Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей развивающих игры для детей младшего дошкольного возраста.
В связи с постеленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть игру как ведущую деятельность в развитии детей дошкольного возраста;
определить значение развивающих игр;
изучить методику проведения игр и занятий;
привести примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………...……….....….3
1 Роль и значение развивающих игр в дошкольном возрасте…………..….…5
1.1 Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………..……...........….5
1.2 Значение развивающих игр………………………………..………...….....11
2 Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..…...…...14
2.1 Методика проведения игр и занятий…………………………………..….14
2.2 Примеры развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………....…19
Заключение……………………………………………………….…….....…....27
Список использованных источников ………………………………..…...…..29

Вложенные файлы: 1 файл

развивающие игры.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Сколько братьев у Поля?"У Анри? У Шарля?). Ж. Пиаже спрашивал ребенка дошкольного возраста: "Есть у тебя братья?" – "Да, Артур", – отвечал мальчик. – "А у него есть брат?" – "Нет". – "А сколько у вас братьев в семье?" – '"Двое". – "У тебя есть брат?" – "Один". – "А он имеет братьев?" – "Нет". – "Ты его брат?" – "Да". – "Тогда у него есть брат?" – "Нет".1

Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата. Но если ту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.

Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.

 

1.2 Значение развивающих игр

 

Интеллектуальное развитие ребенка - важнейшая часть его психического развития, подготовка ко всей его будущей жизни. Этот сложный процесс включает формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, выработку таких психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений и возможность их использования для решения разнообразных задач.1

Раннее развитие ребенка сегодня очень популярно и среди педагогов, и среди родителей, особенно молодых, склонных к экспериментам. И действительно, кому не хочется гордиться успехами своего ребенка? Но модная теория раннего развития возникла не на пустом месте, и у ее истоков стояли поколения философов, педагогов, психологов всех времен и народов. Появлению в сегодняшней науке о детях идеи о неисчерпаемых возможностях в каждом младенце мы обязаны древнегреческим философам Платону и Аристотелю, французскому просветителю Жан-Жаку Руссо; швейцарским педагогу Иоганну Генриху Песталоцци и педагогу Жану Пиаже, россиянину Льву Выготскому и др. Именно их идеи лежат в основе современной педагогики и детской психологии, связанной с теорией раннего развития гения практически из любого ребенка.

Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры, в которых можно выделить следующие характерные признаки:

          необходимость для ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;

          умение в игровых ситуациях ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, т. к. игра направлена на их воспроизведение;

          формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми, где игра невозможна без согласованных действий.

Все эти требования являются необходимыми в самостоятельной игре ребенка.

В качестве основного мотива для игры педагоги и психологи выделяют фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет менять и модулировать роли в играх. Для успешного обучения детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий. Развивающие игры позволяют ребенку посмотреть на все происходящее с точки зрения своего будущего. Это первый шаг к развитию у ребенка воображения, интеллекта, памяти, к совершенствованию личности.

 Все мы знаем, что для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность, открывает радость познания и творчества. Развивающая игра имеет большое значение и для эмоционального становления детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Играя затем в больницу, имитируя и проигрывая страшные истории в играх, ребёнок перестает их бояться.

 Игра, к тому же и критерий  нормальности ребенка, по тому, как  он играет, о нем можно многое  узнать. С возрастом меняется  не только ребёнок, растет не  только он, но и игра. Характер  игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. Застревание ребёнка на каком-то этапе, ведёт и к остановке развития игры, что может быть первым сигналом для родителей о возникновении проблем в развитии у ребёнка. Таким образом, этапы развития игр должны соответствовать этапам возрастного развития ребенка.

Задача, стоящая перед воспитателями – научить детей точно и полно воспринимать предметы и их свойства – цвет, форму, расположение в пространстве. Без такого обучения восприятие ребенка долго остается поверхностным, малышу труднее овладевать другими видами деятельности – конструированием, рисованием. У ребенка не будет необходимой основы для общего умственного развития, таким детям сложно усваивать знания и навыки в начальных классах школы. Усвоение сенсорных эталонов – процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.1

Как известно, умения, в том числе и мыслительные, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Чтобы сохранить интерес детей к занятиям (игре) необходимо постоянно менять игровые ситуации и практические задания.

Конечно, раннее развивающее обучение не преследует цели искусственного умственного взросления малыша. «Развивалки» в правильных пропорциях смешивают игру и учебно-познавательную деятельность ребенка, повышают его интеллектуальную активность, а значит, подготавливают к успешному преодолению трудностей дальнейшего обучения в школе. Это очень важное состояние для человека, ведь успехи в одном деле дают уверенность и в других делах, способствуют «реализации себя» не только в период обучения, но и вообще в жизни.

 

Раздел 2. Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста

 

2.1 Методика проведения игр и занятий

 

Дидактические игры и занятия дают хороший результат в том случае, если педагоги четко представляют, какие задачи они могут решить в процессе обучения детей. Дидактические игры важны для умственного развития маленьких детей. Малыши сосредотачиваются на том, что говорят им взрослые, что они им показывают, побуждая воспроизводить показанные действия или сказанные слова. Это необходимые условия для усвоения навыков и умений. Тем самым игры закладывают такое важное качество, как любознательность. Получив необходимую крупицу знаний, малыш охотно участвует в занятиях, ждет их с нетерпением. Взрослый рассказывает детям о доступных для их понимания явлениях природы, знакомит со средствами передвижения. Поэтому перед взрослыми, обучающими детей, ставится задача научить детей понимать речь. Для этого им самим необходимо уметь пользоваться речью. На занятиях детей приучают не только созерцать, но и активно действовать. При выполнении таких действий у детей вырабатываются целеустремленность, планомерность, усидчивость.1

Большое значение в развивающих играх для детей имеет их правильная организация. Обучающее воздействие взрослых вызывает у детей желание заниматься, достигать умственной активности в действиях игры. Поэтому, занимаясь с малышами и предлагая им дидактические занятия, следует вызывать живой интерес к этим процессам. В таких занятиях не должно быть назидания, скучности, всякое мероприятие должно нести положительный эмоциональный настрой на весь день. Дети, подражая взрослому в изучении действий с предметами, запоминают новые слова, выражения, учатся многократно повторять их. Взрослому следует быть терпеливым, когда ребенок воспроизводит новое действие в игре. Если малышу трудно, надо взять его руку в свои руки и правильно показать выполнение этих действий. Малышей всегда интересуют показ нового предмета или игрушки, их назначение, форма; их занимает сама мысль, как с ней справиться, куда ее применить и т. д. Поэтому сначала игрушки надо раздать им для изучения.

Дидактические игры и занятия имеют большое значение в нравственном воспитании детей. Они стимулируют общение со взрослыми и развитие интереса к сверстникам и общению с ними, выработку положительных привычек, препятствуют появлению отрицательных черт характера и поведения. С первого знакомства дети приучаются играть друг с другом, не мешая, не отнимая друг у друга игрушки. Постепенно они привыкают к совместной деятельности: вместе смотрят картинки, животных, учатся вместе плясать, играть, ходить на прогулки. Так у них зарождаются интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. В этом возрасте взрослые развивают элементарные представления о плохих и хороших поступках, о том, что можно делать и что нельзя, т. к. дети второго года жизни не могут сами управлять своими эмоциями, не могут правильно оценить свое поведение.

Необходимой и существенной частью воспитания детей второго года жизни являются формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, отработка правил поведения, предупреждение возникновения отрицательных привычек.

В этом возрасте, насколько это возможно, следует воспитывать у ребенка эстетический вкус. Если ребенок не умеет различать предметы, не умеет вслушиваться в слова взрослого, то у него невозможно развить сенсорное восприятие.

В возрасте 2 лет детям предлагаются одинаковые по форме цвету предметы. Если у всех малышей предметы разные, они отвлекаются, потому что все хотят иметь такие же, и в результате возникают конфликты. С каким бы материалом ни работали дети, количество, форма, цвет - все должно быть одинаковым для воплощения замысла во время занятия. Это сосредотачивает их на определенной цели.

