Организация партнерских отношений с родителями воспитанников в условиях ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 08:42, доклад

Краткое описание

Большинство родителей думают, что любой из них будет прекрасным воспитателем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Именно такую помощь всегда готовы оказать педагоги нашего ДОУ родителям своих воспитанников, стараясь не занимать «судейскую» позицию, а помнить: педагог – партнер в воспитании и становлении личности.

Вложенные файлы: 1 файл

статья по работе с семьей.doc

— 3.49 Мб (Скачать файл)

Организация партнерских  отношений с родителями воспитанников

 в условиях ФГТ

Старший воспитатель  МБДОУ ДС №157

Центрального  района города Челябинска

И.В.Курбатова

« Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей » В.А.Сухомлинский

 

«Родительство» – очень важная часть жизни взрослого человека.

Большинство родителей  думают, что любой из них будет  прекрасным воспитателем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям  в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Именно такую помощь всегда готовы оказать педагоги нашего ДОУ родителям своих воспитанников, стараясь не занимать «судейскую» позицию, а помнить: педагог – партнер в воспитании и становлении личности.

Педагоги, нередко указывают  на то, что родители не уделяют своему ребенку должного внимания. Родители, в свою очередь, жалуются на то, что их ребенок не получает того, что ожидали от детского сада они. Срабатывает стереотип: воспитатели считают, что родители должны помогать в осуществлении идей реализуемой программы воспитания и развития ребенка, а родители считают: «отдаем ребенка в детский сад – вы его и воспитывайте». Дошкольное учреждение принимает это как социальный заказ, при этом испытывая трудности при взаимодействии с родителями. Все это происходит на фоне все возрастающего стремления родителей, с одной стороны, дать своему ребенку  лучшее, и желания ДОУ не отставать от инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования – с другой.

Следует отметить, что все затруднения  проистекают от одного – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания  и сотрудничества между детским  садом и родителями.

Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству и не проявляют интереса к объединению усилий с ДОУ при воспитании детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как вторые ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие  страдает односторонностью.

Возникает вопрос...Что  такое взаимодействие? Это  равенство целей в семье и ДОУ и способов достижения этих целей.

 Организация взаимодействия  с семьями воспитанников –  это не кампания одного дня,  а целенаправленная работа всего  педагогического коллектива в  течение длительного времени. Цель работы  – вовлечение родителей в единое образовательное пространство"Детский сад – семья".

Задачи:

  1. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
  2. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста;
  3. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми;
  4. Укрепить у родителей чувство уверенности в своих силах;
  5. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребенка.

Ожидаемый результат:

  1. воспитатели:

- обучение навыкам  и умению ставить конкретные  задачи в работе с каждой  семьей (с учетом возраста, образования,  культурного уровня и взглядов  на воспитание) и выбору адекватных  методов и форм;

     - установление полноценного взаимодействия с семьей.

  1. родители воспитанников:

- повышение педагогической  компетентности;

- формирование интереса  к себе  как к педагогам-воспитателям;

- установление доверительных отношений  с сотрудниками детского сада.

  1. воспитанники:

- полноценное усвоение  содержания реализуемой программы;

- адаптация в ДОУ;

- подготовка к дальнейшим социальным  отношениям.

Для полноценного диалога  с родителями необходимо выработать определенный алгоритм  вовлечения последних в образовательный процесс ДОУ. С этой целью в детском саду была организована творческая группа, в состав которой вошли педагоги и специалисты образовательного учреждения. Результом работы творческой группы стал алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников, который можно представить следующим образом:

I. Аналитическая деятельность. Её цель: определить запросы родителей и воспитателей, выработать общие требования к  ребенку в семье и дошкольном учреждении.

-опрос родителей для  выявления индивидуальных особенностей  ребенка;

-анкетирование родителей  для сбора социалогических данных  о семье;

-опрос родителей для  получения их представлений и  (или ожиданий), планов относительно  сотрудничества со специалистами  детского сада.

Эту работу можно организовать с помощью взаимодополняющих методов: специальной анкеты (приложение 1,2)), устного опроса, беседы, совета и пр.

Результаты анкетирования  показали существенную разницу   представлений о взаимодействии со стороны родительской общественности и педагогов ДОУ. А именно...

Если для родителей основными источниками информации об особенностях развития ребенка в детском саду  служат встречи с разными специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры, воспитателем...  - 44%), то сами воспитатели (95%) - считают, что эта информация почти полностью зависит от них, а также от информационных родительских стендов.

 Педагоги уверены,  что регулярно информируют родителей  воспитанников об изменениях  в системе дошкольного образования и жизни ДОУ (80%). С этим согласились только 43% родителей.

Степень своего участия  в жизни детского сада  45% родителей  оценивают низко или ниже среднего уроня.

Как положительный момент, мы отметили единство взглядов между  воспитателями и родителями воспитанников на оптимальные формы взаимодействия семьи и ДОУ. По степени актуальности  их можно представить следующим образом:

1.родительские собрания;

2.официальный блог  ДОУ;

3.индивидуальная работа (беседы и консультации);

4.семинары-практикумы, мастер-классы;

5.дни открытых дверей;

6.совместные проекты,  образовательная работа в семье;

7.информационные стенды, газеты, буклеты.

На основании этих данных был составлен план работы с родителями воспитанников на текущий  учебный год, включающий в себя указанные выше формы.

II. Практическая деятельность. Эта часть начинается с установления доверительных отношений с родителями.

Методы:

  1. диалог во время утреннего приема детей;
  2. родительская почта (почта доверия);
  3. индивидуальное консультирование;
  4. дни общения, дни открытых дверей;
  5. совместное создание предметно-развивающей среды;
  6. оформление фотомонтажей из жизни группы;
  7. обращение к родителям по имени;
  8. оформление выставочного стенда и размещение его в группе, а не в родительском уголке;
  9. прочее.

После этого мы приступили к непосредственному осуществлению мероприятий составленного плана взаимодействия с родителями. Ниже приводим Вам ряд мероприятий по приоритету.

Поскольку наш детский  сад предназначен для детей с  затихающими формами туберкулеза  и туберкулезной интоксикацией, приоритетным направлением для нас являлось сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

II.1.Дискуссия — «Детский сад в сохранении  и укреплении здоровья детей» - старшая и подготовительная группы.

Что такое  дискуссия? Обсуждение спорной проблемы, когда  каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

 В ходе дискуссии  мы  выяснили, что для родителей работа  детского сада в сохранении  и укреплени  здоровья воспитанников  заключается в регулярном проведении  физических занятий,  соблюдении режима дня, закаливании, прогулках на свежем воздухе.

  Таким образом, мы составили план приоритетных мероприятий по этому вопросу и приступили к его осуществлению.

II.1.1.Консультации для родителей (индивидуально и в родительскм уголке).

  • Буклет "Рецепты травяного чая" (младшая/подготовительная группы);
  • Информационный стенд "Нетрадиционные способы оздоровления"   — о способах оздоровления детей в семье, т. е. о подвижных играх с ребенком во время прогулки во дворе;
  • пальчиковая гимнатика, стимулирующая развитие общей моторики в семейных условиях;
  • Консультация «Веселая физкультура в квартире» - о возможностях развития двигательных движений в квартире, дома;
  • консультация с элементами практикума «Игры на формирование правильной осанки» - для детей с нарушением осанки.

II.1.2.Семейные праздники:

  • День матери в старшей и подготовительной группах;
  • Утренники по значимым датам (младшая/подготовительная группы);
  • Масленница (младшая/подготовительная группы).

II.1.3.Спортивные соревнования с привлечением родительской общественности:

  • районные и городские соревнования.

II.1.4. Фотосессия с мероприятий, организованных в детском саду, представленная в родительских уголках и на блоге ДОУ:

II1.5. прогулки-походы с привлечением родителей воспитанников.

II.2.Мастер-класс для родителей «Активные формы работы с детьми дошкольного возраста» (приложение 3).

Это работа, обозначающая проблему, предлагающая пути и алгоритм  решения.

II.3. Итоговые мероприятия по календарным темам:

  • выставки продуктивной совместной с родителями деятельности;


  • благодарность родителям с отражением в родительском уголке и на блоге ДОУ;
  • родительские собрания с выступлением заведующей и старшего воспитателя ДОУ.

        II.4.Эколого-оздоровительная игра «Путешествие на планету здоровья».

  Цель: способствовать взаимодействию  педагогов детского сада и родителей   по формированию привычки здорового образа жизни  детей.

 

Деловая игра имитирует различные аспекты  активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

           II.5. Родительские конференции (1 раз в полугодие).

Это особая форма  работы с семьей, позволяющая родителям и педагогам разных групп поделиться  опытом взаимодействия, решить насущные проблемы, задать вопросы заведующей и специалистам ДОУ и др.

   II. 5.1.Родительская конференция «Семья и ДОУ — единое оздоровительное пространство».

Цель: раскрытие основных понятий здоровьесберегающих условий в семье и ДОУ, укрепление взаимодействия дошкольного учредения и семей воспитанников.

         II.6. День открытых дверей в ДОУ «Мы вместе».

Позволяет практически  познакомить родителей с системой воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Родителям было предложено принять участие в  мероприятиях, направленных на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи в  вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

           II.7. Работа консультационного пункта ДОУ.

Одна из наиболее продуктивных форм взаимодействия с  семьей, позволяющая сотрудникам  получить представление о проблемах, наиболее интересующих родителей, а  родителям получить необходимую  консультацию любого специалиста дошкольного  учреждения.

         III. Заключительный этап: подведение итогов работы за текущий учебный год.

Критерием оценивания проведенной работы послужило повторное  анкетирование родителей и педагогов, показавшее, что их взгляды на образовательный  процесс в ДОУ стали более  едиными.

Информация о работе Организация партнерских отношений с родителями воспитанников в условиях ФГТ