполагает не только
усвоение детьми определённых знаний,
формирование у них количественных пространственных
и временных представлений. Наиболее важным
является развитие у дошкольников мыслительных
способностей, умение решать различные
задачи.
Воспитатель должен знать не
только как обучать дошкольников, но и
то, чему он их обучает, то есть ему должна
быть ясна математическая сущность тех
представлений, которые он формирует у
детей. Широкое использование специальных
обучающих игр так же важно для пробуждения
у дошкольников интереса к математическим
знаниям, совершенствования познавательной
деятельности, общего умственного развития.
Методика формирования элементарных
математических представлений в системе
педагогических наук призвана оказать
помощь в математике - одного из важнейших
учебных предметов в школе, способствовать
воспитанию всесторонне развитой личности.
3. Содержание математического
развития детей дошкольного возраста
на разных возрастных этапах
Современная программа по математике
направлена на развитие и формирование
математических представлений и способностей,
логического мышления, умственной активности,
смекалки, то есть умения делать простейшие
суждения, пользоваться грамматически
правильными оборотами речи.
В математической подготовке
предусмотренной программой, наряду с
обучением детей счету, развитием представлений
о количестве и числе в пределах первого
десятка, делению предметов на равные
части большое внимание уделяется операциям
с наглядным материалом, проведению измерений
с помощью условных мерок, определению
объема жидких и сыпучих тел, развитию
глазомера ребят, их представлений о геометрических
фигурах, о времени, формированию понимания
пространственных отношений. На занятиях
по математике воспитатель осуществляет
не только образовательные задачи, но
и решает воспитательные. Педагог знакомит
дошкольников с правилами поведения, воспитывает
у них старательность, организованность,
привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость,
целеустремленность, активное отношение
к собственной деятельности.
Работу по развитию у детей
элементарных математических представлений
воспитатель организует на занятиях и
вне занятий: утром, днем во время прогулок,
вечером; 2-3 раза в неделю. Педагоги всех
возрастных групп должны использовать
все виды деятельности для закрепления
у ребят математических знаний. Например,
в процессе рисования, лепки, конструирования
у детей закрепляются знания о геометрических
фигурах, числе и размере предметов, об
их пространственном расположении; пространственные
представления, счетные навыки, порядковый
счет - на музыкальных и физкультурных
занятиях, во время спортивных развлечений.
В различных подвижных играх могут быть
использованы знания детей об измерениях
условными мерками величин предметов.
Для закрепления математических представлений
воспитатели широко используют дидактические
игры и игровые упражнения отдельно для
каждой возрастной группы. В летний период
программный материал по математике повторяется
и закрепляется на прогулках, в играх.
В основе методики обучения математическим
знаниям лежат обще дидактические принципы:
систематичность, последовательность,
постепенность, индивидуальный подход.
Предлагаемые детям задания последовательно,
от занятия к занятию, усложняются, что
обеспечивает доступность обучения. При
переходе к новой теме не следует забывать
о повторении пройденного. Повторение
материала в процессе изучения нового
не только позволяет углубить знания детей,
но и дает возможность легче сосредоточить
внимание на новом.
На занятиях по математике воспитатели
используют различные методы (словесный,
наглядный, игровой) и приемы (рассказ,
беседа, описание, указание и объяснение,
вопросы детям, ответы детей, образец,
показ реальных предметов, картин, дидактические
игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми
всех возрастных групп занимают методы
развивающего обучения. Это и систематизация
предлагаемых им знаний, использование
наглядных средств (эталонных образцов,
простейших схематических изображений,
предметов-заместителей) для выделения
в реальных предметах и ситуациях различных
свойств и отношений, применение общего
способа действия в новых условиях.
Если педагоги сами подбирают
наглядный материал, им при этом следует
строго соблюдать требования, вытекающие
из задач обучения и особенностей возраста
детей. Эти требования следующие:
- достаточное количество
предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов
по размерам (большие и маленькие);
- обыгрывание с детьми
всех видов наглядности до
занятия в разные отрезки времени,
с тем, чтобы на занятии их
привлекала только математическая
сторона, а не игровая (при обыгрывании
игрового материала нужно указать
ребятам его назначение);
- динамичность (ребята действуют
с предложенном им предметом
в соответствии с заданиями
воспитателя, поэтому предмет должен
быть прочным, устойчивым, чтобы
его можно было переставить, перенести
с места на место, взять в
руки);
- художественное оформление.
Наглядный материал должен привлекать
детей эстетически. Красивые пособия
вызывают у ребят желание заниматься
с ними, способствуют организованному
проведению занятий и хорошему
усвоению материала. Для умственного
развития дошкольников большое
значение имеют занятия по
развитию элементарных математических
представлений. На занятиях по
этому разделу программы дети
не только занимаются усвоением
навыков счета, решением и составлением
простых арифметических задач, но
и знакомятся с геометрическими
формами, понятием множества, учатся
ориентироваться во времени и
пространстве. На этих занятиях
в значительно большей степени,
чем на других, интенсивно развивается
сообразительность, смекалка, логическое
мышление, способность к абстрагированию,
вырабатывается лаконичная и
точная речь. «Программа воспитания
и обучения в детском саду»
предусматривает преемственную
связь с программой по этому
предмету для 1 класса школы. Если
ребенок не усвоил какое-либо
правило или понятие, то это
неизбежно повлечет за собой
его отставание на занятиях
по математике в школе.
Задача воспитателя детского
сада, проводящего занятия по математике,-
включить всех детей в активное и систематическое
усвоение программного материала. Для
этого он, прежде всего, должен хорошо
знать индивидуальные особенности детей,
отношение их к таким занятиям, уровень
их математического развития и степень
понимания ими нового материала. Индивидуальный
подход в проведении занятий по математике
дает возможность не только помочь детям
в усвоении программного материала, но
и развить их интерес к этим занятиям.
Обеспечить активное участие всех детей
в общей работе, что ведет за собой развитие
их умственных способностей, внимания,
предупреждает интеллектуальную пассивность
у отдельных ребят, воспитывает настойчивость,
целеустремленность и другие волевые
качества. Воспитатель должен заботиться
о развитии у детей способностей к проведению
счетных операций, научить их применять
полученные ранее знания, творчески подходить
к решению предложенных заданий. Все эти
вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные
особенности детей, проявляющиеся на занятиях
по математике.
Обучение и воспитание ребенка
- одно из возможных средств управления
им. Образовательные программы для дошкольных
учреждений ориентируют педагогов настойчиво
и последовательно учить детей замечать
время, соотносить с временем игры, занятия,
повседневной жизни, приучать детей отдавать
отчет о том, что сделано и могло быть сделано
в то или другое время. Это вовсе не означает,
что нужно постоянно говорить о времени,
контролировать детей. Нужно так организовать
жизнь, чтобы она была содержательна, интересна
и полезна для развития у детей чувства
времени. Чувство времени в общем его определении
представляет способность ориентироваться
при выполнении действий на определенное
время без показания специальных приборов
и вспомогательных средств. Воспитание
чувства времени осуществляется на протяжении
всего процесса формирования представлений
о времени и не отделима от него.
Разработанная А.М. Леушиной
концепция реализована в Типовой "Программе
воспитания и обучения в детском саду"
новые подходы к содержанию и приемам
формирования - временных представлений
определены на основе ряда исследований
60-70-80-ых годов (Е.Д. Рихтерман, Е. Щербакова,
Н. Фунтикова и др.).
Во второй младшей группе работа
с детьми трех лет, по развитию элементарных
математических представлений в основном
направлена на развитие представлений
о множестве. Ребят учат сравнивать два
множества, сопоставлять элементы одного
множества с элементами другого, различать
равенство и неравенство групп предметов,
составляющих множество.
Программный материал второй
младшей группы ограничен до числовым
периодом обучения. Дети этого возраста
учатся составлять группы из отдельных
предметов и выделять предметы по одному:
различать понятия «много» и «один». При
сравнении двух количественных групп
с помощью приемов наложения и приложения
определять их равенство и не равенство
по числу входящих в них элементов.
Дети учатся составлять группу
однородных предметов и выделять из нее
один предмет, правильно отвечать на вопрос
«сколько?». Эта задача решается в основном
в игровой и практической деятельности.
Существует множество игр, в которых дети
учатся выделять один предмет, составлять
группу предметов, овладевают терминами
«один» и «много». Например: «Медведь и
пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши»
и т. п.
Раздел программы «Величина»
связан с развитием первоначальных представлений
у дошкольников о величине предметов контрастных
и одинаковых размеров по длине, ширине,
высоте, толщине, объему (больше, меньше,
одинаковые по величине). Дети учатся словом
определять величину предметов: длинный
- короткий, широкий - узкий, высокий - низкий,
толстый - тонкий, больший - меньший.