Задачи, выполняемые в этих играх, не только должны иметь характер моторных движений (открывать, закрывать, нанизывать), но и заботиться об умственном развитии ребенка (знакомить с формой, цветом, величиной, активизировать запоминание новых слов, названий предметов в действиях). Детям 2-летнего возраста сначала ставятся 1-2 задачи, постепенно в ходе последующих занятий количество задач увеличивается. Сначала с детьми отрабатываются движения руками, на втором и последующем занятии выдвигаются задачи на соответствие предметов по величине, свойствам. К таким предметам относятся одноместные матрешки, разборные бочонки. Действия с матрешками требуют соотнесения одновременно по двум свойствам - величине и положению в пространстве; действия с коробкой - по форме и положению в пространстве.

Взрослый строит занятия таким образом, чтобы у детей формировались все типы соотнесений: по форме, величине, положению в пространстве. Чтобы дети правильно умели соотносить типы предметов по свойствам, занятия проводят многократно. Но если эти занятия проходят одинаково, то малыши потеряют к ним всякий интерес. Поэтому задача педагога - видоизменять форму, окраску предметов.

Можно предложить одинаковые по форме, но разные по окраске игрушки или игрушки одного цвета, но разных форм и пропорций. В этом случае у детей развиваются зрительная память, сенсорные процессы, речь.

Во время дидактических игр взрослый учит детей различать основные свойства предметов. Это игры с разборными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладными чашками и др.). Дети учатся различать величину предметов (сначала более контрастную), например собирать пирамидку из 3-4 колец или двухместную матрешку. К концу второго года жизни дети собирают постепенно уменьшающуюся по величине пирамидку из 6-8 колец и четырехместную матрешку. Для этого существуют специальные дидактические игры, развивающие у детей узнавание геометрических форм предметов. Детей следует научить подбирать по образцу однородные по форме предметы, сначала очень непохожие (шар, куб, прямоугольник), затем более сходные: шар - яичко или грибочки разных форм. Также необходимы занятия по развитию у детей ориентировки в основных цветах. Например, предлагается разложить шарики двух цветов мисочки такого же цвета.

С детьми в возрасте 2 лет проводятся такие занятия, которые развивали бы координацию мелких движений кисти, движения пальцев, понимание названий предметов и их частей: сними и надень кольцо, покатай шарики, положи грибочки в корзиночку и т. д.

На занятиях с разнообразными предметами дети учатся вставлять их в отверстия, вынимать и при этом производить действия не с одним шариком или грибочком, а с 6-10 штуками. Кроме таких перечисленных занятий ребята в этом возрасте должны уметь самостоятельно назвать и перечислить 2-4 цвета. Это тоже решается на специальных занятиях под руководством воспитателя.

Возникает вопрос о длительности занятий. Это зависит от активности детей и их эмоционального состояния. Есть занятия, на которых дети могут вставать со стульчика, ходить между столами, приносить предметы. Такие действия их не утомляют, в то время как чтение стихов, разучивание песенки не требует относительной активности, поэтому малыши отвлекаются, перестают слушать.

Смена деятельности предупреждает утомление, но в то же время дети учатся слушать и понимать художественный текст. Взрослым при виде усталости и незаинтересованности детей следует прекратить занятия и предложить подвигаться, поиграть (например, в «Раздувайся пузырь», «Лови-лови», «Гуси-лебеди», «Найдем сапожок»).

Помимо дидактических игр можно предложить несколько разных по характеру подвижных игр. Двигательные задания должны соответствовать возможностям детей. Это чаще всего бывают бег, прыжки, подпрыгивания и др. Правила, регулирующие действия детей, просты и тесно связаны с сюжетом. Малыши очень любят игры с пением, с текстом. Текст потешки, песенки, прибаутки и иного определяет характер и длительность движений, служит сигналом к началу и прекращению игры. Дети очень любят игры, в которых есть водящий (мишка, большая птица, кот и др.). Роль водящего в играх с маленькими детьми выполняет кто-то из воспитателей или дети старшего возраста.

Информация о работе Организация проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста