Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:21, курсовая работа
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития памяти у старших дошкольников 6
Особенности развития памяти у старших дошкольников 6
Дидактическая игра как средство развития памяти у старших дошкольников. Выводы по I главе 11
Глава II. Организация опытно-экспертной работы по развитию памяти у старших дошкольников средствами дидактической игры 18
2.1 Критерии и уровни развития памяти у старших дошкольников средствами дидактической игры 18 2.2 Реализация педагогических условий и анализ результатов по развитию памяти старших дошкольников средствами дидактической игры. Выводы по II главе 19
Заключение 24 Литература 26
Содержание: Средний уровень
сложности. Взрослый демонстрирует и называет
5-6 картинок. После исчезновения картинки
дети вспоминают предмет и слово, которым
он был назван. «Помоги вспомнить?». После прочтения сказки
Заключение
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность вопроса подчеркивается тем, что сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения. Для реализации поставленных задач использовались такие теоретические и практические методы исследования, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также проведение эксперимента по развитию памяти в группе 5-6 лет. Память делится на кратковременную и долговременную. Выделяется наглядно-образная память, словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух, эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности: ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, означает, что желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Большие возможности для применения методов воздействия с целью развития памяти дошкольника предоставляет дошкольное образовательное учреждение.
Литература
1. Бадалян Л., Миринов А.
Память и нервно психическое
развитие // Дошкольное воспитание 2006,
№ 4 стр. 23 - 31
2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2007-351с.
3. Блонский И.П. Память и мышление. М.: «Просвещение» 2006-245с.
4. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2006, № 2 с.33 -43
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: «Просвещение» 2007.- 207 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:2007.- 176с.
7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. – М.: 2006.-367с.
8. Выготский Л.С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах – Т.2 М.: 2006. – 194с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии 2008, № 6
10. Гнедова Н. М. Роль самоконтроля в условиях обучения смысловому соотнесению как мнемическому приёму детей 5, 6 лет// Вопросы психологии 2007, № 4 .
11. Дети с временными задержками. / Под. Ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: «Педагогика» 2009.-135с.
12. Дети с задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной – М.:2008.- 256 с.
13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. - М.: «Педагогика» 2008.-150с.
14. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 2007, № 4 стр. 16 – 23
15. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и мышления детей с пониженной обучаемостью.- М.: «Педагогика» 2010.-132 с.
16. Житникова Л.М. Формирование у детей дошкольного возраста классификации как способа мнемического действия // Вопросы психологии 2009,№ 2
17. Защиринская О. В. Психология детей с ЗПР (Хрестоматия) СПб, Речь – 2009.- 432 с.
18. Зинченко П.И. О формировании проивольного и непроизвольного запоминания // Советская педагогика 2008, № 3, с. 12-20
19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание 2007.-562с.
20. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: 2008.-290с.
Приложения
Приложение А
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Златоустовский педагогический колледж»
Заместитель директора по ВМР
____________________А. Я. Алексеев
«___» _________________ 2014 г.
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
(опытно-экспериментального характера)
Специальность: 050144 Дошкольное образование
Дисциплина (междисциплинарный курс) ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
Студентка 2 курса, группа 41
Багдасарян Татьяна Васильевна
Тема работы
Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Приложение Б
Опытно-экспериментальная работа по дидактической игре как средству развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 1 – Результаты констатирующего
этапа экспериментально-
Задание 1
И.Ф. |
Даша А. |
Андрей И. |
Кирилл А. |
Ирина И. |
Макар Ф. |
Вика О. |
Аня Б. |
Зарина К. |
Даша О. |
Катя И. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 2 – Результаты
констатирующего этапа экспериментально-
Задание 2
№ вопроса |
Даша А. |
Андрей И. |
Кирилл А. |
Ирина И. |
Макар Ф |
Вика О. |
Аня Б. |
Зарина К. |
Даша О. |
Катя И. |
1 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
2 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Таблица 3 – Результаты
констатирующего этапа экспериментально-
Задание 3
№ вопроса |
Даша А. |
Андрей И. |
Кирилл А. |
Ирина И. |
Макар Ф |
Вика О. |
Аня Б. |
Зарина К. |
Даша О. |
Катя И. |
8 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
9 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
11 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14 |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Таблица 4 – Результаты
контрольного этапа экспериментально-
Задание 1
И.Ф. |
Даша А. |
Андрей И. |
Кирилл А. |
Ирина И. |
Макар Ф. |
Вика О. |
Аня Б. |
Зарина К. |
Даша О. |
Катя И. |
Активный запас |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Пассивный запс |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 5 – Результаты
контрольного этапа экспериментально-
Задание 2
№ вопроса |
Даша А. |
Андрей И. |
Кирилл А. |
Ирина И. |
Макар Ф |
Вика О. |
Аня Б. |
Зарина К. |
Даша О. |
Катя И. |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |