Организация проектной деятельности учащихся для активизации познавательного интереса к изучению предмета «Информатика и ИКТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:06, реферат

Краткое описание

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых предметных, метапредметных и личностных качеств учащегося играет предмет информатика и ИКТ.

Содержание

1.1. Понятие познавательного интереса. 4
3. Результаты 13
4. Литература.
5.Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Реферат

 

Организация проектной деятельности учащихся для активизации познавательного  интереса к изучению  предмета «Информатика и ИКТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 

4. Литература.

5.Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Чтобы человек был сытым один день,

дай ему одну рыбку, два дня - две  рыбки,

 всю жизнь - научи его ловить  рыбу».

Японская мудрость

 

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых  предметных, метапредметных и личностных качеств учащегося играет предмет информатика и ИКТ.

В начале своей профессиональной деятельности я не испытывала проблем с мотивацией обучающихся к изучению информатики – компьютеры были дома у нескольких учащихся из класса, ребятам было интересно выполнять любое задание на компьютере. Однако со временем я стала наблюдать спад познавательного интереса. Это связано с изменениями в сфере компьютерных технологий, глобальной информатизацией. Сегодня, практически, у каждого учащегося есть компьютер, подчас превосходящий школьные компьютеры по производительности. А после перехода школы на операционную систему Linux снова произошел резкий спад уровня познавательного интереса учащихся, так как программное обеспечение под операционную систему Windows превышает по функциональности программное обеспечение под операционную систему Linux, и нет желания изучать новый текстовый редактор Writer, когда есть привычный Word. Поэтому стало необходимым создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем.

Возникла необходимость связи содержания учебной деятельности с жизнью, осознания общественной и личной значимости владения компьютерными коммуникациями, что является важным фактором мотивации обучения.

Способом повышения уровня познавательного  интереса, выбранным мной, явилась  организация проектной деятельности учащихся. Причина выбора этого вида деятельности в том, что в его  основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный проект.

Актуальность организации проектной деятельности связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. А действия, освоенные самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.

В своем опыте я решила показать результат применения проектной деятельности для активизации познавательного интереса к изучению информатики.

Цель: повысить уровень познавательного интереса учащихся к изучению  предмета «Информатика и ИКТ» при организации проектной деятельности.

Задачи:

  1. Выполнить теоретическое исследование сущности понятия «познавательный интерес», способы его активизации и развития;
  2. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования проектных технологий на уроках информатики;
  3. Показать результативность организации проектной деятельности, ее влияние на уровень познавательного интереса учащихся к предмету, распространение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогическое обоснование.

1.1. Понятие познавательного интереса.

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету.

В настоящее время проблема становления  интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В  интеллектуальной деятельности, протекающей  под влиянием познавательных интересов, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного  интереса является также и то, что  центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

 

 

1.2. Особенности и педагогические условия организации проектной деятельности на урокае «информатика и ИКТ»

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Понятие «проектная деятельность школьников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин - педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

Рассмотрим понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии.

По мнению Н.В. Матяш проектная  деятельность является интегративным  видом деятельности, синтезирующим  в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

Основные педагогические  условия для организации проектной деятельности:

  • Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили  учения. Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д.

На основе анализа опыта проведения проектов можно построить их классификацию.

По доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • игровые;
  • практические;
  • ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательным областям:

  • монопроекты (в рамках одной предметной области);
  • межпредметные.

По характеру координации:

  • с открытой, явной координацией;
  • со скрытой координацией (телекоммуникационные проекты).

По характеру контактов:

  • внутренние или региональные (в пределах одной страны);
  • международные (участники являются представителями разных стран).

По количеству участников:

  • личностные (между двумя партнерами);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников);
  • школьные (внутри одной школы);
  • региональные;
  • российские;
  • международные.

По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные (несколько уроков);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Критериями оценки результатов  работы учеников будут владение способами  познавательной деятельности: умением  использовать различные источники  информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее универсальные учебные действия, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.

Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня. Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной  деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира.

 

2. Содержание опыта

 

Проектная деятельность заинтересовала меня еще в первый год работы в  школе. Этот вид деятельности я стала  использовать в различных формах педагогической работы: урочная, внеклассная  и внеурочная деятельности. Сегодня метод проектов используется на уроках «Информатика и ИКТ», на элективных курсах «Лего - робототехника», во время занятий с одаренными учащимися в летней школе «Интеллектуалы XXI века» по предмету «Информатика и ИКТ».

2.1.  Организация проектной деятельности на уроках «Информатика и ИКТ» в основной школе

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Однако при организации этого вида деятельности на уроке следует учитывать некоторые ее особенности. Проектная деятельность учащегося основывается на уже имеющихся у учащихся знаниях. Поэтому нецелесообразно применять подобную имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для учителя.

Если пойти по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Информация о работе Организация проектной деятельности учащихся для активизации познавательного интереса к изучению предмета «Информатика и ИКТ»